Читайте в новом выпуске Политехника:pdf

Новые страницы летописи

Там, где хранится история

Музей истории ВолгГТУ пополнился новыми документами

Газета Волгоградского государственного технического университетаКто не знает прошлого, у того нет будущего ... Поэтому и стараемся мы не забывать историю своей страны, своего города, своего университета. А недавно у нас появилась уникальная возможность дополнить летопись родного политеха.

На имя ректора ВолгГТУ пришло письмо из «Центра документации новейшей истории Волгоградской области», или попросту, областного архива. В нем сообщается, что «в архиве есть информационные материалы о деятельности техуниверситета за 1931–1987 гг.» Вы только вдумайтесь – это же более чем полувековая история вуза!

И стало это возможным благодаря тому, что для доступа исследователям рассекречены некоторые документы фондов волгоградского обкома и горкома партии. Имеющиеся в документах сведения помогут нынешнему поколению полнее представить довоенную, военную и послевоенную жизнь вуза: к примеру, восстановление института в период Великой Отечественной и возвращение из Челябинска в Сталинград. В этот период при Сталинградском механическом институте были организованы ОРС (отдел рабочего снабжения) и самостоятельные подсобные зерноовощное и животноводческое хозяйства для обеспечения всех нужд и потребностей института в снабжении студентов и профессорско-преподавательского состава.

Но это не все. Теперь можно ознакомиться и с фондом первичной партийной организации Волгоградского политехнического института, где содержатся документы за 1930–1987гг. В основном, конечно, это стенограммы, протоколы заседаний бюро, партийных собраний, планы работ. Но из них мы тоже можем почерпнуть интересные сведения. Вот, например, в протоколе заседания бюро ячейки ВКП (б) при Сталинградском тракторном институте от 12 сентября 1930 г., говорится: «…из весеннего набора студентов в институте было создано три отделения: конструкторское, холодной обработки металлов и кузнечно-штамповочное. Планировалось создание еще литейного отделения из набора студентов осеннего приема, т. к. из весеннего набора большинство желающих выбрало первые названные три отделения».

А уже 6 апреля 1931 г. на заседании бюро Сталинградского горкома ВКП (б) вышло постановление о создании металлургического отделения качественной стали при Сталинградском тракторном институте. «В связи с реконструкцией завода «Красный Октябрь», на изготовление высококачественных сталей для тракторостроения и вытекающей отсюда потребности в инженерах-металлургах, считать необходимым организацию металлургического отделения в СТИ и техникуме ...».

Конечно, все эти документы еще предстоит изучить. И наверняка в них найдется немало интересных фактов из жизни нашего вуза, о которых мы будем рассказывать на страницах «Политехника».

Наш корр.

На фото:Ильинский В.Г. – профессор, первый ректор Сталинградского механического института (1960-е).

К 80-летию ВолгГТУ

Он навсегда останется нашим учителем

Газета Волгоградского государственного технического университетаНакануне 80-летия университета, вспоминая все важные этапы становления и развития вуза, будет уместно сказать добрые слова в память одного из старейших сотрудников вуза Адольфа Михайловича Огреля, который 3 января 2010 года ушел из жизни.

Адольф Михайлович Огрель, выдающийся ученый и замечательный человек, более тридцати лет возглавлял нашу кафедру со дня ее основания, тогда она называлась «Технология резины». Он был для нас и величайшим авторитетом, и наставником, и образцом творческого отношения к науке.

А.М. Огрель многое успел сделать в своей жизни, оставил глубокое и неповторимое научное наследие, создал коллектив, с которым прошел большой путь – от истоков общего дела до широкого признания всех наших достижений. Все осуществляемые работы проходили под его руководством, и это было гарантией того, что они приобретали большую значимость и позволяли создавать новые научные и технические ценности. Мы крепко усвоили эти основы и будем сохранять их в память о своем незабвенном руководителе.

Вот основные вехи его жизненного пути, пройденного в постоянных поисках и стремлении к новым научным и техническим достижениям.

Родился А.М. Огрель 16 октября 1931 года в г. Онега Архангельской области. Его родители работали на лесопильном заводе. В 1949г. окончил среднюю школу, и в этом же году поступил в Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева. По окончании института, в 1954 году, он был направлен на работу в научно-исследовательский институт в г. Пермь. В этот период А.М. Огрель принимал активное участие в разработках новых видов полимерной продукции специального назначения.

Были не только разработаны новые полимерные материалы, но и спроектированы и построены первые в стране промышленные комплексы по производству этих материалов. Он был одним из разработчиков исходных данных для проектирования таких комплексов и членом государственных комиссий по пусконаладочным работам и приемке объектов.

В этот период Огрелем было написано и опубликовано более 35 научных статей и 15 отчетов по научно-исследовательским работам, получены авторские свидетельства на изобретения. Кандидатская диссертация А.М. Огреля посвящалась разработке твердого топлива с использованием связующих на основе жидких каучуков (1959 г.).

В 1966 году А.М. Огрель был принят на работу по конкурсу в Волгоградский политехнический институт на должность доцента, а в 1967 году его избрали заведующим вновь организованной кафедрой «Технология резины» этого института. В период становления кафедры А.М. Огрель большое внимание уделял подбору и подготовке преподавательских кадров кафедры, ее материально-техническому оснащению, организации и развитию методической и научно-исследовательской работы. Уже с 1967 года при кафедре начинает работать аспирантура. Сегодня среди выпускников кафедры 35 кандидатов и 1 доктор технических наук.

В 1969 году Адольф Михайлович Огрель защитил докторскую диссертацию, посвященную исследованию надмолекулярной структуры высоконаполненных олигомерных систем и разработке полимерных материалов специального назначения. В 1971 году ему присвоено ученое звание профессора, а в 1998 году – звание «Заслуженный работник Высшей школы». Он также был избран академиком Академии инженерных наук РФ.

Его основные научные достижения и разработки (около 400) опубликованы более чем в 90 статьях в отечественных и зарубежных научных журналах, в докладах, сделанных на конференциях различного уровня, в том числе международных, им получены более 150 авторских свидетельств на изобретения и более 26 патентов.
А.М. Огрель являлся членом диссертационного совета по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук ВолгГТУ, принимал участие в работе редакционных коллегий сборников научных статей различных учебных заведений и научных трудов университета.

Среди наград А.М. Огреля – медаль «За трудовое отличие», знак «За отличные успехи в работе» от Министерства образования, знак «Передовик Центрального совета ВОИР», знаки «Изобретатель СССР».

Вместе с тем Адольф Михайлович всегда оставался простым, доступным для общения человеком. Его огромная эрудиция во многих областях науки и знаний не мешала ему быть очень интеллигентным, внимательным, отзывчивым человеком, снисходительным по отношению ко многим проявлениям человеческой слабости. Будучи очень требовательным, принципиальным в научных и технических делах, он оставался всегда доброжелательным человеком. Таким Адольф Михайлович и останется навсегда в нашей памяти.

Коллектив кафедры
«Химия и технология переработки эластомеров».

Фотография из архива: А.М. Огрель с сотрудниками кафедры.

Студсовет в действии

Память должна быть светлой и чистой

Газета Волгоградского государственного технического университетаПроведение субботников в местах былых сражений – на Острове Людникова, Солдатском поле, у Стены Родимцева – для политехников стало уже традицией.

В очередной раз недавно студсовет и волонтерский отряд нашего вуза при поддержке психолого-социологической службы привели в порядок мемориал «Остров Людникова», где в конце 1942 года вела ожесточенные бои с фашистами 138-я Краснознаменная стрелковая дивизия полковника И. И. Людникова. Его дивизия оказалась полуокруженной на 700-метровом участке фронта шириной в 400 метров на Нижнем поселке «Баррикады», который и стали называть островом Людникова. В течение сорока дней бойцы, зажатые в огненную подкову, удерживали этот плацдарм, лишенные тылов и снабжения. 21 декабря части дивизии перешли в наступление и ликвидировали блокаду этой территории с юга.

В ходе боев 138-я дивизия понесла большие потери. На территории мемориала находятся три братские могилы. Только в одной из них похоронено около 1000 бойцов.

Увы, для местной молодежи, как считают наши студенты, это место не является святыней. После последнего трудового десанта политехников, а был он осенью, на территории мемориала вновь скопились горы пластика, упаковок от разнообразных закусок, стекла.

Наши ребята убрали весь мусор, оставшуюся с осени листву, привели в порядок дорожки и аллеи. И это хороший пример почитания погибших за нашу Родину в борьбе с фашизмом, в том числе и для молодежи поселка, который стоит на пропитанной кровью земле.

Вести факультетов

На ФЭВТ выявили лучшую группу

Газета Волгоградского государственного технического университетаЗаканчивается учебный год, и скоро будут подведены итоги смотра-конкурса «Alma mater» на лучшую академическую группу факультета. Первыми лучшую группу объявили на ФЭВТ – это ИВТ-461.

Целью и задачами конкурса являются повышение активности и воспитание студентов, активизация работы органов студенческого самоуправления, сохранение и приумножение лучших профессиональных традиций политехников.

Чтобы определить самых-самых, организаторы конкурса – ректорат, деканаты и органы студсамоуправления – учитывают успехи в учебе и научно-исследовательской работе, участие в различных направлениях общественной работы.

А теперь – о достижениях лучшей группы ФЭВТ (староста – Алексей Решетников, профорг – Наталья Агафонова). Средний балл за последнюю сессию – 87,5, свыше 90 баллов получили семь человек из тринадцати, стипендию получают 10 студентов.

Пятеро ребят группы принимали участие в научных конференциях. Что касается внеучебной работы, трое студентов участвуют в составе команды КВН, профорг группы заняла второе место в позапрошлогоднем конкурсе «Студенческий лидер», еще трое заняты в художественной самодеятельности и один студент – член сборной ФЭВТ и ВолгГТУ по плаванию.

Лучшие группы факультетов будут награждены почетными грамотами и сфотографированы для музея истории вуза. Окончательно итоги будут подведены и оглашены в мае на торжественном собрании студентов, преподавателей и сотрудников университета.

Наш корр.

Молодцы ФАТовцы

Газета Волгоградского государственного технического университетаВы думаете, что «это жуткое материаловедение» неподвластно никому? Правильно, никому, кроме ФАТа! Потому что наши студенты-второкурсники не забыли о том азарте и духе соревнования, который испытываешь, участвуя в предметной олимпиаде. Дарья Гладышева (АТ-212), Игорь Деев (АТ-216) и Дмитрий Лукъянсков (АТ-212) попробовали свои силы в олимпиаде по материаловедению и, по прошествии трех туров (если можно так сказать – закалки, отжига и отпуска) вышли в финал победителями!

Дипломы ребятам были вручены совсем недавно. Дарья Гладышева получила диплом II степени; Игорь Деев – диплом III степени; Дмитрий Лукъянсков – диплом III степени.

Ребята, мы поздравляем вас и ваших преподавателей и очень гордимся этой победой, тем более в такой непростой дисциплине!

Татьяна Демченко,
АТ-416.

Спартакиада

Наша команда – в тройке лидеров,

уступив победителю всего одно очко

Газета Волгоградского государственного технического университетаВпервые на базе нашего университета прошли соревнования в рамках спартакиады среди студентов, проживающих в общежитиях вузов Волгограда.

Около 80-ти спортсменов из 7-ми вузов города: ВолгГТУ, ВолГУ, ВГПУ, ВолГМУ, ВолгГАСУ, ВГАФК и ВГСХА – состязались за право называться лучшими в пяти видах спорта. На спартакиаде каждый мог выступать в любом виде спорта, например, армспорте, настольном теннисе, дартсе, шахматах, перетягивании каната (среди мужчин и среди женщин).

В напряженной спортивной и интеллектуальной борьбе определилась тройка лидеров: 1-е место в общекомандном зачете заняла сборная медуниверситета; 2-е место (с отрывом от лидера всего на одно очко) взяли спортсмены политеха, которые, кстати, были первыми в армспорте и перетягивании каната (у мужчин); 3-е место заняла сборная ВолГУ.

Литературный политех

Итоги первого этапа ХI Открытого вузовского конкурса литературно-языковых работ

Газета Волгоградского государственного технического университетаТрадиционный творческий конкурс студенческой молодежи города для политехников проходит в этом году под знаком двух больших событий – 150-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова и приближающегося 80-летия нашего университета.

Поэтому конкурс состоит из 2 этапов: первый – чеховский конкурс и второй – конкурс к юбилею ВолгГТУ.

Первый этап – своеобразный чеховский блиц (он длился чуть более месяца) – требовал сосредоточенности, быстрой реакции и строгого соответствия тематике и жанру номинаций: «Сюжет для небольшого рассказа»; «Шуточка» (юморески); эссе «О любви»; «Детвора» (рассказы о малышах); «Каштанка» (документальные зарисовки о животных).

На этом этапе жюри решило отметить только абсолютных победителей.

Университетским поэтическим талантам, которые быстро откликнулись на объявление о конкурсе и принесли много отдельных стихотворений, стихотворных циклов и поэм, еще предстояло «посоревноваться». Чехов же, хотя многие его рассказы проникнуты лиризмом, писал прозу, избрав ту ее форму, в которой кратко можно сказать о многом. В отличие от Л. Н. Толстого он считал, что вся наша жизнь – это лишь «сюжет для небольшого рассказа». В этой номинации победу одержал студент первого курса Илья Рубцов (ФАТ-1с), написавший рассказ с открытым концом о любви и сострадании, сочувствии и благодарности, так как в каждый период жизни хочется завершить рассказ по-разному. Таким образом, получилось некое интерактивное действо: эпилог может придумать каждый, и автор приводит варианты, созданные читателями, которые у него уже есть.

В номинации «О любви» победу разделили Татьяна Крылова (ЭИС-560) и Иван Туляков (ТМ-130). Татьяна, постоянная участница и победительница творческих конкурсов, в этот раз написала вдохновенное эссе и рассказ в эпистолярном жанре, а Иван заглянул в будущее и сделал парадоксальный для молодого человека вывод: оказывается, жизнь продолжается и после сорока пяти. Антон Павлович Чехов не дожил до сорока пяти, но его герои любили заглядывать в будущее: Константина Треплева интересовала жизнь через двести лет, а доктора Астрова – через тысячу. И хотелось автору и его героям, чтобы люди были счастливы и через сорок, и через двести, и через тысячу лет.

Татьяна Крылова победила и в другой номинации – «Детвора». Ребенок, детство, неза-мутненное, неискаженное сознание радости бытия: игр, общения с природой, с понятными животными и непонятными взрослыми – любимая тема А.П. Чехова.

В номинации «Шуточка» победителями оказались два соавтора, два магистранта-выпускника химико-технологического факультета, постоянные участники и лауреаты университетских и городских конкурсов – Юлия Несерина и Данг Коанг Нгиа. Великолепную фотоисторию Нгиа Юля снабдила подписями под фотографиями, которые сложились в грустно-веселый текст (совсем как в чеховских комедиях-трагедиях). «Мосты» Ю. Несериной соединяют и разделяют разные судьбы: «Мост может никогда не разрушиться. Просто по нему больше никто не пройдет…».

Поздравляем победителей чеховского конкурса!

Литературный политех

80-летию ВолгГТУ посвящается

второй этап конкурса

Газета Волгоградского государственного технического университетаПереходим ко второму этапу – конкурсу, посвященному 80-летию ВолгГТУ. Надо сказать, что и здесь участники представили немало интересных произведений, посвященных политеху и университетской жизни.

Хотелось бы напомнить, что номинации этого конкурса обширны.

Во-первых, это – «ВолгГТУ – 80 лет», где предполагаются эссе об университете, о смысле университетского образования, об идеальном лекторе, об идеальном кураторе, о студенческой группе, о студенческом самоуправлении; стихотворение или стихотворный цикл, посвященный университету; рассказ из студенческой жизни; художественная проза; документальные зарисовки студенческого бытия (дневники, блоги, письма, чаты, СМС). Во-вторых, – это поэзия; в-третьих, – художественная проза; в-четвертых, – университетское образование и культура речи (язык нашего поколения, язык моей группы, язык моей семьи, метафоры нашей жизни), в-пятых, – свободный полет (произведения в разных формах и жанрах).

Некоторые произведения участников этого конкурса мы уже публиковали. Сегодня вы узнаете имя нового конкурсанта.

Л.Ф. Белякова,
доцент кафедры
русского языка.

P. S. Работы победителей будут опубликованы в университетских изданиях, представлены на городские студенческие конкурсы под эгидой Волгоградской писательской органиации, рекомендованы на федеральные конкурсы.

Литературный политех

Мой универ... Н-е-е, НАШ!!!

Представляем финалистку Открытого университетского конкурса, посвященного 80-летию ВолгГТУ Алену Гудину (ФЭУ, 112с)

Газета Волгоградского государственного технического университетаУтро, кофе, маршрутка, люди, музыка в наушниках... – это все так нужно, каждый день, и всегда по расписанию. Хорошо, что за нее кто-то добрый составил расписание. В университете, на стене, каждый день она его видит. Пробегает глазами по чужим парам: «Ага, значит, у нас вместе лекции – это хорошо».

Для кого-то это чужие холодные стены, за которыми есть только тишина; чужие окна, в которых свет всегда холоднее температуры на улице; чужие двери, которые скрипят и тяжело открываются; странные чужие люди, у которых в руках тубусы, а в голове много всяких непонятных формул. А для нее это все стало близким и родным. За какой-то семестр она привязалась к этим людям, которые числятся в журнале под разными номерками. Она узнала их привычки, запомнила их любимые фразы и разгадала их страхи. А еще она влюбилась в эти каменные теплые стены, желтые окна, родные двери и вечно спешащих прохожих-студентов. В каждом из них она видит себя, а в Нем видит свое будущее. В Нем, в таком единственном университете.

И, знаете, она его отличает даже не по виду, а по запахам. Они здесь не такие. В столовой всегда пахнет свежей выпечкой и салатами, вкусными и свежими. В холле пахнет молодостью и движением, таким бесконечным.

В подвалах пахнет новыми открытиями и изобретениями вечных двигателей. А в биб-лиотеке... Какой там запах! Веет книгами, знаниями и, наверно, тайнами энциклопедий. А на нашем факультете всегда пахнет мыслями, зачетными книжками, лекциями… и чем-то еще, что где-то на подсознании позволяет нам двигаться вперед.

Многие назовут это рутиной, но стоит только окунуться в эту жизнь с головой, и ты тоже сможешь почувствовать этот сладкий вкус учебы, так сильно напоминающий кофе, в который каждый день она добавляет что-нибудь новое. Что-нибудь незабываемое и неповторимое: то это бывает прекрасная влюбленность, то новое случайное, но удивительное знакомство, то просто разговоры на парах «о том, как бороздят наши корабли Вселенную», и ни капельки горести, грусти и скуки... Иначе двойной кофе на перемене так и не поможет проснуться!!!

Ночь перед экзаменом

Еще чуть-чуть, каких-то несколько часов – и будет восемь утра. Вечная ухмылка преподавателя подавляет в тебе оптимистичное настроение. И превращает тебя в реалиста. Реалиста, который вместо того чтобы учить английский и немецкий языки, учит разборку автомата Калашникова.

Руки предательски начинают дрожать. Буквы и цифры прыгают в тетрадке и превращаются в неукротимых тигров. Очередная чашка с уже остывшим кофе не помогает справиться с усталостью. И с ленью. Она из-под подушки выглядывает и зазывает прилечь хоть на 10 минуточек. Разум, уже обезумевший от кофеина и шоколада, пытается справиться в одиночку со сном, не подключая мозг. В мозгу облако из тегов математики летает как бы ни при чем, даже не пытаясь усвоиться. Часы неустанно высчитывают секунды, даже не пытаясь затормозить время.

Снег на улице, кружась, мягко падает на прохожих, а ты сидишь на подоконнике и смотришь на кофеварку красными глазами. Хочется пойти вместе с этими прохожими, выпить шипучего шампанского и забыться. А не тут-то было. Кофеварка предательски начинает шипеть и наливает спасительный напиток в кружку. Тихо-тихо, чтобы никого не разбудить, крадешься в комнату, где играючи мигают фонарики. Отключаешь их, включаешь настольную лампу и снова возвращаешься в мир знаков и теорем. Мир, который не отвечает тебе взаимностью. Хотя ты с чистым сердцем пытаешься его полюбить. На ум приходят дурацкие воспоминания. Улыбаешься. Читаешь. Улыбаешься. Читаешь. Превращаешься в зомби. Хочешь праздника. Ночь перед Рождеством? Нет, ночь перед экзаменом. Кидаешь в сумку зачетку, чтобы завтра ее не забыть. И опять читаешь, улыбаешься, читаешь, и улыбка сумасшедшего застывает на губах. Нет, не звоните в дурдом, просто у нас ночь перед экзаменом!!

Литературный политех

Артем Захаров

Газета Волгоградского государственного технического университетаАртем Захаров – неоднократный участник и лауреат вузовских литературных конкурсов. В частности, он стал победителем прошлогоднего X Открытого вузовского конкурса литературно-языковых работ, посвященного 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, поделив 1 место среди студентов старших курсов с Андреем Штефаном в поэтической номинации «Арабески».

На XI Открытый вузовский конкурс литературно-языковых работ, посвященный 80-летию ВолгГТУ, Артем Захаров представил цикл стихов «Зарифмована жизнь моя», некоторые мы уже публиковали. Сегодня мы предлагаем его произведения другого цикла.

Ты говорила

Ты говорила, а я смотрел,
глаз оторвать не в силах.

Ты говорила, а я не смел
ты говорила.

Ты говорила, а я молчал,
время вокруг застыло –
просто Амур доставал колчан –
ты говорила.

Ты говорила – на каждый счет
земля из-под ног уходила –
я так хочу, чтоб со мной еще
ты говорила.

Мягче

Стихи становятся мягче,
а боль становится тише.

И осень цветет ярче,
и небо меня слышит.
и где-то давно качели
и зимняя эта скука.

Несутся вперед недели,
размениваясь на сутки.
и я становлюсь тише,
боясь испугать, сглазить.

И чьи-то слова излишни –
но не твои фразы.

Литературный политех

Дело не в нас и не в вас

Представляем победительницу чеховского конкурса в номинации «Детвора» Татьяну Крылову (ФЭУ, ЭИС-560)

Газета Волгоградского государственного технического университетаЕсть те, кто просят, а есть те, кто зарабатывают трудом… И в том и в другом случае это в принципе заработок… Но… Столько всего в голову сразу лезет. Сама себе начну противоречить… В общем, люди по разным причинам оказываются в том или ином месте, в той или иной ситуации, и не нам, наверное, судить...

И на прошлой неделе у меня тоже случай был, когда мы отмечали свадьбу брата. Вышли на улицу из кафе освежиться… Как практически на любой свадьбе, были дети.. Были воздушные шарики, бантики, ленточки... И, пока мы стояли с «мальками», мимо проходила скорее молодая (ощутимо моложе, чем даже на вид) женщина с ребенком примерно тех же лет, что и наш Андрюшка (а ему три годика), который носился со связкой шариков по улице. Мальчик в ручонках держал большущую, с него ростом, мягкую игрушку – собачку, такую же грязную, как и он сам.. У ребенка глаза – глазища, такие прям глядят-заглядывают, а сам чумазый, неумытый, в каких-то обносках и с этой затертой, повалявшейся черт знает где собачкой... И мамаша... Такая же... Только глаза пустые и в юбке короткой.. И проходят они, а мальчик на шарики смотрит и оторваться не может... И на Андрюшку смотрит... И «мама» его подходит к нам и прокуренным, пропитым голосом просит шарик ребенку дать... Один... И с видом таким вроде – чем я хуже вас, и вроде – ну, вот так вот вышло… Дети стесняются, родители – взглядами то на мамашу, то на ребенка, на игрушку и по кругу... Конфуз неимоверный: рядом свадьба, радость, суета, дорогие машины, жених, невеста, торт, шарики!... А тут – нищета, грязь, унижение, собачка.... И все так остро чувствуется – особенно на детях: вот наш ребенок, вот ваш... И дело, по сути, не в нас и не в вас... А в том, как крепко сжался кулачок того мальчика, когда ему дали шарик: «Смотри, не отпускай, а то улетит!» …

Литературный политех

Военный инженер, ученый...

Газета Волгоградского государственного технического университетаВпервые в аспирантуру нашего университета поступил иностранный выпускник высшего военного учебного заведения вьетнамец Нгуен Тхе Мань. Военно-техническое сотрудничество между нашими странами имеет давние традиции, но далеко не все ( в том числе, как оказалось, и вьетнамские студенты) знакомы с именами вьетнамских ученых, внесших существенный вклад в обороноспособность Республики Вьетнам. Готовясь к аспирантскому экзамену по русскому языку, Нгуен Тхе Мань решил познакомить студентов университета с биографией одного из своих выдающихся соотечественников в преддверии 65-летия победы в Великой Отечественной войне.

Военный инженер и ученый в области военно-технических наук Чан Дай НГИА прожил долгую, насыщенную событиями и посвященную служению Родине жизнь (1913-1997). Родился он на юге Вьетнама в городе Винь Логн. Отец его умер, когда мальчику едва исполнилось 6 лет.

С детства он проявил любовь к учебе, хорошо учился по всем предметам, особенно по истории, математике, химии и физике. Вьетнам в то время был колонией Франции, поэтому многие жили плохо. Народ не имел свободы, независимости, счастья. Чан Дай Нгиа хотел помочь своему народу в противостоянии французским колонизаторам. Он пришел к выводу, что для торжества над Францией вьетнамцы должны иметь свое оружие. Очень рано Чан Дай Нгиа задумался о производстве вооружения. Однако из-за бедности семьи он не смог продолжать учиться после того как успешно сдал экзамен для поступления в школу средней ступени (1933). Он жил в родном селе с матерью и старшей сестрой, зарабатывая на жизнь любой работой, и самостоятельно учился.

В 1935 году благодаря помощи одного из патриотов, который стал платить ему стипендию, Чан Дай Нгиа поехал учиться во Францию. Он учился сразу в четырех институтах. После окончания учебы он некоторое время работал в авиаконструкторском бюро и продолжал интересоваться исследованиями в сфере вооружений.
В 1946 году начался главный период в жизни Чан Дай Нгиа. Он вернулся на родину с Хо Ши Мином и сразу же стал во главе Департамента по исследованию и производству вооружений Министерства обороны Вьетнама. Со своими коллегами он впервые разработал программы изучения и изготовления пехотного вооружения. В результате реализации этих программ стали изготовляться самые лучшие (для того времени) ручные противотанковые гранатометы типов Bazuкa и SKZ, летающие бомбы. Это оружие наводило ужас на французских танкистов.

После войны Чан Дай Нгиа стал первым ректором Ханойского политехнического института, в 1983 – 1988 гг. возглавял отраслевой Союз специалистов технических наук. За эти годы он многого достиг и за успехи в науке, преданность Родине в 1996 г. был награжден орденом Хо Ши Мина – самой высокой наградой во Вьетнаме. Сейчас его именем названы улицы в Ханое и в других городах Вьетнама.

Вьетнамский ученый в области механики, Герой Труда СРВ. В 1935–1945 гг. учился в Высшей школе электротехники, Институте аэронавтики и Высшей строительной школе во Франции. В 1946–1954 гг. – начальник управления артиллерии Вьетнамской народной армии. В 1950–1960 гг. – заместитель министра промышленности и торговли, министр тяжелой промышленности (1960–1962 гг.). С 1965 года – председатель Государственного комитета по науке и технике СРВ. Основные труды по механике. Иностранный член АН СССР (1966).

Литературный политех

«Сейте разумное, доброе, вечное»

VI международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «ГРЕНАДЕРЫ, ВПЕРЕД!»

Газета Волгоградского государственного технического университетаПроходит региональный этап международного литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!». Конкурс проводится Союзом писателей России и Волгоградским отделением СП, Министерством обороны РФ, Управлением по делам молодежи при поддержке администрации Волгоградской области.

Номинации конкурса:

– «Слово об учителях земли родной»

Рассказы и сочинения об учителях России, о святых нашего Отечества, о людях героического труда и подвига, о родной школе, об ученых, которые внесли вклад в процесс познания:
«Герои и учителя Земли Русской»; «Моя школа жизни»; «Сердце отдаю детям»; «Учителями славится моя земля»; «Учитель – судьбы моей начало»; «Моя малая родина – школа»; «Учитель, земной поклон тебе»; «Доброе сердце»; «Учительница первая моя»; «Учитель, перед именем твоим...»; «Подвижники и герои моего края – пример для подражания»; «Учителя родной земли»; «С кого писать свою жизнь?»; «Объяснение в любви моей школе и моим учителям»; «Бабушкин сундук»; «Семейный альбом»; «История моей школы в истории Отечества»; «Воскресная школа»; «Мой храм – моя школа»; «Учителями славится Россия»; «Разговор ученика с учителем»; «О какой школе мы мечтаем?»; «Учитель. Ученый. Гражданин»; «Он жил для людей»; «Чем знаменита моя школа?»; «Приглашаю в гости ко мне в школу»; «Школа XXI века»; «Старик Державин нас заметил...»; «Монастыри – школа просвещения». «Светлым светлая и украшенная Земля Русская»; «Кто помог мне в познании Родины?».

– «Сталинградская сирень»

Рассказы, стихи и сочинения, посвященные теме Великой Отечественной войны, героям, спасшим Отечество или положившим жизнь «за други своя» и ставшим примером для подражания молодого поколения, о полях военной славы России (Поле Куликово, Бородинское поле, Прохорово поле, Солдатское поле, Мамаев курган и др.)

– «Художественный образ»

Рукописные книги. «Душа моей Родины» – книга добрых дел моей школы, моего храма.

Рисунки, посвященные людям, их делам, которые они совершали во имя Родины.

Рисунки о том, как люди веками сражались за добро против зла. Победа доброго начала над силами зла.

Мой край родимый, моя школа, моя улица, моя семья.

«Моя Родина – это моя большая семья» (рисунки, семейные фотографии, школьные фото и героическое прошлое родного края, собранные в единый альбом).
Песни и стихи об учителях родной земли, о героях, которые стали для нас примером для подражания (с приложением нот и видеокассет или DVD в т.ч. и в исполнении автора).

Фильмы «Школа – родины нашей частица», «Святые моего края – учителя моей жизни», «Я душу Родины почувствовать хочу», «Война – учитель жизни».
Видеофильмы и компьютерные анимации о героях моей родной земли.

Экспедиция «Радость познания»: история, святыни и достопримечательности моей малой родины, рассказ о людях моего края, о тех, кто стал примером для моей жизни.

Подведение итогов и объявление победителей состоится 11 мая. Лауреаты и дипломанты конкурса награждаются дипломами и ценными призами.
Лучшие работы конкурсантов отправляются в Москву для участия в финале, который состоится в октябре-ноябре 2010 года.
Конкурсные работы присылать до 5 мая 2010 г. по адресу: 400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская., д. 8. «Клуб Парнас», Волгоградская областная писательская организация, «На конкурс «Гренадеры, вперед!» Тел. 8 (442) 38-78-75 (Отв. – Иванникова Елизавета Викторовна. Письменные работы и заявки можно прислать на электронный адрес: clubparnas@mail.ru

Письменные работы принимаются в распечатанном и электронном виде.

В заявке должно быть указано: ФИО, возраст, жанр работы, учебное заведение, руководитель (если он есть), адрес и контактный телефон.

«Перед ликом огня» – так называется сборник стихов и прозы студентов волгоградских вузов, выпущенный к 65-летию победы в Сталинградской битве.

P.S. Студенты нашего вуза традиционно приглашаются принять участие в номинации «Сталинградская сирень».
Фото из архива.

Листая подшивку

Политехник 20 лет назад

На страницах «Политехника» от 6 апреля 1990 года – произведения известных волгоградских писателей-фантастов Любови и Евгения Лукина. Предлагаем вашему вниманию одно из них.

Во избежание

– Так вы, значит, и есть автор научно-фантастического рассказа «Изгородь вокруг Земли»? – Редактор с доброжелательным любопытством разглядывал посетителя. – Вот вы какой...

– Да, — засмущался тот. — Такой я...

– Прочел я ваш рассказ. Оригинально. Кажется, ничего подобного у других фантастов не встречалось.

– Не встречалось, — сдавленно подтвердил автор. — У меня у первого.

– Ну, что вам сказать... Читается рассказ залпом. Так и видишь эту титаническую изгородь, уходящую за горизонт... Да... А тот эпизод, когда на строителей изгороди нападают коллапсары, а те отбиваются от них искривителями пространства, — это, знаете ли, находка!

Автор зарделся.

– И название удачное, — продолжал редактор. — Есть в нем этакий элемент неожиданности. Изгородь — и вдруг вокруг Земли. Читатель это любит...

– Любит, — убежденно подхватил автор. — Я знаю нашего читателя.

Редактор покивал.
– Собственно, у меня только один вопрос. Эта изгородь... Для чего она? С какой целью ее возводят?

Автор вскинул на него изумленные глаза.

– Как для чего?— опешив, переспросил он.— Так ведь ежели изгороди не будет, непременно кто-нибудь с края Земли вниз сорвется!..

Литературный политех

Дыши!

Газета Волгоградского государственного технического университетаЮлия Несерина в особом представлении не нуждается. Многократная победительница различных литературных конкурсов, участвуя в прошлом году в «Сталинградской сирени», вновь подтвердила свое лидерство – ее рассказ «Допеть до конца» был отмечен Дипломом I степени.

Творчество Юлии Несериной многогранно, она пишет эссе, стихи, рассказы как военно-патриотической тематики, так и романтической направленности. Сегодня представляем ее некоторые ее произведения.

Ты устал. Устал и сам это знаешь. Из последних сил держишься. Хочешь казаться хладнокровным, но все чаще и чаще срываешься. А потому злишься и устаешь еще сильнее. Ты – сильный. Сильный, рассудительный и неспешный. Но даже сильным нужны передышки. Ты задыхаешься, хватаешь ртом воздух и уже ни о чем не можешь думать – у тебя началась паника. Работа, проблемы, скандалы и я со своей любовью-морковью душим тебя. Я не хочу убивать тебя. Поэтому я исчезну из твоей жизни. Может, тебе станет легче и ты, вдохнув воздуха, немного успокоишься. Паника пройдет.

Когда я возвращалась с моря, в автобусе смотрела кино. И там прозвучала такая фраза: «Если ты просишь у Бога смелости, что Он даст тебе: смелость или возможность проявить ее? Если ты просишь у Бога любви, что Он даст тебе: любовь или возможность доказать ее?». Ты хочешь нормально жить КАК ВСЕ, но склеиваешь скотчем рушащиеся стены в надежде, что сможешь прожить в разваливающемся бараке всю жизнь. Не легче ли расчистить руины и на их месте построить новый дом? Самому построить. На совесть построить. Крепко построить. На века.
Самое страшное преступление – отказываться от любви. Я уже отказывалась. Я была преступницей. Я томилась в тюрьме своих мыслей два года. Два года я не жила! Практически не существовала. Я даже толком не помню, что там со мной было в эти два года отбывания наказания. Я думала, что ты мне подписал амнистию и право на реабилитацию. Я не хочу больше в тюрьму! Я хочу жить! Ты когда-нибудь НЕ жил? Это так страшно – НЕ жить. Просыпаться, идти на учебу, возвращаться домой и, переборов из последних сил бессонницу, засыпать к утру. Какие-то лица мельтешат, одни сменяются другими. Они что-то говорят мне, кричат, смеются, дергают за руку, но кроме гула ничего не слышно.
Миллионы людей на Земле страдают от отсутствия любви либо взаимности. У тебя есть и то, и другое. Но ты не принимаешь любовь…
В 25 лет считать, что жизнь прожита, что в ней не должно быть ошибок, что уже поздно начинать все с нового листа… Не рано ли ты записываешься в старики?
Отдыхай. И дыши, глубже дыши, полной грудью. И скучай. Скучай по мне. Но только не плачь – я делаю это и за тебя. А я позвоню. Недели через две. Нет, не смогу: вдруг ты не возьмешь трубку? Это так больно, когда ты не берешь трубку, будто кусок от сердца отрывают. И кровь после дня два не останавливается. Забудь меня на это время, но помни всегда: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ…

А у нас сегодня ночь,
По углам занялись тени.
Им нет власти превозмочь
Позапрошлых впечатлений.
Не забыть ослепших дум,
Не унять тоски голодной,
Все, что скажет сердцу ум,
Отдано земле холодной.
Бог с тобой, твоя взяла.
Я люблю тебя напрасно.
Да, во всем моя вина
Не люби меня несчастно…


Ищу хакера,
лузеров прошу
не беспокоить


Наконец-то я переустановила копм… точнее не я, а добрый мальчик Дима, которому я все уши прожужжала про не открывающиеся папки и не запускающиеся флэшки. До этого я терроризировала еще кучу людей, разбирающихся в компах: и Дениса, и Стаса, и Антона, и Славика, и Ваню, и Мишу…

Компьютеры меня не любят. Совсем не любят и всячески надо мной издеваются. К примеру, не открывают мою лабораторную по MathCad-у, которую я часов пять накануне дома делала. Или виснут по очереди прямо на паре по информатике или компьютерным технологиям. А что я им сделала такого-то?!

Я пытаюсь всеми силами влюбить комп в себя. Даже сама сканер установила! Без чьей-либо посторонней помощи, да!

Ну так вот, Дима все-таки переустановил мне компьютер, и теперь папки я могу открывать как и все нормальные люди – двумя щелчками левой кнопки мыши, а не как раньше… Но! Теперь комп у меня стал немым, потому как он не хочет распознавать колонки! Нужны какие-то там драйвера на какую-то там звуковую карту… Я-то что, я даже не против, но все дело в том, что я понятия не имею, что такое драйвера и где их искать…

Из всей этой пятилетней эпопеи с компьютерами я пришла к единственно правильному выводу: мне позарез нужен парень-программист, так что все мои любимые певцы-музыканты-композиторы-поэты… пока!

Опрос

Откуда вы больше всего узнали о Сталинградской битве?

Голосовать