Визитная карточка

"Вас что-то беспокоит? Хотите об этом поговорить?.."

"Вас что-то беспокоит? Хотите об этом поговорить?.."Вот уже три года в нашем университете существует отдел социальных исследований и внеучебной работы, который возглавляет Вероника Геннадьевна ДАНИЛОВА. Срок для подразделения не большой, но работа, которой здесь занимаются, не менее важна, чем учебная деятельность. Вот, что Вероника Геннадьевна рассказала о своем отделе:

— У нас работают ведущий психолог Дмитрий Валерьевич Воронков, ведущий социолог Елена Петровна Скорикова. В отделе есть специалист по работе с молодежью Мария Васильевна Шишлянникова, которая занимается профилактикой девиантного поведения, наркомании, ВИЧ/СПИДа. (Это проведение как массовых занятий, так и индивидуальных тренингов по группам). Ведущий методист Екатерина Викторовна Хорищенко курирует культмассовую работу: сюда входит руководство СТЭМами, командами КВН, другими коллективами. Екатерина Викторовна одновременно является директором студенческого клуба. В отделе есть еще один ведущий методист — Татьяна Николаевна Целковикова. Вся наглядная агитация, объявления – дело рук художника Аллы Александровны Кравченко. Раньше, правда, было два художника. Наше подразделение подчиняется непосредственно проректору по учебной работе Раисе Маратовне Петруневой.

Психолого-социологическая служба в университете была создана еще в 1995 году. А уже позже она «влилась» в отдел социальных исследований и внеучебной работы... Деятельность службы осуществляется по нескольким направлениям. О них мы попросили рассказать ведущего социолога Елену Петровну СКОРИКОВУ:

Первое направление – это работа с первокурсниками. Она включает в себя помощь студентам в адаптации к учебной деятельности, обследование студентов с помощью комплекса стандартизированных психодиагностических методик, позволяющих изучить потребности личности, ее направленность и уровень самооценки, эмоциональную устойчивость и т.д. По итогам тестирования проходят консультации. Ежегодно мы проводим анкетный опрос всех первокурсников о направленности их интересов в различных сферах. Анализ полученной информации позволяет различным структурным подразделениям университета, учитывая индивидуальные предпочтения студентов, организовать внеучебную воспитательную работу и найти каждому дело по душе.

Второе направление, по которому ведется работа — это формирование благоприятного социально-психологического микроклимата внутри вузовского коллектива — как среди студентов, так и среди преподавателей.

Мы проводим индивидуальное консультирование студентов и сотрудников университета, оказываем им помощь в решении различных проблем: межличностные конфликты между студентами и преподавателями, конфликты с родителями, с детьми, конфликты внутри студенческих групп, эмоциональные срывы, преодоление депрессии, «барьеров» на пути профессионального и личностного роста. Такой вид работы предполагает общение с человеком «тет-а-тет», необходима доверительная обстановка. Правда, это осуществить порой затруднительно из-за отсутствия помещения для индивидуальных консультаций.

Еще одно направление — многочисленные прикладные социологические исследования по различным аспектам. Они позволяют администрации ВолгГТУ знать и учитывать мнение студентов и сотрудников университета по самым различным вопросам. Сотрудниками службы разрабатываются серии исследований, такие, как, например:

«Ученье – свет» (о гуманитарном образовании, о втором высшем образовании, о рейтинге, о свободном посещении, об организации самостоятельной работы студентов, об институте кураторов, о воспитательной работе в вузе и др.);

«Дела житейские» (о ценностных установках и ориентациях, о профессиональном самоопределении студентов, ежегодный мониторинг отношения студентов к проблемам наркомании и ВИЧ/СПИДа, о взглядах студентов на проблемы брака и семьи, о работе читальных залов в общежитиях, об организации питания в ВолгГТУ, об условиях проживания в общежитиях, о внутривузовской газете «Политехник» др.);

«О чем думаем, о чем спорим» (о выборах в Государственную Думу РФ, о выборах Президента РФ, о выборах губернатора Волгоградской области, о выборах мэра города Волгограда и др.).

Четвертое направление — осуществление деятельности по профилактике девиаций (систематических отклонений в поведении от норм морали, права и т.д.) среди студентов ВолгГТУ.

Эта работа включает в себя организацию различных профилактических мероприятий: бесед, лекций, тренингов. Мы разрабатываем социальные проекты по проблемам алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа.

Пятое направление — помощь в организации студенческого самоуправления, поддержка и сопровождение деятельности студсоветов факультетов и студенческого совета университета. Мы проводим обучающие семинары и тренинги для студактива, социологические исследования по выявлению лидеров в студенческой среде, оказываем методическую помощь организаторам студенческого самоуправления. Это очень важное направление в нашей деятельности, поскольку приходящие сегодня из школы молодые люди абсолютно не имеют опыта самоорганизации и социальной деятельности.

Еще одно направление деятельности психолого-социологической службы — методическая помощь преподавательскому составу университета. В частности, в рамках постоянно действующего семинара проводятся занятия с кураторами академических групп. Темы этих занятий такие: девиантное поведение; первичные знания о наркотических и других психотропных веществах; административные меры воздействия на лиц, склонных к девиантному поведению; основные направления и формы профилактики девиантного поведения. Нами также разработан комплект методических материалов в помощь куратору. Он включает в себя «Памятку для кураторов по проблемам наркомании», «Памятку для кураторов по проблемам ВИЧ/СПИДа», «Памятку для кураторов по проблеме вирусных гепатитов», «Выписку из положения о сквозной рейтинговой оценке знаний студентов на всех этапах обучения», «Выписку из Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет», «Положение о кураторе академической группы», «Положение о старосте академической группы», «Примерный план воспитательной работы куратора со студентами 1 курса».

Сотрудники службы принимают участие и в работе школы педагогического мастерства преподавателей. Для молодых сотрудников проводятся групповые занятия с элементами тренинга, направленные на овладение навыками межличностного взаимодействия. Подготовлено и издано учебное пособие «Учебно-воспитательная работа в вузе: психолого-педагогическая подготовка преподавателей».

Есть у нашей службы и добровольные помощники. Из их числа формируются группы интервьюеров, программистов и др.

Работа, которую мы проводим, помогает руководителям вуза, профессорско-преподавательскому составу лучше узнать социальную и психологическую структуру процессов, протекающих в студенческих коллективах, способы их регулирования, учитывать интересы различных социальных групп студенчества. А это, в свою очередь, повышает эффективность обратной связи администрации с коллективом и ведет к снижению психологической напряженности, уменьшению числа конфликтных ситуаций.

Итак, — «Вас что-то беспокоит?..»

Наталья ТОЛМАЧЕВА.

Стр. 7 из 16pdf