Король наук при четырех императорах
С 25 по 30 сентября в Волгограде будет проходить XIX Менделеевский съезд по общей и прикладной химии. Он проводится в 2011 году, объявленном 63-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН Международным годом химии под девизом «Химия – наша жизнь, наше будущее». В настоящее время идет активная подготовка к этому крупнейшему научному форуму, одной из площадок которого станет и наш университет.
Университетская газета «Политехник» также будет освещать эту тему. Сегодня мы начинаем рассказ о жизни великого ученого, химика, имеющего мировую славу, Дмитрия Ивановича Менделеева.
Менделеев прожил долгую жизнь. Менялись цари, а вместе с ними менялась и русская жизнь: реакция сменялась реформами, и наоборот. Ученый никогда не затворялся в «келье» научной работы, он интересовался буквально всем – если говорить «высоким штилем», он чувствовал ответственность за родную страну и потому ко всякому новому царствованию относился по-хорошему пристрастно.
Отзвуки 1825 года
Дмитрий Иванович Менделеев жил и творил при четырех русских самодержцах. При Николае I он, будучи в Крыму, застал последние эпизоды не самой удачной для России Крымской войны. Видел искалеченных войной русских солдат, которых врачевал блистательный Пирогов.
В Тобольске до отрока Мити долетало эхо событий на Сенатской площади. В своем родном городе Менделеев виделся со многими бывшими «смутьянами», когда-то намеревавшимися уничтожить самодержавие.
В 1861 году Александр II отменил крепостное право. Это был, безусловно, важнейший шаг в развитии российского общества. Крепостную зависимость следовало ликвидировать задолго до этого. Однако и государственные политико-экономические меры нужно было подготовить тщательно, предусмотрев все последствия реформ. Этого сделано не было. По этому поводу Менделеев заметил: «Русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от нее в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни... Крепостная, то есть в сущности экономическая зависимость миллионов русского народа от русских помещиков уничтожилась, а вместо нее наступила экономическая зависимость всего русского народа от иностранных капиталистов... Миллиарды рублей, шедшие за иностранные товары, кормили не свой народ, а чужие».
Одним из положительных следствий упразднения в России крепостничества стало удвоение населения империи с 1858 года к концу века. Об этом Дмитрий Иванович высказался так: «Народонаселение – численное доказательство прогресса нашего времени по сравнению с прошлыми веками».
При царе-освободителе
В годы правления Александра II Менделеева забаллотировали в Академию. Там знали отношение Дмитрия Ивановича к ее деятельности. Менделеев подвергал резкой критике не только всю ее структуру, но и принципы, на которых были основаны отношения Академии с верховной властью: «Когда-то славное и сделавшее немало как для развития знаний вообще, так и для изучения страны учреждение переродилось... – говорил он. – Принципы императорской Академии взяли верх над началами русской Академии...»
Эти мысли, продиктованные секретарю, так и не были опубликованы.
Теме не менее на годы правления императора Александра II пришлось большинство важнейших открытий и изобретений Дмитрия Менделеева.
Тогда же выдающийся химик глубоко погрузился в проблемы отечественной нефтяной промышленности. Российское правительство отдавало на откуп бакинские нефтяные колодцы. Россия же при этом испытывала серьезный дефицит продуктов переработки нефти – прежде всего керосина. Его закупали в США, постоянно увеличивая импорт. Международный нефтяной рынок понемногу формировался, и Америка уже тогда закрепляла на нем свое лидерство.
Менделеев, много увидевший и понявший во время своей «бакинской командировки» (у нефтезаводчика Кокорева), впоследствии не раз говорил о необходимости строительства отечественных нефтеналивных судов и нефтепроводов, нефтеперерабатывающих заводов на Волге (дабы «осветить и смазать всю Россию»), герметических нефтехранилищ. На заводе крупного волжского промышленника Рагозина Дмитрий Иванович установил и испытал изобретенный им аппарат для непрерывной перегонки нефти. Этот аппарат по качеству и глубине переработки углеводородного сырья на многие годы опередил все аналоги.
Наблюдая особую предприимчивость американцев в нефтяных делах, Менделеев мечтал, что когда-нибудь Россия и Америка разделят «между собою выгоды нефтяного промысла». И при этом уповал на ведущую роль Российского государства в решении «еще не разрешенных нефтяных вопросов». Как видим, рассуждения Менделеева, касающиеся «черного золота», и поныне звучат весьма актуально.
Продолжение следует.