Призвание

Учитель диагностики

Учитель диагностикиВторой год с момента открытия перспективной специализации «Эксплуатация и сервисное обслуживание ДВС» на кафедре «Автотракторные двигатели» студенты пятого курса нашего факультета изучают интереснейшую дисциплину – диагностика ДВС.

Всё это время преподавателем, а также руководителем летней практики был преданный своему делу, весёлый и добродушный человек Станислав Сергеевич Кузнецов. Являясь прекрасным специалистом в своей области, Станислав Сергеевич оказался не просто хорошим преподавателем, но и учителем по призванию. Нельзя было не заразиться его энтузиазмом и любовью к практической диагностике.

Проучившись четыре года в ВолгГТУ, я бы никогда не поверил, что «властелин зачёта» будет диагностировать двигатели на автомобилях студентов и производить регулировку отдельных систем. Каждый ученик мог своими руками разобрать, например, прерыватель-распределитель зажигания, оценить его работу. Вся группа была вовлечена в процесс, без всякой конкуренции и отбора. Мы просто занимались общим делом и становились коллективом.

Два года С.С. Кузнецов был учителем диагностики у студентов АТФ. Но так как основным местом его работы является филиал Московского института сервиса, то со следующего года, вероятнее всего, Станислав Сергеевич не сможет "выручать" наш факультет. Правда, он по-прежнему будет руководить летней практикой. Я решил взять интервью у С.С.Кузнецова, чтобы познакомить с ним будущих диагностов, а также узнать его мнение по некоторым вопросам обучения и профессионального выбора.

– Расскажите о себе, Станислав Сергеевич. Что Вас связывает с ВолгГТУ и АТФ?

– Поступив в политех в 1971 году, я с первого же курса стал заниматься научной работой на кафедре теплотехники и гидравлики под руководством Геннадия Николаевича Злотина, где и задержался до 1986 года. Студентом АТФ я не был, но прослушал лекции по важнейшим дисциплинам. На занятия Г.Н. Злотина и Е.А. Григорьева я ходил три года подряд. До 1990 года работал на кафедре автоматизации производства. С 1990 года, продолжая работать в политехе, стал заниматься практикой, а лет через пять ушёл в неё с головой. Причина проста – диагностируя двигатели, я за день зарабатывал месячную зарплату преподавателя.

Приятные воспоминания связаны с Евгением Александровичем Федяновым. Мы вместе занимались научной работой с 1971 по 1986 год. Часто выходили из дверей политеха в девять часов вечера. Ни разу у нас с ним не возникало споров. Мне и сейчас доставляет удовольствие общаться с такими людьми, как Г.Н. Злотин, Е.А. Григорьев, Е.А. Федянов, В.И. Липилин. Это те, с кем мне довелось работать, люди, внесшие огромный вклад в развитие факультета.

– Расскажите о своей сегодняшней профессиональной деятельности в филиале Московского института сервиса. Почему Вы не вернулись в политех и не беспокоит ли Вас конкуренция с кафедрой автотракторных двигателей в связи с открытием у нас новой специализации?

– Я работаю преподавателем диагностики ДВС в филиале Московского института сервиса с 2003 года. Сюда меня позвал Сергей Николаевич Родионов, мой близкий товарищ по политеху. Сейчас он заведует кафедрой автосервиса, а в прежние годы был заместителем декана машиностроительного факультета, занимался научной работой, в студенчестве был профсоюзным лидером.

На третьем курсе его избрали председателем профбюро политеха. В 2000 году он возглавил кафедру и с открытием специальности пригласил меня, потому что нужны были преподаватели с соответствующим опытом. А я за двадцать лет практики продиагностировал около 250 тыс. автомобилей, обобщил полученные знания, исходя из научной базы, которой я обязан политеху.

В прошлом году мы выпустили шесть методичек по специальности, готовится к изданию новое пособие. Собираемся открыть курсы переподготовки специалистов автосервиса. Мне нравится моя работа, потому что она творческая, потому что руководство не ставит никаких рамок и ограничений нашему коллективу. И это правильно. Когда в подчинении творческие люди, главное – не мешать. Конкуренция с АТФ меня не беспокоит. Напротив, мы плодотворно сотрудничаем с его кафедрами. Заслуженные преподаватели ВолгГТУ читают свои лекции у нас. Многие из нас долгие годы работали вместе и сохранили товарищеские отношения. Поэтому «душить» друг друга мы уж точно не будем. Пусть рынок рассудит, какие специальности ему нужны.

– Кстати, о рынке. Насколько востребованы молодые специалисты автосервиса?

– Надо понимать, что раньше подход к обслуживанию автомобилей был другим. Был СССР со своими трудностями, устоями, ориентацией производства. Но времена изменились. Производитель повернулся лицом к потребителю. Качество и сложность автомобилей выросли. Системы двигателей стали настолько сложными, что без специальных знаний и развитого мышления специалистом в этой области быть невозможно. Поэтому растущему рынку нужны двигателисты с высшим образованием. Сейчас 80% работников – самоучки. Заработная же плата специалистов даже низкой квалификации в среднем пятьсот рублей в день. Оценить перспективы несложно.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть процесс обученияи подготовки студентов, чтобы после окончания вуза они могли приступать к работе?

– Высококвалифицированный диагност – это человек думающий. Ремонтником может быть и школьник. А диагностика требует специальных технических знаний. У политеха в этом смысле очень хорошая база. Мы превосходим в том, что учимся работать с клиентом и большое внимание уделяем практике. В идеале, студент каждый день должен по 4 часа заниматься практикой в течение года. Тогда он выпустится готовым специалистом. Сейчас вузы готовят полуфабрикат. И последний, не менее важный момент. Чтобы знания прививались глубже, студента надо заинтересовать. Для этого преподаватель должен быть не карателем, а старшим товарищем, наставником.

– Станислав Сергеевич, скажите своё напутственное слово студентам пятого курса, Вашим ученикам, многие из которых через год выйдут из стен политеха выпускниками.

– Во-первых, успехов, творческой, интересной работы! Сравнивая вас с предшественниками, могу сказать, что знания у вас глубже, стремление к достижению цели – выше. В добрый путь, ребята!

Беседовал
Павел КАМЫШИН,
гр. Д-503-«3».

Стр. 13 из 20pdf