Из Европы возвратясь

Почем килограмм шмелей?

Почем килограмм шмелей?Отрадно, что студенты и аспиранты ВолгГТУ имеют возможность ездить на стажировку в вузы различных европейских государств. О своем пребывании в бельгийской высшей школе «Кемпен» рассказывает ассистент кафедры «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» Дмитрий Крыжановский.

Что такое «Темпус»

В феврале, будучи аспирантом третьего года обучения, в рамках проекта «Темпус-4» я ездил в Бельгию, где провел две недели. Проект вообще нацелен на то, чтобы, переняв опыт западных образовательных учреждений, наладить в России, по крайней мере, в тех университетах, с которыми был подписан договор, организацию сотрудничества между вузами и производством. То есть, чтобы у нас образование стало более практикоориентированным, не оторванным от реальности. И чтобы студенты, выходя из стен университета, работали по специальности, а не там, где придется.

Я смотрел, как в Бельгии организована система взаимодействия между университетами и предприятиями, как выполняются выпускные работы. Интересно, что там все темы дипломов всегда предлагаются какими-то реально существующими компаниями, и студенты, выполняя выпускную работу, решают конкретные задачи, которые стоят перед этими компаниями. Если это не практические проекты, то они имеют исследовательский характер, и опять же инициируются крупными исследовательскими центрами. Финансирование образования по большей части осуществляется за счет выполнения работ в рамках этих проектов. А для того, чтобы вузы не скатились в тотальное зарабатывание денег, в Бельгии строго оговаривается, какими темами может заниматься каждый университет. Поэтому, с одной стороны, преподаватели и студенты получают возможность реально познакомиться с последними достижениями в своих предметных областях, с другой стороны, они получают возможность заработать деньги и, как правило, на эти деньги университет и существует.

В «Кемпене» я встречался с преподавателями различных факультетов. Больше всего мне запомнилось то, что на сельскохозяйственном факультете выращивают шмелей (для более эффективного опыления полей) и продают их килограммами.

При многих университетах организуются центры, которые занимаются внедрением новых разработок и изобретений в производство, поддержкой малого и среднего бизнеса. Я, естественно, большее внимание уделял тому, как это делается в сфере информационных технологий, тем более, что такие проекты составляют 50% от тех, которые внедряются этими центрами.

Бельгийское студенчество

Студенты, обучаясь в вузе, могут жить и дома, и в кампусах. Для экономии времени большинство предпочитают кампус. В «Кемпене» хорошо развита внеучебная студенческая деятельность. В главном корпусе вуза есть большой холл для отдыха, который студенты называют «агора». На этой самой «агоре» имеется сцена, где каждый день устраиваются выступления студентов. Забавен и тот факт, что в Гееле, где расположен «Кемпен», находится главная психиатрическая лечебница Бельгии. Картины пациентов этой клиники висят, в том числе, и в высшей католической школе.

Помимо самого Гееля, мы посетили Антверпен, Брюссель, Гент, а также окрестности Гееля. Когда я посмотрел по карте наши маршруты, то понял, что мы реально объехали половину Бельгии. Но больше всего мне запомнилась поездка на велосипеде от Гееля до Антверпена в сопровождении одного из преподавателей высшей католической школы. Он показал мне множество замечательных мест (бриллиантовая биржа, музеи, соборы), которые самостоятельно я бы не нашел. К тому же погода выдалась сухой и теплой, несмотря на февраль, а качественные велосипедные дорожки, которые есть в каждом уголке Бельгии, сделали прогулку особенно приятной.

У них другой менталитет

Интересно, что в «Кемпене» в учебном плане стоит больше практических занятий. Есть, конечно, и лекции. Но чем старше курс, тем меньше часов отдано под лекционные занятия. Лабораторные и практические занятия проходят в небольших студенческих группах под надзором скорее не преподавателей, а наставников.

Там много компьютерных классов. Любой человек, даже посторонний, может зайти и попользоваться Интернетом, что-то скопировать, распечатать, не заплатив при этом ни евро.

Бельгийские студенты понимают, что учиться нужно и важно, но и про развлечения при этом не забывают. Развлекаются так же, как и в других странах: пиво в пабах, ночные клубы, кинотеатры, развлекательные центры.

Но, на мой взгляд, бельгийские студенты самостоятельнее российских. Они не считают, что им кто-то должен, а сами идут к намеченной цели. Если им нужно получить высшее образование — они его получают, если нужно искать работу, то они будут ее искать сами. Российские молодые люди не менее активны, просто их активность направлена в другое русло. У бельгийцев же активность более осознанная, созидательная и общественно полезная. Наверное, все потому, что там менталитет другой совсем. Бельгийцы понимают, что власть существует для того, чтобы им лучше жилось, они ожидают от нее адекватных действий и в то же время готовы всегда прийти ей на помощь.

Дмитрий КРЫЖАНОВСКИЙ.

Стр. 8 из 13pdf