Наши выпускники 12 апреля – День космонавтики

Главный по ракетам

Главный по ракетам12 апреля – день, который навсегда вошел в историю человечества, это научный и технологический триумф нашей страны. Именно Советский Союз положил начало космической эре. День космонавтики – праздник, прежде всего, тех, кто создал основу для первого полета, подготовил его, и тех, кто трудится в этой отрасли сегодня.

Мы были приятно удивлены, узнав, что «главный по ракетам» в нашей стране, современный Королев – выпускник нашего политеха, машиностроительного факультета. Геннадий Геннадьевич Райкунов – доктор технических наук, профессор, академик, вице-президент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, заслуженный машиностроитель России, заслуженный испытатель космической техники, лауреат премии правительства России, генеральный директор ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения». В прошлом году после празднования Дня космонавтики нам удалось поговорить с Геннадием Геннадьевичем и задать ему несколько вопросов.

– Геннадий Геннадьевич, студентам будет интересно узнать о людях, которыми сегодня по праву гордится наш вуз. Расскажите немного о себе.

– Родился я в Волгограде, в 1975 году с отличием окончил Волгоградский политехнический институт, и в течение 26 лет работал в ЦНИИМаш. С 2001 по 2008 годы возглавлял ФГУП «НПО ИТ». Сейчас вернулся обратно в ЦНИИмаш, только уже в должности генерального директора.

– Почему Вы для учебы выбрали именно Волгоградский политехнический институт?

– Трудно сказать, почему... Техника меня всегда интересовала. Я учился в 9-й общеобразовательной школе с гуманитарным уклоном, но уже после 8-го класса поступил в физматшколу при педагогическом институте. Родители: и мать, и отец – врачи, сестра тоже пошла по их стопам. А меня тянуло в область точных наук, и поэтому я пошел учиться в политех.

– Вы уже тогда понимали, кем хотите быть и чем заниматься?

– В общем, да, с 8-го класса я уже понимал, где и кем я буду. Все сложилось именно так, как и хотел.

– Сегодня, глядя назад, ничего не хотели бы поменять в своей жизни?

– Нет. После института я ходил на разные курсы – физика, математика. Получив диплом с отличием, по распределению попал в ЦНИИмаш, точнее, как отличник, выбрал его сам. И стал работать там.

– Что было для Вас самым сложным в процессе обучения?

– В принципе, ничего, никаких проблем у меня не было ни с гуманитарными, ни с техническими дисциплинами.

– Кого из преподавателей Вы можете вспомнить, были такие, которые могли «заразить» своим предметом?

– Да, конечно, были, начиная с преподавателей гуманитарных наук. Например, историю у нас вела преподаватель, которая очень увлекательно рассказывала. Из технических – это, разумеется, Рабинович Абрам Наумович, Шульга Петр Матвеевич. С благодарностью вспоминаю профессора Талантова и профессора, читавшего у нас лекции по станкам (не помню его фамилии), к сожалению, со временем многие имена стираются в памяти. В общем, были такие преподаватели и не мало.

– Полученные в вузе знания пригодились в дальнейшей работе, был ли здесь заложен фундамент?

– Безусловно, пригодились, хотя по жизни я хотел заниматься чисто электроникой и только ей, в основном, сначала и занимался, думал, что кафедра теоретической механики не очень-то нужна и, вообще, чисто механические науки – физика, механика, техмаш – тоже особенно не нужны. Но потом все изменилось. Начну с того, что я защищал диплом по баллистике на кафедре теоретической механики. Потом, когда защитил докторскую диссертацию, были и системные вопросы проектирования сложных и особо сложных систем. Когда стал генеральным директором и главным конструктором ФГУП НПО ИТ, у меня уже было свое конструкторское бюро, был институт и был завод, пригодились знания технологии как таковой.

– Вам, наверное, приходится сталкиваться с выпускниками вузов? Знания, которые выносят сегодняшние выпускники, соответствуют требованиям действительности, современного производства?

– У меня сейчас нет производства, есть головной институт ракетно-космической отрасли. Но вот когда я возглавлял НПО ИТ, там было производство. Я являюсь еще профессором, заведующим кафедрой в МАИ (Московский авиационный институт). Скажу так, качество образования, конечно же, упало, начиная со школы. Без дополнительной подготовки влиться тяжело, хотя есть отдельные личности, но их очень мало.

– Каково Ваше отношение к реформе образования? Те цели, которые призвана достичь эта реформа, оправдывают изменения в уже устоявшейся системе образования, некогда считавшейся лучшей в мире?

– Если честно, то мое отношение к этим изменениям отрицательное. Я считаю это неправильно. У нас действительно было лучшее образование, а в следствие этих реформ или независимо от них, оно стало одним из худших. То качество, которое я вижу сегодня, считать даже приемлемым уже нельзя. Положительного стало мало, а вот отрицательного стало намного больше. Начиная с того, что увеличилось количество предметов в том числе гуманитарных – раз, резко упростились программы обучения – два, а третье – это жесткий режим: начинать занятия в 8, 820. Я много ездил по миру, видел другие вузы, специально сравнивал их программы с нашими, с нашей системой.

– Но ведь основная цель реформы составить конкуренцию европейским вузам, а также возможность конвертируемости наших дипломов на Западе.

– Раньше мы были вне конкуренции, даже не задумывались об этом, а теперь мы так, «на посылках», стоим где-то на обочине. Качество образования абсолютно неудовлетворительно. Мы не заботимся о будущем и можем остаться без него.

– Геннадий Геннадьевич, если можно, расскажите о своей сегодняшней сфере деятельности.

– Я сейчас работаю генеральным директором ФГУП ЦНИИмаш – это головной институт ракетно-космической отрасли, подразделение Роскосмоса.

– Геннадий Геннадьевич, каким должен быть выпускник, чтобы он смог работать у Вас в НИИ? И что бы Вы хотели пожелать нашим студентам?

– Если заниматься дополнительно, то можно чего-то добиться, а если нет, то делать здесь нечего. У нас требуются огромные базовые знания, в первую очередь – математика, физика, естественно-научные дисциплины.

А пожелать хочется того, чтобы наши студенты все-таки получили те знания, за которыми они и пришли в вуз, чтобы появился интерес к познанию, к науке. Если бы вы побывали в центре управлением полетов, посмотрели бы, как разговаривают с космонавтами на орбите, я думаю, такой интерес у вас обязательно бы появился.

Наши сегодняшние студенты, их знания – это будущее нашей страны.

Михаил Белов.

Стр. 1 из 11pdf