Как повысить успеваемость?
Завтра будет традиционная встреча ректора университета со старостами групп. Накануне мы встретились с проректором по учебной работе Игорем Леонидовичем Гоником и попросили его охарактеризовать наиболее актуальные сегодня проблемы, связанные с учебой студентов.
– Одна из ключевых задач, которой мы сейчас занимаемся, исходя из результатов всех сессий, – повысить исполнительскую дисциплину студентов и результативность их учебного процесса.
Мы провели анализ 1-й контрольной недели, которая отчасти может показаться не очень эффективной, но это только на первый взгляд. Ведь этой контрольной неделе предшествовал месяц, когда досдавались хвосты; поэтому очень четко видна разница в успехах, сложившаяся в процессе учебной деятельности студентов не только на различных курсах, но и в различных группах. И она показала, насколько успешно студенты учились в прежнем семестре и полностью ли перешли к изучению новых дисциплин, либо они ликвидировали свои старые задолженности, я бы их назвал так: свои старые грехи.
На днях у нас состоялось заседание совета деканов, где обсуждались все эти вопросы. Так, если говорить о дневной форме обучения, то, по результатам первой контрольной недели, ситуация достаточно стабильная. Но по сравнению с прошлогодней – ухудшилась успеваемость на ФЭВТ – в прошлом году абсолютная успеваемость там составляла более 50%, в этом – 48%. Однако лучше стали успехи на факультете технологии пищевых производств – было 64%, а сейчас – 68%. На остальных факультетах ситуацию можно считать стабильной – колебания составляют не более одного–двух процентов.
И в целом по университету средний рейтинг успеваемости поднялся с 58% (в прошлом году) до 61% (в этом году). В частности, это улучшение заметно, как я уже сказал, на факультете технологии пищевых производств. Что весьма показательно, так как факультет молодой, формирующийся, и оттого, какие традиции там будут заложены, зависит его дальнейшее развитие.
И все-таки более подробно я хотел бы поговорить о другом. Мы проанализировали успеваемость по тем дисциплинам, по которым у студентов обычно возникают затруднения. На 1-м курсе больше всего затруднений вызывает информатика, затем начертательная геометрия, культурология, философия, математика.
На 2-м курсе расклад такой: физика, материаловедение, математика и теоретическая механика. Как ни странно, лидируют в основном дисциплины естественно-научного цикла. Понятно, что они не простые, и если материаловедение – не знакомая вчерашнему школьнику дисциплина, то культурология, философия продолжают то, что изучалось в школе – например, историю, обществоведение.
Поясню, почему мы рассматриваем первый и второй курсы – именно в начальной стадии обучения происходит больше всего отчислений. Следует также подчеркнуть, что речь идет о начале учебного процесса, то есть когда студент в большей степени получает задания, чем сдает готовые работы.
Затем мы проанализировали ситуацию с пропусками по тем же самым проблемным дисциплинам. И обнаружили: между прогулами и неуспеваемостью прямая зависимость. У первокурсников, как я уже говорил, самая проблемная дисциплина – информатика. И, как оказалось, самый большой объем прогулов – тоже по информатике. Так, в группе ТС-100 по этой дисциплине – 28 часов пропусков, в группе ХТ-149 – 42 часа пропусков.
На 2-м курсе среди затруднительных дисциплин лидирует, как я уже называл, физика.
Посмотрим количество пропусков по этой дисциплине. В группе ИВТ-261 – 60 часов, в гр. ТС-202 – 102 часа пропусков. Поэтому неудивительно, что и успеваемость в этих группах очень низкая. Тенденция к пропускам занятий особенно на первом курсе достаточно тревожная. Я думаю, что эта информация будет интересна как самим студентам, так и кураторам групп первокурсников.
А для второкурсников в немалой степени сыграла отрицательную роль ликвидация задолженностей. И ведь что интересно: сдавая задолженности по предыдущей сессии, студенты автоматически приобретают проблемы на будущую сессию.
Мы проанализировали взаимосвязь успеваемости и пропусков занятий на младших курсах. Но, думаю, что и на 3-м, и на 4-м курсах анализ показал бы аналогичную картину.
Я не случайно заговорил об этом накануне традиционной встречи ректора университета со старостатом. Хотелось бы, чтобы выше указанная проблема всерьез озадачила старост групп, и чтобы они на предстоящей встрече высказали свои мнения о том, что мешает студентам хорошо учиться, и внесли предложения, что надо сделать, чтобы повысить учебную дисциплину и успеваемость.