Открытые лекции

О развитии цивилизации

О развитии цивилизации
В рамках XIX Менделеевского съезда по общей и прикладной химии в Волгоградском государственном техническом университете прошли открытые лекции.

29 сентября в ВолгГТУ состоялась открытая лекция члена-корреспондента РАН, академика РАО, профессора РХТУ им. Д.И. Менделеева, научного руководителя Высшей школы наук об окружающей среде и Центра экологического образования и устойчивого развития МИОО, президента Ассоциации экологического образования Геннадия Алексеевича Ягодина на тему «Проблемы устойчивого развития цивилизации».

Крупный ученый, государственный и общественный деятель, лауреат Премии Президента РФ в области образования за создание системы «Образование для устойчивого развития» Г.А. Ягодин с 1985 по 1988 г. возглавлял Министерство высшего и среднего специального образования СССР, а с 1988 по 1991 г. – Государственный комитет СССР по народному образованию. С 1991 по 2001 г. являлся ректором Международного университета в Москве.

Акценты в лекции Г.А. Ягодина были расставлены на «необходимости следования концепции устойчивого развития человечества, подразумевающей улучшение качества жизни текущего поколения людей без подрыва возможности следующего поколения улучшать качество своей жизни». Данная концепция формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды.

Химия будущего

Одна из лекций называлась «Химия будущего. Какие задачи предстоит решать нашим детям», с ней выступила главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Николаевна Стрельникова. Представил лектора проректор техуниверситета Игорь Леонидович Гоник.

Вначале Любовь Николаевна рассказала собравшимся в аудитории волгоградским педагогам, сотрудникам университета, студентам и школьникам об основных открытиях, совершенных в последние десятилетия, которые существенно изменили или дополнили научную картину мира. Что особенно примечательно, ряд важных открытий сделали молодые ученые.

Так, например, российская студентка Екатерина Шевцова, проходя стажировку в одном из шведских университетов, заметила, что крылья мушек одного вида имеют одинаковый интерференционный узор, который позволяет насекомым идентифицировать друг друга. Это стало настоящим открытием в биологии, так как до нее ни один из ученых, исследовавших насекомых, не обратил на эту особенность никакого внимания.

Вторая часть лекции была посвящена собственно тем проблемам, которые предстоит решать сегодняшним школьникам и студентам: изучению взаимосвязи молекулярной структуры вещества и его свойств, преодолению растущего дефицита цветных металлов, созданию биодеградирующих полимеров, поиску альтернативных видов топлива, способных заменить нефть, изучению и искусственному воссозданию процесса фотосинтеза и многим другим.

Стр. 11 из 13pdf