В фокусе исследования

Он, она, оно, или Какого рода человек?

Актуальные исследования университетских философов

Он, она, оно, 
или Какого рода человек?Последние события на «Евровидении» вызвали значительный резонанс не только среди тех, кто следит за «певческим Олимпом», но и среди простых обывателей, которым, казалось бы, все равно, кто лучше всех поет. Однако пресловутая Кончита Вурст (или Томас Нойвирт) озадачил(а) многих вопросом: так кто занял первое место – бородатая женщина или все же мужчина, недвусмысленно накрашенный и одетый в женскую одежду? С точки зрения обыденного сознания, вопрос решается просто: исходя из первичных половых признаков. Однако неоднозначность и сомнительность подобного решения открыто ставится под сомнение в Европе и давно исследуется учеными-гуманитариями в контексте гендерной проблематики и репрезентации гендерных ролей. Уточним более доступным языком: почему в XX и особенно XXI веке традиционное социальное поло-ролевое представление человека себя – другим претерпевает изменения? Женщина позиционирует себя как мужчина, и наоборот, мужчина – как женщина. Проявляется это в том, что они примеряют на себя и демонстрируют другим одежду, поведение, функции противоположного пола. В научной терминологии это и отражается в словосочетании «гендерная репрезентация».

Актуальность темы уловили гуманитарии нашего университета, когда осенью прошлого года подали заявку на конкурс РГНФ. В феврале этого года тема «Особенности и причины гендерных репрезентаций в ситуации этнокультурного многообразия южнороссийского региона», представленная кафедрой философии нашего университета, была поддержана, и научный коллектив под руководством профессора Н.Л. Виноградовой начал ее активную разработку. Отметим, что гендерная тематика была в фокусе исследования кафедры в начале 2000-х, а в 2013 году соискателем кафедры успешно защищена кандидатская диссертация «Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ».

Факт возросших в современном мире поло-ролевых репрезентаций, корректировки поло-ролевого поведения не вызывает сомнений, и хотя Кончиту Вурст называют «эпатажным персонажем», факт ее (его) победы доказывает готовность общества принять подобный вызов, а впоследствии согласиться с тем, что «ничего особенного», а потом, что так оно и должно быть. Разработчики проекта вскрывают сущностные причины подобных метаморфоз общественного и индивидуального сознания, при этом делают акцент на особенностях данного явления в условиях нашего региона. Как многоэтничность, многоконфессиональность Волгоградской области и всех южных регионов России влияет на признание и распространение подобных эпатажных явлений, именуемых в науке гендерными репрезентациями? На данном этапе исследования авторы работают над обоснованием гипотезы, что многоэтничность выступает основанием для сохранения традиционных поло-ролевых функций, поведения, внешней презентации.
Традиционные маскулинность и феминность – факторы, объединяющие самые различные этнические группы и конфессиональные образования. При этом идет процесс символизации традиционных поло-ролевых функций и их корректировка как реакция на изменившиеся условия и отношения, такие как глобализация и информатизация. И нельзя не признать, что процесс интеграции в мировую цивилизацию, но при этом сохранения традиционной культуры и связей, касается и гендерных отношений.

Е.Ю. Леонтьева и Н.Л. Виноградова,
профессора кафедры «Философия».

Стр. 17 из 19pdf