Взгляд со стороны

Ну, держись, студент!

В сентябре был проведен опрос россиян в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик в форме интервью. Участвовало 1500 респондентов.

Ну, держись, студент!Как полагает большинство (80%) опрошенных, сегодняшние российские студенты отличаются от своих «собратьев» 70-х – 80-х. Это мнение, безусловно, доминирует среди людей с высшим образованием, где его разделяют 92% респондентов. Примерно каждый десятый участник опроса (9%) не видит различий между поколениями студентов, разделенными едва ли не третью века и «судьбоносными» для нашей страны историческими событиями. Примерно столько же (11%) затруднились ответить на данный вопрос (чаще всего это пожилые респонденты – 18%).

МЫ НЕ ТАКИЕ

Отвечая на открытый вопрос: «Чем именно сегодняшние студенты отличаются от студентов 70-х – 80-х годов?», респонденты проводили сравнение чаще всего не в пользу сегодняшнего студенчества. По мнению 12% опрошенных, многие сегодня получают вузовские оценки и дипломы не за знания, а за взятки, да и само высшее образование, как отмечают 9%, в значительной степени коммерциализировалось, перешло на платную основу. Достаточно часто респонденты говорили о легкомысленности, безалаберности современных студентов, отсутствии у них интереса к учебе («были серьезные студенты, отношение к учебе было по-настоящему серьезным, а сейчас – какие-то легкомысленные»; «современные студенты поверхностные, нет цели и заинтересованности» – 12% ответов), а также давали низкую оценку уровню их знаний («раньше студенты были образованней»; «ничего не знают, плохие знания» – 8%).

Примерно такая же доля респондентов (9%), напротив, отмечали, что сегодняшние студенты «более продвинутые», «более эрудированные», «более умные и развитые, чем студенты 80-х». В глазах одних отличительными чертами сегодняшних питомцев вузов выступают распущенность и наглость («более наглые и неуважительные»; «они хуже – хулиганье сплошное»; «более развязные, невоспитанные современные студенты» – 7%), в глазах других – их раскованность и независимость («более свободным поведением, раскованностью, демократическими взглядами»; «более раскрепощены и уверены в себе» – 7%).

Часть респондентов (8%) при ответе на вопрос ограничивались общими сентенциями: «времена меняются, и люди тоже»; «живут в другое время, другой менталитет»; «нравами, воспитанием, образом жизни, отношением к ней».

ЕСЛИ СРАВНИТЬ...

Изредка звучали сравнительные оценки материального положения студентов: при этом 3% полагают, что сегодня студенты живут богаче, чем в советские времена, а 2% указывали на сильное социальное расслоение современной вузовской молодежи и нищету значительной ее части.

Кто-то говорил о бездуховности, цинизме, жестокости студентов нашего времени (3%), об их несамостоятельности, иждивенчестве, избалованности (2%). Другие видят в современных студентах активность и целеустремленность (2%), самостоятельное, «взрослое», рациональное отношение к жизни («более самостоятельные»; «сейчас более практичные, многие вынуждены зарабатывать себе на учебу»; «более приспособленные к жизни»; «сегодняшние студенты практичнее и рациональнее» – 2%).

В представлении большинства россиян (56%), молодые люди сегодня думают о своем профессиональном будущем и строят соответствующие планы уже на подступах к студенческой жизни, во время выбора вуза и факультета. Чаще других так считают жители больших городов (63%) и, что особенно примечательно, представители наиболее молодой возрастной группы (62%). По мнению 30% россиян, студенты в этом вопросе более легкомысленны и планированием карьеры перед поступлением в вуз всерьез не занимаются. 14% опрошенных затруднились с ответом.

Половина (49%) россиян полагают, что сегодняшний студент не имеет ярко выраженных «отличительных признаков», и по внешнему виду, поведению, манере общения молодого человека нельзя сказать, учится ли он в вузе. Наиболее часто это мнение высказывали в ходе опроса жители мегаполисов и больших городов (56% и 54% соответственно). Противоположного мнения – что студенты отличаются от прочей молодежи по внешнему облику и поведению – придерживается около трети россиян (35%). Несколько чаще прочих его разделяют люди с высшим образованием (45%) и люди с относительно высокими доходами (42%). Затруднились ответить на этот вопрос 16% респондентов.

В ЧЕМ-ЖЕ ОТЛИЧИЕ

Любопытны признаки, по которым люди определяют студентов. Отвечая на открытый вопрос: «Как, по каким признакам Вы могли бы отличить студента от человека, который в вузе не учится?», респонденты чаще всего говорили о специфическом поведении студентов (10%); некоторые указывали на конкретные особенности поведения: вежливость, воспитанность, хорошие манеры («более воспитанные, вежливые, культурные»; «студенты всегда отличались своей воспитанностью»; «ведут себя приличнее, не как свиньи» – 6%), манеру говорить, хорошую речь («по культуре речи»; «речь более богатая»; «по хорошей и правильной речи»; «меньше мат для связки слов используют» – 7%).

Примерно каждый десятый (9%) полагает, что студента можно распознать по внешнему виду, одежде, характерным атрибутам: «внешний вид другой, лучше одеты»; «...ходят с рюкзаками»; «по внешнему виду: кто не учится в вузе, одет вызывающе»; «студент всегда худой»; «одежда более модная»; «возраст до 25 лет, всегда ходит с пакетом или папкой, или пара тетрадок и ручка в руках».

Показательно, что при этом никто не указывал на признаки, свидетельствующие об уровне материального достатка молодого человека. Действительно, как свидетельствуют данные опроса, уровень достатка не является для респондентов отличительным признаком учащихся вузов. Так, 37% опрошенных сказали, что не видят никаких различий в материальном положении студентов и их сверстников, не обучающихся на дневных отделениях вузов, а 28% затруднились ответить на вопрос, хуже или лучше (или так же) живут студенты по сравнению с прочими молодыми людьми.

При этом каждый пятый россиянин (21%) считает, что студенты живут лучше, а 14% – что хуже, чем их сверстники – не-студенты.

Данные взяты на сайте www.fom.ru.

Стр. 9 из 16pdf