Три кита отдела охраны труда
Главное в работе отдела охраны труда – организованность, знание, контроль.
Отдел охраны труда ВолгГТУ является самостоятельным структурным подразделением. В настоящее время возглавляет его Татьяна Федоровна Привалова.
– Татьяна Федоровна, каковы функции вашего отдела?
– Во-первых, на наш отдел возложена функция контроля соблюдения законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда. Во-вторых – разработка и осуществление комплекса социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий по созданию и обеспечению безопасных и здоровых условий труда в университете. Обе функции важны, ведется ежегодная статистическая отчетность по охране и условиям труда в вузе.
– Можете привести пример?
– Например, мы осуществляем контроль за созданием безопасных условий труда в университете, предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций, а также за соблюдением сотрудниками университета правил и норм по охране труда действующего законодательства, производственной санитарии и, конечно же, техники безопасности.
– Какую обычно работу вам приходится делать?
– Отдел выполняет самую различную работу. Например, нами обследуются техническое состояние зданий, сооружений, оборудования на их соответствие требованиям правил и норм по охране труда, определяется также эффективность работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств. Для сотрудников университета, работающих во вредных и опасных условиях, мы организуем проведение периодических медицинских осмотров, а также определяем контингент лиц, подлежащих медосмотру. В отдел приходят письма, заявления, жалобы работников по вопросам охраны труда. После их рассмотрения мы готовим предложения руководителям структурных подразделений для устранения недостатков.
– А со студентами вы работаете?
– Конечно. Летом в университете наши студенты проходят практику, во время которой они также обязаны выполнять правила охраны труда и техники безопасности. С ними проводится та же работа, что и с сотрудниками.
– Есть ли какие-то особенности работы с новичками?
– Если приходит новый сотрудник, то в обязательном порядке проводим с ним вводный инструктаж.
– Есть ли в вашей работе то, что, по вашему мнению, нужно бы изменить?
– Безусловной безопасности добиться очень сложно. Но кое-что в сегодняшней ситуации предпринять можно. К примеру, нам бы хотелось организовать в университете лицензированную санитарно-гигиеническую лабораторию, оснащенную необходимым оборудованием для регулярного контроля условий на рабочих местах. Также необходимо периодически повышать профессиональную подготовку специалистов по охране труда.
Пользователь обязан
Прочтите внимательно и старайтесь обязательно соблюдать инструкцию по охране труда.
Ну, а поскольку подавляющее большинство и тех, кто работает в университете, и тех, кто здесь учится, являются пользователями или операторами персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ), мы решили опубликовать некоторые правила, предусмотренные соответствующей инструкцией по охране труда.
Итак, обратимся к следующим разделам…
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. До включения используемого на рабочем месте оборудования оператор обязан:
2.1.1. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, убрать с рабочего места все посторонние предметы, которые могут отвлекать внимание и затруднять работу.
2.1.2. Проверить правильность установки стола, стула, подставки под ноги, пюпитра, угол наклона экрана монитора, положение клавиатуры и, при необходимости, произвести их переустановку в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела. Особо обратить внимание на то, что дисплей должен находиться на расстоянии не менее 50 см от глаз (оптимально 60–70 см), плоскость его экрана должна быть перпендикулярна направлению взгляда и центр экрана должен быть ниже уровня (или на уровне) глаз оператора.
2.1.6. Убедиться в отсутствии засветок, отражений и бликов на экране монитора. Убедиться в отсутствии ярко освещенных предметов в поле зрения при переносе взгляда с экрана монитора на документ. Убедиться, что освещенность документов достаточна для четкого различения их содержания. При возможности, отрегулировать освещение и принять меры к исключению бликов и засветок на экране и в поле зрения.
2.1.6. Убедиться в отсутствии пыли на экране монитора, защитном фильтре и клавиатуре, при необходимости, протереть их специальной салфеткой.
2.2. Включить оборудование рабочего места в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование с учетом характера выполняемых на рабочем месте работ.
2.3. После включения оборудования и запуска используемой программы оператор обязан:
– убедиться в отсутствии дрожания и мерцания изображения на экране монитора;
– установить яркость, контрастность, цвет и размер символов, фон экрана, обеспечивающие наиболее комфортное и четкое восприятие изображения.
2.4. Оператору ПЭВМ запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить в данном разделе подготовительные к работе действия.
3. Требования безопасности при выполнении работ
3.1. Оператор во время работы обязан:
– в течение рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место;
– не закрывать вентиляционные отверстия ПЭВМ;
– при необходимости временного прекращения работы корректно закрыть все активные задачи;
– соблюдать правила эксплуатации оборудования и требования настоящей инструкции;
– при работе с каждой программой выбирать наиболее оптимальное сочетание визуальных параметров (цвет и размер символов, фон экрана, яркость, контрастность и др.);
– соблюдать установленные режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе, выполнять рекомендованные физические упражнения.
3.2. Оператору во время работы запрещается:
– прикасаться к задней панели системного блока при включенном питании;
– переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
– закрывать оборудование бумагами и посторонними предметами;
– допускать скапливание бумаги на рабочем месте;
– производить отключение питания во время выполнения активной задачи;
– снимать защитный фильтр с экрана монитора;
– допускать попадание влаги на поверхности устройств;
– производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования;
– производить вскрытие или заправку на рабочем месте картриджей лазерных принтеров и копировальной техники;
– прикасаться к нагретым элементам принтеров и копировальной техники;
– работать со снятыми кожухами оборудования, являющегося источниками лазерного и ультрафиолетового излучения;
– располагаться при работе на расстоянии менее 50 см от экрана монитора.
Материалы подготовил
Станислав АВИЛОВ.
Фото автора.