Сеять разумное, добродетельное

В работе совещания примут участие представители более 160 вузов Приволжского и Южного федеральных округов.

Сеять разумное, добродетельноеК работе совещания будут привлечены ректоры, проректоры, общественные деятели, практики воспитательной работы из вузов России.

В преддверии этого представительного форума мы попросили проректора ВолгГТУ Р.М. Петруневу, курирующую внеучебную работу в вузе, ответить на наши вопросы.

– Раиса Маратовна, чем вызвано столь масштабное совещание?

– Актуальность совещания обусловлена возникшими многочисленными противоречиями в системе профессиональной подготовки будущих специалистов и отсутствием целостной системы воспитания в вузе. Хотя в вузах повсеместно вводится институт проректоров по воспитательной работе, однако большая часть этих специалистов недостаточно подготовлена к данной работе как в научно-теоретическом, так и методическом отношении.

Воспитательная деятельность образовательных учреждений носит в основном стихийный характер, научно–теоретические основы и методическая база воспитательной работы разработаны фрагментарно. В этих условиях возникла объективная необходимость проведения такого совещания.

– Почему оно проводится на базе нашего университета?

– Вообще, аудитория совещаний разбита по федеральным округам, а местом их проведения выбраны три вуза. Это Томский государственный университет – для Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, Российский государственный социальный университет (Москва) – для Северо-Западного, Центрального округов и Волгоградский государственный технический университет – для Приволжского и Южного федеральных округов.

Должна заметить, что наш вуз выбран, конечно, не случайно. Опыт организации воспитательной работы со студентами ВолгГТУ изложен в 3-х учебных пособиях с грифом УМО. А в 2006 году Волгоградский государственный технический университет принял участие в III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» и стал Дипломантом I степени.

– В чем же специфика организации воспитательной работы в политехе?

– Политика и планирование в области воспитания в волгоградском техуниверситете осуществляется комиссией по гуманитарному образованию и воспитательной работе, которая функционирует в структуре научно-методического совета университета. Комиссия работает согласно плану, утвержденному председателем научно-методического совета университета, заслушивает отчеты подразделений, координирует их деятельность. Ее влияние распространяется на работу целого ряда подразделений вуза, в их числе – кафедры гуманитарных и социально-экономических наук; отдел социологических исследований и внеучебной работы, психолого-социологическая служба; школа педагогического мастерства преподавателей; постоянно действующий семинар кураторов академических групп; музей истории университета; студенческие общественные организации и так далее.

Целевые установки в организации воспитательной деятельности определены в Концепции воспитательной работы университета, которая обсуждается на той же комиссии и утверждается ректором.

– Переходя от теории к практике, о чем, прежде всего, вы сказали бы?

– О необходимости развивать чувство патриотизма (в самом широком смысле слова) у молодежи. Любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю. Интерес к истории нашей области прививается студентам посредством организации на кафедре истории, культуры и социологии конкурса «Краеведческие чтения». Студенты изучают историю России, Царицына - Сталинграда - Волгограда не по учебникам, а по экспонатам музеев, в частности, ВолгГТУ.

Для студентов, изучающих дисциплины «Отечественная история» и «Культурология», проводятся учебно-экскурсионные занятия по объектам историко-культурного и героического наследия региона.
Кафедры социально-гуманитарного блока используют и такие формы внеучебной работы, как викторины, КВН, поточные научные студенческие конференции.

– Судя по отзывам наших студентов, воспитательную работу в вузе они не только приветствуют, но и считают ее необходимой.

– Да, действительно, у нас в вузе существует внутренняя система оценки состояния и качества воспитательной работы. Психолого-социологическая служба проводит соцопросы, результаты которых также публикуются в корпоративной (многотиражная газета «Политехник») и центральной (журнал «Профессиональное образование») печати. По результатам опросов планируются корректирующие мероприятия, вносятся изменения в план воспитательной работы и деятельности различных служб университета.

– Насколько плодотворным, на Ваш взгляд, будет нынешнее совещание?

– Думаю, достаточно плодотворным. Кроме пленарных заседаний, в рамках совещания запланировано проведение «круглых столов», мастер-классов, экскурсий. Совещание также даст возможность обменяться накопленным опытом. Это, вне всяких сомнений, позволит повысить уровень воспитательной работы в вузах.

Записала
С. ВАСИЛЬЕВА.

Стр. 2 из 11pdf