В своей стране я будто иностранец

В своей стране я будто иностранецВведение

Последнее зимнее заседание Ученого Совета было в самом разгаре. Иван Александрович Новаков только и успевал говорить: «Пожалуйста, профессор Федянов», «Пожалуйста, профессор…». Шел оживленный разговор об итогах зимней сессии (они, увы, оставляли желать лучшего), о причинах такой неуспеваемости студентов и, наконец, о кафедре физики, «которая в центре». Все говорили о наболевшем. После слов председателя Совета «Пожалуйста, профессор Першин», Николай Иванович начал говорить о роли воспитания студентов. Врезалось в память то, как профессор с присущей ему интонацией сказал: «Студенты не чувствуют себя гражданами!». Эти слова вызвали во мне бурю возмущений (безмолвных, естественно). Ну а потом я решила проверить, насколько же правильным было его высказывание. И провела собственное исследование, которое назовём своеобразной лабораторной работой.

Итак, Цель работы:

Доказать или опровергнуть слова профессора Першина; на основании экспериментальных данных сделать выводы.

Методика проведения эксперимента:

В разговорах с одногруппниками, друзьями и просто знакомыми как бы невзначай задавать им один и тот же вопрос: «А ты бы уехал жить в Финляндию? Ну, если бы там тебе хорошо платили, дом был бы хороший и всё такое?» – и в зависимости от ответа, продолжать тему: «Почему? Чувство патриотизма или что-то другое?» – или – «А ты разве не чувствуешь себя гражданином России? Готов бросить Родину?» и т.п.

Экспериментальные данные:

– Уехала бы! Нет, ты знаешь, не то чтобы я не чувствую себя гражданином, но… уехала бы.

– Не знаю. Не, гражданином России я себя точно не чувствую. Не потому что не люблю Родину… просто я считаю, что быть гражданином – это чувствовать на себе огромную ответственность за будущее страны. А что я могу сделать для неё? Да ничего. И ответственности такой я не ощущаю. Конечно, плохо это, но правду зато сказал. Наверное, все-таки, не уеду, но не из-за каких-то высоких соображений, а потому что здесь все мои родственники, друзья…

– Ты знаешь, вряд ли. Я здесь выросла, здесь все мои друзья. Вот месяц-другой я бы не отказалась пожить в Финляндии. Или в Германии. А навсегда… Да, я хочу жить обеспеченно, в достатке. А чем мне для этого надо заниматься? Ну, уж точно не наукой. Бизнес, бизнес… И что я тогда делаю в лаборатории инженерной химии? А вот что: без диплома никому я не нужна. И за себя, и «за Державу обидно». Гражданином России я себя редко чувствую. Но уж точно не тогда, когда «наши» в хоккей проиграли. А больше всего мне обидно за бабушек, которые в переходах стоят. Ведь столько они трудились на Советский Союз, и вот заслужили такую «достойную» старость с позорной пенсией.

– Уеду! И желательно подальше! Никакой защищенности, никаких прав! Вот украли у меня телефон, побили… А никому и дела нет до меня! Я же не родственница милиционера, чтобы они вдруг спохватились и начали искать виноватых. А кому в нашей стране нужны учёные? Зарплата мизерная… Вот я хочу заниматься наукой и после того, как закончу универ. И что меня ждёт? Нет, буду жить там, где больше платят!

– Конечно, уехал бы! Вообще, я считаю, что мы все тут живём бедно. По-хорошему, у всех должны быть машины и т.п.

– Может, и уехал бы. Там же язык надо знать, там другой менталитет. Вот если б знал язык, да ещё если б меня там кто-нибудь ждал, то уехал бы без оглядки!

Отступление

Эту картину забыть нельзя. Не помню точно, где я увидела её однажды: то ли в переходе, то ли просто на улице – не важно. Какой-то угол. На земле расстелено то, что осталось от большой картонной коробки. Было не холодно, но как-то грязно. На этой картонной «циновке» сидела девочка лет семи и расчёсывала грязные, слипшиеся волосы женщины, располагавшейся рядом. Расчешет несколько прядей, обнимет… «Мамочка, тебе не больно?» И снова аккуратно, стараясь не причинить боли, маленькими ручонками и обломком от старой расчёски распутывает скомканные волосы… Не знаю, какие чувства больше захлестнули меня в тот момент: жалость ли, возмущение, желание помочь – всё это было, но, пожалуй, сильнее всех было чувство непонимания, сменившееся, однако, вскоре восхищением. А что мешало этому ребёнку сказать: «Если б было куда уйти, бежала бы без оглядки!» или «Вот убегу и буду жить там, где лучше кормить будут»? А вместо этого: «Мамочка, тебе не больно?»… Много ли дала ей эта женщина с припухшим синеватым лицом? Вряд ли. И тем не менее бережно и с любовью приглаживает она мамины волосы… Именно с любовью, той самой любовью, которой любят не за что-то, а вопреки!

Выводы или заключение

Мы живём не в самое плохое для страны время. Но «кому недостаточно малого, тому всего мало». Стоит ли винить кого-то, что наше поколение в большинстве своём не любит свою страну? Не знаю. Может быть, и стоит, но только тех, кто провозгласил вечной ценностью выгоду и любовь ко всему, из чего её можно извлечь.

Поймите меня правильно. Я не сравниваю Россию с той пьяной женщиной. Напротив.

Патриотизм, по моему убеждению, – это не гордость за свою страну, когда «наши» выиграли золотую медаль на каком-нибудь чемпионате; это не чувство благодарности за спокойную и беззаботную жизнь. Патриотизм – это любовь, настоящая любовь к Родине, которая не вытекает из чего-то, а живёт вопреки всему! Как тут не вспомнить слова Э. Асадова: «И подсчётов бухгалтерских не ведёт: отдано столько-то, взято столько…».

Я думаю, что сегодняшние студенты, особенно «технари», наученные быть расчетливыми и практичными, пытаются «аршином общим» всё померить, а чувство любви к Родине списано за ненужностью. Гордости не возникает потому, что есть более развитые страны. Как-то не модно в студенческой среде восхищаться героизмом в прошлом при отсутствии его в настоящем. Да, вокруг далеко не всё безоблачно и благополучно. А что, если на происходящее взглянуть с оправдательной стороны? Ведь совсем забыто, из каких руин была сравнительно недавно возрождена наша Россия-матушка! Что, если у нашей общей Родины до сих пор заживают тяжелейшие раны, на удивление многим не ставшие смертельными? Тогда, может, стоит попробовать не с отвращением, а с болью посмотреть на обшарпанные где-то двери, на разбитые дороги… И эта боль непременно вызовет чувство долга перед своей страной; вызовет горячее желание закатать рукава и трудиться во имя и во благо нашей России!

Юля ЗДОРИКОВА, гр. ХТ-342.
Рисунок тоже автора.

Стр. 8 из 20pdf