Народная память хранит многое
Богатейшую историю страны и родного края политехники познают на экскурсиях
15 и 16 сентября площадь Ленина вновь была «оккупирована» студентами ВолгГТУ – они занимали свои места в автобусах и разъезжались на экскурсии по городу, в ходе которых им предстояло познакомиться с «Легендами и былями старого Царицына», побывать на Солдатском поле и в Старой Сарепте, музее музыкальных инструментов (есть и такой в Волгограде!), на «Острове Людникова», увидеть и узнать еще много интересного.
В ближайшие выходные предстоят экскурсии в Белогорский Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь (Ольховский район) и станицу Вешенская, где жил и работал М.А. Шолохов. Вместе со студентами едут преподаватели, кураторы академических групп. И обязательно найдется хоть один прохожий, который удивится: «И куда они едут. Зачем?». Действительно, зачем?
Вряд ли стоит доказывать, что невозможно любить то, о чем и представления не имеешь.
А если это «что-то» история и культура родного края? То, что определяет социокультурное пространство региона (города) в котором родился, живешь?
И здесь не последнюю роль играют учебно-экскурсионные занятия, которые дают возможность прикоснуться к истории родного края. Особенно это важно для технического вуза, где преподавание дисциплин гуманитарного блока сопряжено с рядом проблем. Как в 102 часа (из них 51 час аудиторной работы), отводимых на дисциплину, поместить многовековую историю страны и найти место для региональной специфики? Как успеть рассказать об историческом и культурном наследии родного края?
Полагаем, что нельзя ограничиваться лишь аудиторными занятиями.
Наш опыт подсказывает, что в качестве одной из форм внеаудиторной работы со студентами может быть более широкое знакомство молодежи с уникальными памятниками истории, культуры и природы родного края в форме однодневных экскурсий или, так называемых, экскурсий выходного дня. Ведь на территории Волгоградской области имеется несколько сотен памятников истории и культуры, десятки памятников природы, тысячи (если не десятки тысяч) археологических объектов. Использовать это огромное богатство для воспитания вступающей в жизнь молодежи, прежде всего студентов младших (первого и второго) курсов – наш прямой долг.
Конечно, главными экскурсионно-туристическими объектами нашего края являются памятники военной истории – сотни братских могил воинов и мирных граждан времен Великой Отечественной войны, исторических зданий и сооружений того времени, памятников, посвященных событиям Сталинградской битвы.
Так, у 7-го шлюза Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина установлен памятный знак на месте, где воин Красной Армии И.М. Карханин своей грудью закрыл амбразуру дзота. В Клетском районе находятся памятные места, связанные с битвой за Сталинград и увековеченные в художественном фильме «Они сражались за Родину». В поселке Пятиморский Калачевского района (у 13-го шлюза Волго-Донского судоходного канала) сооружен 16-метровый памятный знак на месте соединения двух фронтов, завершивших окружение группировки немецко-фашистских войск в Сталинграде. В Городищенском районе – «Солдатское поле», «Рубежи мужества» – в Котельниковском и Октябрьском районах, «Переправа» – в Красноармейском районе г. Волгограда, в Ворошиловском районе – «Гаситель» и памятник воинам-североморцам у элеватора. Перечень памятных мест города можно продолжать.
Волгоградская область традиционно была базовой по разработке моделей героико-патриотического воспитания молодежи. Однако, к сожалению, в конце XX века система героико-патриотического воспитания была разрушена. И молодое поколение уже не знает даже основных военно-патриотических памятников нашего края (за исключением, пожалуй, Мамаева кургана да музея-панорамы «Сталинградская битва»), не говоря уже о памятниках истории и культуры более ранних эпох.
Памятники архитектуры в Царицыне-Сталинграде-Волгограде опосредованно отображают своим архитектурным обликом исторические события и процессы, происходившие в нашем городе на протяжении более четырех веков. Процесс изучения архитектурного наследия не только знакомит молодежь с историей города, но и воспитывает любовь и уважение к делам предшествующих поколений. Ведь любое историческое здание хранит традиции локальной культуры, связано с историческими личностями, и изучение этих построек в городе и области способствует воспитанию и развитию патриотизма у современной молодежи.
В Волгограде на протяжении четырех веков жили представители различных национальностей, которые оставили свой след в культуре нашего края, запечатлев характерные особенности своей культуры и черты национальной самобытности в архитектуре. Со времен Царицына сохранились некоторые здания, часто уже в реконструированном виде, например, здание бывшей Синагоги на ул. Порт-Саида, здание католического костела на ул. Пражской, комплекс зданий в Старой Сарепте, и многие другие.
Большое воспитательное значение имеют также и комплексные однодневные экскурсии по Волгоградской области, такие, как путешествие в Белогорский пещерный монастырь Ольховского района. За один день студенты познакомятся с интересным памятником церковной архитектуры к. XIX – нач. XX вв. – Скорбящинским храмом, выстроенным в псевдовизантийском стиле, очень популярном в России сто лет назад, посетят Иловлинский музей народной архитектуры и быта донских казаков, открытый 29 мая 1982 года и представляющий собой усадьбу казака конца XIX – начала XX вв., в которой нашли отражение элементы традиционной материальной культуры донского казачества: дом (курень), летняя кухня, мастерская и хозяйственные постройки, прекрасно вписавшиеся в ландшафт местности. В ходе этой экскурсии студенты также прослушают лекцию «Сарматы на Иловле» с просмотром уникального фильма, познакомятся с фрагментом Царицынской сторожевой линии, построенной в 1718-20 гг. в Волго-Донском междуречье после набега крымско-кубанской орды в 10 000 сабель.
А в конце экскурсии студенты увидят уникальные рукотворные пещеры Белогорского Свято-Троицкого Каменно-Бродского мужского монастыря, осмотрят интереснейшие памятники природы в его окрестностях – дубы-великаны, чей возраст превышает четыре столетия, узнают драматическую историю древней обители, встретятся с православными монахами, которые ведут восстановление монастыря. Важнейшим воспитательным моментом экскурсии явится знакомство молодежи также с правилами поведения в храме – ведь церковные каноны нравственного поведения – это концентрированный опыт тысячелетий. В храме надо вести себя так, как будто вы пришли в гости к малознакомому высокому лицу, и все время помнить, что храм – это духовная лечебница.
Другая интереснейшая экскурсия – это поездка на Водянское городище близ г. Дубовка – уникальный археологический памятник, возникший в начале 14 века как поселение русских пленников, угнанных в Золотую Орду и поселенных на берегу Волги.
По дороге на Водянское городище студенты познакомятся с уникальной церковью М. Архангела в п. Ерзовка, построенной в 1896 г. в виде пятиглавого кирпичного собора по проекту архитектора Салько.
Из «дальних» экскурсионных маршрутов можно назвать поездку в г. Серафимович, в ходе которой студенты увидят, например, уникальный монумент «Соединение фронтов», поставленный в 1953 году у 13 шлюза Волго-Донского канала по проекту народного художника Е.В. Вучетича на месте окружения гитлеровских войск в ноябре 1942 г.
Главной же достопримечательностью этой поездки по праву считается Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1652 году. В 1850 году в монастырь приехала Анна Михайловна Себрякова – знаменитая матушка Арсения (игуменья с 1863 года), с именем которой связан расцвет обители.
В ходе путевой экскурсии студенты познакомятся также с любопытнейшими местами, где в начале 20 века палеонтологом Православлевым были сделаны первые в нашем крае находки останков древних водных ящеров – эласмозавров, осмотрят памятник природы – гору Пирамида и многие другие объекты.
К числу самых востребованых, особенно весной, в период майских праздников, экскурсионных маршрутов, следует отнести «Храмы трех религий» с выездом в соседний регион – республику Калмыкию – Хальмг Тангч. В ходе этой однодневной экскурсии студенты увидят лютеранскую кирху в Сарепте, уникальную деревянную мечеть в с. Малые Чапурники, православный храм Св. Никиты-Мученика в с. Дубовый Овраг, а также два буддийских хурула – «сюме» в городе Элиста.
Там же, в калмыцкой столице, они посетят «Сити-Чесс» – фрагмент города будущего, увидят Золотые Ворота – «Алтын Босхо», памятник Остапу Бендеру. В ходе экскурсии студенты узнают о жизни и творчестве российского поэта Велимира Хлебникова, родившегося в Калмыкии, в с. Малые Дербеты, а также попробуют блюда национальной кухни – калмыцкий чай и борцики.
В целях углубленного знакомства молодежи с природными памятниками региона можно рекомендовать маршруты Волгоград – озеро Баскунчак (Астраханская область) и Волгоград – Камышинский район.
Интерес представляют также заволжские села Пришиб (ныне г. Ленинск) и Царев, имеющие свою неповторимую историю. Достаточно сказать, что Ленинск был первым городом страны, получившим имя пролетарского вождя еще при его жизни и с его согласия, а в окрестностях с. Царев располагалась когда-то вторая столица Золотой Орды – мировой империи средневековья – г. Сарай ал-Джедид. Конечной целью маршрута является знакомство с гипсовыми пещерами окрестностей озера Баскунчак, а также с самим уникальным соленым озером – подлинной жемчужиной Нижнего Поволжья.
Другой природоведческий маршрут приведет нас на север Камышинского района, в окрестности сел Щербатовка и Щербаковка.
Здесь расположена знаменитая Щербаковская балка – удивительный уголок природы, который нередко называют камышинской «Швейцарией».
Еще уникальный уголок – это, так называемые, горы Уши, расположенные на западной окраине г. Камышина. Здесь выделяются два резко очерченных холма – Карпунинские уши и одиночный холм – останец Шишанка, что в полутора километрах восточнее. «Горы» имеют высоту над уровнем океана 174 метра, однако над окружающей местностью они поднимаются всего на 30-40 метров.
По дороге из Камышина в Волгоград, между с. Антиповка и Камышином на склонах балок можно встретить огромные округлые зеленовато-серого цвета глыбы, нашпигованные различными моллюсками – пектенами, турителлами, венусами. За их своеобразную форму они были названы Караваями, откуда и возникло наименование села Караваинка. Еще одно уникальное природное образование района – это Уракова гора, расположенная в 8 километрах южнее с. Нижняя Добринка.
Отрадно, что после экскурсий социокультурное пространство города для студентов наполняется новым смыслом.
Отвечая на вопрос: «Что значит сегодня быть патриотом России?», студенты выразили свое мнением следующим образом:
– уважать и знать историю России – 57 %;
– испытывать гордость за свою страну – 51 %;
– испытывать чувство ответственности за происходящее в стране – 43 %;
– уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны, людям пожилого возраста, инвалидам – 34 %;
– быть готовым к самопожертвованию ради интересов страны – 31 %;
– принимать участие в общественной и политической жизни страны – 20 %;
– не уклоняться от службы в армии – 11 %;
– обладать чувством хозяина в своей организации, городе, стране – 8 %;
– покупать в основном отечественные товары – 5 %.
Мы уверены, и данные выполненного опроса студентов в этом лишний раз убеждают, что проведение военно-исторических, краеведческих, комплексных и природоведческих экскурсий по Волгограду и области (а их разработано около двух десятков) позволяет эффективно решать задачи по героико-патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию студенческой молодежи, повышению ее общеобразовательного уровня, а также организации полноценного культурного досуга.
Народная память хранит многое, в том числе и справедливые слова о том, что «о, чем не подумал, про то не расскажешь, о чем не поплакал, про то не споешь». Уверены, нашим студентам уже есть, что рассказать, а их главные песни еще впереди…
По материалам кафедры "История, культура и социология".