Эхо войны

В гостях у защитника дома Павлова

В гостях у защитника дома ПавловаНа кануне празднования Дня Великой Победы в Интернете прочитал о мотоциклистах клуба «Ночные волки». В статье было написано, что двое ребят из клуба решили совершить мотопробег из Волгограда в Узбекистан и навестить последнего живущего по сей день защитника легендарного дома Павлова, ветерана Великой Отечественной войны Камолжона Тургунова. Тут же позвонил деду Камолу, чтобы сообщить хорошую весть. Оказывается, он уже знал об этом и с нетерпением ждал встречи. А я не хотел оставаться в стороне. Как же так, ребята за три тысячи километров едут поздравить нашего деда-героя, а я должен сидеть сложа руки?! После двух-трех звонков «отбил» у деда «задание» и взял на себя обязанность встречать, сопровождать и провожать гостей до пересечения границы нашей республики. Так как у деда 4 сына, 6 зятьев и еще много-много внуков и правнуков, все «задания» были нарасхват. Все чем-то занимались: одни организовывали видеосъемку, другие накрывали стол, еще кто-то встречал журналистов СМИ.

Итак, я сижу в своей машине и жду байкеров за 120 километров от дома деда. Каждые 5 минут принимаю звонок из «центра» и докладываю об обстановке: «Нет, еще не приехали, жду». После недолгой задержки на большой трассе появились два байкера. Я сразу их узнал, хотя и видел впервые. Помахал рукой, они ответили. По дороге ребята любовались горными пейзажами нашей долины, потому и произошла такая небольшая задержка. Доложил «главнокомандующему» деду Камолу: «Гости приехали, едем к Вам!» Дед: «О-о-о-о! Давай, гони быстрее, все заждались уже!»

Не больше часа в пути, и мы заезжаем в село, где нас ждут с нетерпением. Уже в начале села нас встретили руководство района, журналисты. А я все спешил к деду, побыстрее хотелось увидеть его сияющие от счастья глаза. Договорились со СМИ, что все съемки и вопросы после встречи с дедом Камолом. Поехали дальше, за нами и журналисты.

И вот, наконец-то, поворачиваем на улицу дедушки. Возле его дома собралось еще больше народа: дети, внуки и правнуки, соседи, родственники. Дед сам вышел на встречу к байкерам, несущим поздравительные весточки от волгоградцев. Крепко обнял ребят, покатились слезы счастья из глаз дедушки, он все время шептал: «Спасибо, что не забыли, спасибо…» Многие не смогли сдержать слез.

Мотоциклисты Виталий и Алексей зачитали поздравительные весточки от губернатора Волгоградской области, от Сталинградского отделения клуба «Ночные волки», вручили подарки, денежную премию. Самое главное – внимание, забота и память! Дед Камол все время благодарил жителей Волгограда, организаторов этой акции, молодежь, которая не забывает подвигов своих дедов. Он благословил всех участников этого мероприятия: руководство района, своих заботливых детей, внуков и правнуков. А потом пожелал всем самого главного – мирного неба над головой, счастья и долгих лет жизни.

Мотоциклистов пригласили за стол, но и здесь не давали покоя нетерпеливые журналисты – все задавали свои вопросы то деду, то байкерам. Дед Камол рассказывал, как отправился на фронт, какие тяжелые бои были за освобождение Сталинграда, про оборону легендарного дома Павлова: «На подступах к Волге шли отчаянные уличные бои. Дома превращались в крепости. Мы заняли оборону в одном из домов, со всех сторон нас окружали фашисты. Сзади была река Волга. Мы отбивали атаку за атакой. Доходило и до рукопашной. В подвале дома прятались около двух десятков женщин. Как-то раз после такого жаркого боя раздался истошный плач младенца – родилась девочка. Ее назвали Зиной. Всем взводом бойцы делились с женщинами всем, чем могли, приносили смешавшуюся с песком муку с элеватора…» После Сталинградской битвы Тургунов освобождал Украину, Белоруссию, многие города Европы. Победу встретил в Магдебурге.

Байкерам тоже задавали много вопросов. Молодые люди рассказали, как у них появилось намерение навестить и поздравить с Днем Великой Победы ветерана. Вот что говорил Виталий: «Для нас очень большая честь, что мы находимся в гостях у самого защитника легендарного дома Павлова, освободителя Сталинграда, почетного гражданина Волгограда. Мы очень тронуты гостеприимством узбекского народа. Мы надеемся, что еще не раз приедем к дедушке». Да, мы много раз читали, как всероссийский мотоклуб «Ночные волки» и его Сталинградское отделение проводили мероприятия по поддержке ветеранов, сопровождали гуманитарную помощь.

К вечеру только немного «избавились» от СМИ, от людей, которые хотели сфотографироваться с ветераном, с байкерами.

На следующее утро после завтрака байкеры сообщили, что должны продолжить свой нелегкий путь в Памирские горы. Дед Камол на прощание подарил ребятам знаменитые ножи настоящих мастеров Ферганской долины (ручной работы). А женщины завязали поясные шарфы байкерам. На прощание дед Камол еще раз благословил ребят, пожелал им, всем волгоградцам, руководству Волгограда мирного неба над головой, благополучия, долгой и счастливой жизни.

А нам остается только присоединиться к словам Камола Тургунова. Поздравляем еще раз всех ветеранов с Днем Великой Победы, желаем им долгих лет жизни и говорим огромное спасибо за Победу, за нашу мирную жизнь, за наших детей и внуков! Отдельное спасибо всем организаторам этой поездки, счастливого пути и попутного ветра байкерам, дай им Бог крепкого здоровья, семейного счастья, благополучия в жизни!

Камилжон Уринбоев.
2014 год, май. Ферганская долина.