Из первых уст

Как привлечь молодежь в науку

Как привлечь молодежь в наукуУчастники Российского инвестиционного форума в Сочи ежегодно обсуждают самые актуальные темы не только в российской экономике, но и в науке. О том, реалистичны ли цели национального проекта «Наука», можно ли привлечь молодежь в науку и насколько политика мешает международному научному сотрудничеству, в интервью ТАСС на форуме рассказал Министр науки и высшего образования России Михаил Михайлович Котюков.

– Правительство уже обнародовало основные цели всех 12 национальных проектов. Общее финансирование нацпроекта «Наука» – порядка 630 млрд рублей, из них 230 млрд рублей – из внебюджетных источников. Вы уже понимаете, откуда будете привлекать эти внебюджетные средства, есть ли уже институты, компании, которые захотели участвовать в софинансировании?

– Есть организации, которые готовы стать точками сборки всех интересов при формировании программ. И есть индустриальные партнеры, которые сегодня готовы участвовать в этих программах.

Если говорить об инструментах национального проекта, то для работы с индустриальными партнерами есть несколько предлагаемых механизмов. Один из них – это научно-образовательные центры (НОЦ). В рамках национального проекта нам необходимо сформировать не менее пятнадцати НОЦ мирового уровня. Эти центры должны интегрировать возможности науки, профессионального образования и обеспечить четкое взаимодействие с индустриальными партнерами. Мы уже сегодня прорабатываем с главами регионов, обсуждаем с университетами и индустриальными компаниями формы сотрудничества и необходимую систему управления, которая позволяла бы обеспечивать очень четкую координацию и достижение поставленных задач. Это одно из направлений.

Второе направление предполагает серьезное развитие крупных научных установок класса мегасайенс. В мире эти установки решают не только задачи фундаментальных исследований – они еще и могут быть очень серьезной площадкой, серьезным инструментом решения различных практических задач. Здесь мы должны вместе с нашими индустриальными компаниями и международными партнерами определить исследовательские проекты и программы развития инфраструктуры, которые будут нацелены на решение очень широкого спектра научных и научно-технологических задач.

Есть еще много направлений, которые проектом предусмотрены. Вы начали с правильного вопроса, наверное, одна из самых непростых задач – это выстраивание системы эффективных коммуникаций между наукой, образованием, экономикой и формирование новых исследовательских программ, которые будут для индустрии привлекательными с точки зрения вложения средств и получения готового результата.

– Не получится ли у нас в результате некоего крена в прикладную науку по сравнению с фундаментальной?

– Я думаю, что мы точно этого сможем избежать. У нас объем средств, который направляется на поддержку фундаментальных исследований, достаточно существенен даже по мировым меркам.

И эти средства в ближайшие шесть лет точно не будут уменьшаться. Это важно. В рамках национального проекта возможно некоторое увеличение ежегодных объемов финансирования. Но как раз средства на проведение прикладных исследований – здесь у нас есть определенные особенности. И в этом смысле мы сегодня не соответствуем тем параметрам, которые характерны для пятерки ведущих, развитых научно-технологических держав. Задача – очень внимательно к этой сфере отнестись и показать нашим индустриальным компаниям возможность проведения исследований именно в России с привлечением российских коллективов, перспективность таких разработок. Я думаю, будем над этим работать.

– А вы уже можете назвать какие-то компании, которые уже готовы включиться в эту работу в самое ближайшее время, на горизонте года?

– Я бы сейчас не стал называть отдельные компании, чтобы, с одной стороны, может быть, кого-то не обидеть, а с другой стороны – не рекламировать пока еще только обсуждаемые проекты. Но я могу сказать, что таких компаний уже достаточно много. Мы в предыдущие годы подготовили и уже сегодня реализуем государственную программу научно-технического развития агропромышленного комплекса. Соответственно, пока эта работа велась, мы вместе с Министерством сельского хозяйства, с Российской академией наук, с агропромышленными компаниями смогли сформировать исследовательские проекты и отобрать коллективы, которые работают над решением задач. Я знаю, что Министерство сельского хозяйства уже сегодня отобрало более 20 проектов частных компаний, которые работают над обеспечением России собственным семенным материалом. Например, по картофелю. Следующая программа – по сахарной свекле. Наши научные школы – это более десятка институтов – смогли сформировать серьезные команды, показать индустриальным партнерам все то, чем мы располагаем.

ИТАР-ТАСС.

Публикуется с сокращениями.

Стр. 2 из 17pdf