Диалог о главном

Химия – в руках педагогов

Химия – в руках педагоговБудущее российской химии напрямую зависит от того, как преподается эта дисциплина в школах и вузах и насколько молодое поколение ею заинтересовано. Участники XIX Менделеевского съезда обсудили проблемы химического образования во время работы специализированной секции.

В течение четырех дней напряженный работы были заслушаны более 20 устных докладов, представлены несколько десятков стендовых работ, а также проведен круглый стол «Проблемы химического образования в России». На последнем заседании восьмой секции побывал корреспондент газеты «Политехник».
Началась работа с представления доклада «Новый цикл учебных дисциплин по логистике и технологической инноватике ресурсоэнергосбережения в промышленности» члена-корреспондента РАН В.П. Мешалкина (Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева). Докладчик отметил, что для успешной коммерциализации результатов НИР и ОКР бакалавры технологии должны обладать компетентностями не только в области естественных наук, математики и техники, но также логистики и технологической инноватики РЭС. Для выполнения этой задачи в РХТУ при участии ведущих зарубежных университетов разработана инновационная основная образовательная программа подготовки бакалавра по новому профилю «Логистика и технологическая инноватика РЭС».

Доцент В.В. Гуменюк (Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН, г. Москва) представила доклад «Участие мемориального кабинета-музея в образовательном процессе». Мемориальный кабинет-музей академика А.Н. Несмеянова – основателя ИНЭОС РАН – был создан в 1985 году как дань памяти ученому. Вера Вячеславовна отметила, что усилием нескольких отделов было создано единое пространство, в котором успешно реализуется воспитание молодежи, и привела этому примеры. Чтобы создать в институте атмосферу внимания и уважения к людям науки, наглядно представить результаты их деятельности, музей в 2007 году выступил с инициативой создания портретной фотогалереи «Наука ИНЭОС в лицах» с описанием деятельности ученых.
Представительница волгоградского медуниверситета профессор А.И. Артюхина рассказала об интеграции химических дисциплин в систему медицинского и биологического образования. Выпускник высшей медицинской школы помимо набора обязательных базовых и профессиональных компетенций должен обладать целостным представлением о человеке. И здесь важна разноуровневая интеграция различных дисциплин.

Об участии предприятия в подготовке специалистов-химиков на примере Кемеровского ОАО «Азот» рассказал его представитель Е.А. Баканов. КОАО «Азот» активно взаимодействует с Кузбасским государственным техническим университетом. Доля специалистов, окончивших КузГТУ от общей численности работников завода, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 47,4%. Уже несколько лет на предприятии действует программа взаимодействия с вузом, обеспечивающая завод молодыми инженерами.

Академик В.В. Лунин (МГУ им. М.В. Ломоносова) проинформировал участников секции о современной системе химических олимпиад в России и созданном в 2007 году Российском Совете олимпиад школьников. Центром олимпиадного движения по химии является Всероссийская олимпиада школьников.

Стр. 8 из 13pdf