Он, она, оно, или Какого рода человек?
Актуальные исследования университетских философов
Последние события на «Евровидении» вызвали значительный резонанс не только среди тех, кто следит за «певческим Олимпом», но и среди простых обывателей, которым, казалось бы, все равно, кто лучше всех поет. Однако пресловутая Кончита Вурст (или Томас Нойвирт) озадачил(а) многих вопросом: так кто занял первое место – бородатая женщина или все же мужчина, недвусмысленно накрашенный и одетый в женскую одежду? С точки зрения обыденного сознания, вопрос решается просто: исходя из первичных половых признаков. Однако неоднозначность и сомнительность подобного решения открыто ставится под сомнение в Европе и давно исследуется учеными-гуманитариями в контексте гендерной проблематики и репрезентации гендерных ролей. Уточним более доступным языком: почему в XX и особенно XXI веке традиционное социальное поло-ролевое представление человека себя – другим претерпевает изменения? Женщина позиционирует себя как мужчина, и наоборот, мужчина – как женщина. Проявляется это в том, что они примеряют на себя и демонстрируют другим одежду, поведение, функции противоположного пола. В научной терминологии это и отражается в словосочетании «гендерная репрезентация».
Актуальность темы уловили гуманитарии нашего университета, когда осенью прошлого года подали заявку на конкурс РГНФ. В феврале этого года тема «Особенности и причины гендерных репрезентаций в ситуации этнокультурного многообразия южнороссийского региона», представленная кафедрой философии нашего университета, была поддержана, и научный коллектив под руководством профессора Н.Л. Виноградовой начал ее активную разработку. Отметим, что гендерная тематика была в фокусе исследования кафедры в начале 2000-х, а в 2013 году соискателем кафедры успешно защищена кандидатская диссертация «Гендерная репрезентация в коммуникации: социально-философский анализ».
Факт возросших в современном мире поло-ролевых репрезентаций, корректировки поло-ролевого поведения не вызывает сомнений, и хотя Кончиту Вурст называют «эпатажным персонажем», факт ее (его) победы доказывает готовность общества принять подобный вызов, а впоследствии согласиться с тем, что «ничего особенного», а потом, что так оно и должно быть. Разработчики проекта вскрывают сущностные причины подобных метаморфоз общественного и индивидуального сознания, при этом делают акцент на особенностях данного явления в условиях нашего региона. Как многоэтничность, многоконфессиональность Волгоградской области и всех южных регионов России влияет на признание и распространение подобных эпатажных явлений, именуемых в науке гендерными репрезентациями? На данном этапе исследования авторы работают над обоснованием гипотезы, что многоэтничность выступает основанием для сохранения традиционных поло-ролевых функций, поведения, внешней презентации.
Традиционные маскулинность и феминность – факторы, объединяющие самые различные этнические группы и конфессиональные образования. При этом идет процесс символизации традиционных поло-ролевых функций и их корректировка как реакция на изменившиеся условия и отношения, такие как глобализация и информатизация. И нельзя не признать, что процесс интеграции в мировую цивилизацию, но при этом сохранения традиционной культуры и связей, касается и гендерных отношений.
Е.Ю. Леонтьева и Н.Л. Виноградова,
профессора кафедры «Философия».