В гостях у...

Один день из жизни военной кафедры

Один день из жизни военной кафедрыВоенной кафедре волгоградского технического университета в прошлом году исполнилось сорок лет.

Лейтенантские погоны первые выпускники одели в 1970 году. Кафедра располагает хорошей учебно-материальной базой: классами тактической подготовки, управления боем, материальной части вооружения танка и БМП, стрелковым тиром, строевым плацем, учебным стрелковым оружием. Политеховская военная кафедра – одна из лучших в Северо-Кавказском военном округе, что подтверждено проверкой Главкомата сухопутных войск. Теоретическая подготовка курсантов высоко оценена. Закреплена хорошая оценка вторичной проверкой практических умений и навыков наших выпускников на Прудбойском учебном центре. Занятия со студентами проводят офицеры-преподаватели, имеющие большой опыт службы на различных воинских должностях. Девяносто процентов из них – участники боевых действий, имеющие правительственные награды.

ВолгГТУ ежегодно выпускает около 250 квалифицированных офицеров для мотострелковых и танковых войск. С 2003 года по 100 офицеров сразу призываются после окончания вуза в ряды Вооруженных Сил, то есть как в полноправном военном училище.

Валерий Владимирович БОРИСОВ, начальник учебной части – заместитель начальника военной кафедры:

– Роль военной кафедры трудно переоценить. Она занимается не просто военно-патриотическим воспитанием, а воспитанием вообще, причем ежедневно, ежечасно. И обратите внимание: в университете студенты учатся, а мы, военная кафедра, учим. Начинается все с социальной среды – от наглядной агитации и отношения между сотрудниками кафедры до распорядка дня и дисциплинированности. Это первый шаг к воспитанию гражданина-патриота. Второй – вводная лекция. Начальник кафедры полковник Безнощенко начинает лекцию словами: «Вы добровольно посвящаете себя самому благородному делу – защите Отечества, готовясь стать офицерами». Ведь студент, придя на военную кафедру, уже частично делом доказывает, что он патриот, потому что идет сюда добровольно и знает, что будет призван в ряды Вооруженных Сил.

На первом этапе (студенты-второкурсники) регулярно проводятся встречи с ветеранами, тематические вечера, сотрудничаем с Домом офицеров, студсовет помогает. На втором – обязательно посещаем музей-панораму «Сталинградская битва». И не просто посещаем, изучение подробной истории битвы на Волге, проведение семинаров – обязательно. Стыдно, живя на нашей священной земле, не знать историю великого сражения. В этом нам помогают ветераны Сталинградской битвы. Третий этап, заключительный, – встреча с выпускниками ВолгГТУ, которые сейчас служат в Вооруженных Силах, своим примерам доказывая любовь и преданность Родине. «Хотите узнать, что вас ждет, – говорим мы студентам, – спросите – услышите из первых уст».

Надо сказать, что огромную роль в воспитании играет личный пример. Люди, которые работают со студентами – это живые легенды, и при этом они очень скромны. Поэтому хочу о некоторых сказать. Учебный мастер, участник Великой Отечественной войны Павел Федорович Никулин – пример для офицеров. О нем мы говорим так: без него жизнь на кафедре остановится. Ответственный, душевный, тактичный, что, кстати, важное правило для офицера. Ведь шашкой махать каждый сможет, а надо уметь еще и подчиняться. Приходит на работу Павел Федорович в семь часов, вместе с ректором, потому что душа за дело болит.

Не могу не сказать и о Федоре Ивановиче Тыщенко. Как у нас, военных, говорят, если на долю офицера не выпала хотя бы одна война, то он может считать себя офицером только наполовину. А Федор Иванович – участник двух войн – афганской и чеченской, кавалер Ордена Красной звезды и медали «За отвагу». Он пришел к нам простым преподавателем, и за короткий срок заслужил должность начальника цикла. Он не просто имеет знания, но и может научить других.

Александр Игнатьевич СИНЯГИН, полковник в отставке, бывший начальник военной кафедры ВолгГТУ:

– Я окончил танковое училище, потом – военную академию, инженерный факультет. Служил под Днепропетровском, в Венгрии, в Молдавии, Чехословакии… За 36 лет службы сменил тринадцать мест жительства, как говорится, на чемоданах жил. В 1975 году в связи с определенной международной обстановкой встала задача укрепления советско-китайской границы, и поэтому необходимо было сосредоточить войска в этом районе. Наша дивизия была передислоцирована в Монголию. Мы строили военный городок: казармы, дома для офицерского состава, парки для размещения военной техники. А техника находилась в боевой готовности.

Два года мы жили в палатках. Зимой морозы были до 40–45 градусов! Печку топишь – сверху жарко, внизу холодно. Условия тяжелые были, но мы жили, работали! С 1977 по 1984 год я был начальником военной кафедры здесь, в политехе. По поводу расформирования кафедры… Что сказать?.. Мобилизационные запасы резко сокращаются и, если говорить откровенно, это печально.

Андрей Иванович ЧЕРНЕЦКИЙ, полковник в отставке:

– В 1941 году я закончил среднюю школу и в сентябре был призван в армию и отправлен в Харьковское авиационное училище связи. На фронт я попал в марте 43-го в составе роты связи истребительной авиационной дивизии. Участвовал в боях за Киев, во взятии Берлина, освобождал Прагу. В политех я пришел в 1969 году. А до этого работал ведущим инженером-испытателем в Актубинске. Проводили воздушные бои, испытывали ракеты. Всякое бывало… Вот, например, испытывали ракету «Воздух-земля». По ошибке в Гурьеве включили локатор, и ракета, изменив траекторию, попала в жилой дом вместо заданной цели. Понятно, что это был не боевой заряд… Что случилось? Скандал!

Михаил Федорович ЗИНОВЬЕВ, майор в отставке:

– Мне довелось служить в Германии в войсковой части по радиоразведке, в Кап.Яре в зенитно-ракетном полку. В 1962 году произошло обострение международной обстановки из-за размещения советских ракет на Кубе. В ответ на это руководство США установило морскую блокаду Кубы. В повышенную готовность приводились и американские и советские вооруженные силы. Примерно за месяц до начала Карибского кризиса наши войска стали перебрасывать на Кубу. Поездом нас доставили в Феодосию, переодели в гражданскую одежду для маскировки. Американцы сочли, что это гражданские строители. А когда уже высадились, стал развиваться кризис, ситуация была на грани войны. Наши ракетные дивизионы были поставлены на определенные позиции для защиты воздушных пространств Кубы. Я пробыл там год, а потом вернулся в Кап.Яр. С 1974 года я вышел в отставку и тружусь в политехе учебным мастером.

Подготовила
Елена ГРИНЕВА.

Стр. 6 из 13pdf