Юбилей

И дольше века длится жизнь

И дольше века длится жизнь
Легендарному земляку, ветерану войны Анатолию Ивановичу Федулову 12 октября исполняется 100 лет!

Наш университет (тогда – Сталинградский тракторостроительный институт) 31 мая 1930 года только что торжественно открылся, а практически в это же время двадцатилетний Анатолий Иванович Федулов получил направление в военную летную школу. Почти через сорок лет судьба, хотя и не надолго, свяжет его, уже знатного летчика, с политехом. Сегодня у нас есть замечательный повод рассказать об Анатолии Ивановиче – 12 октября ему исполняется 100 лет!

Анатолий Иванович, сын учителя начальной школы, коренной житель нашего города. После семилетки пошел обычной для молодежи тех лет дорогой. Он поступил в школу ФЗУ на заводе «Электролес» (позже завод имени Куйбышева). Это была школа фабрично-заводского ученичества, какие действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих.

А потом была сталинградская военная летная школа, куда после войны, в 1954 году, перебазировалось Качинское училище, которое в этом году тоже отметило столетие. Начинал летать Анатолий Иванович на легендарных «аврушках» – английских самолетах Avro 540, самых массовых во время Первой мировой войны, а закончил на реактивных «Ил».

В статье двадцатипятилетней давности, напечатанной в «Политехнике», А.И. Федулов вспоминал, как начальник политотдела летной школы сказал ему: «Будь достойным защитником Родины!»

Это были тридцатые годы, когда его принимали в члены ВКП(б). И эти простые, но такие важные слова политрука помогали ему переносить все тяготы войны. Но тогда страна еще не представляла, какие испытания ждут ее.

В годы Великой Отечественной Анатолий Иванович служил в бригаде под командованием легендарного И.П. Каманина, того самого, который принимал непосредственное участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». А на одной из командных должностей в части служил известный летчик-испытатель Г.Ф. Байдуков, который в качестве второго пилота (командир – В.П.Чкалов) в 1936 году совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров, названный позже в честь Чкалова. Так что нашему герою было у кого не только летное мастерство перенимать, а тогда он уже считался асом, но и совершенствовать командные качества – к тому времени он закончил курсы командиров звеньев.

Военные дороги, а вернее военно-воздушные пути, А.И. Федулов прошел плечом к плечу с Г.Т. Береговым, позже летчиком-космонавтом, который в течение 27 лет считался старейшим землянином, побывавшем в космосе, а тогда он был таким же командиром звена. Первую боевую награду – орден Красного Знамени – Анатолий Иванович получил за успешно проведенную операцию по спасению Берегового, машину которого подбила вражеская зенитная артиллерия.
В составе части штурмовой авиации Анатолий Иванович прошел боевой путь от Белгорода и Киева на Сандомирский плацдарм, потом были Венгрия, Румыния, Чехословакия. Победу он встретил под Прагой.

В авиации Анатолий Иванович служил до 1954 года, конечно, приходилось кочевать по всей стране. Проходил службу в Красноярске, Омске, на Урале, Дальнем Востоке. Он участвовал в освоении новейших реактивных машин. После демобилизации вернулся в родной город. В политехе А.И. Федулов работал лаборантом на кафедрах «Металловедение» и «Органическая химия». Его главным общественным поручением была работа с молодежью. И не удивительно, ведь какой пример перед глазами! Сколько интересного он рассказывал и о своей летной работе, и о замечательных коллегах!

О секрете долголетия юбиляра спрашивают многие, в том числе и журналисты. «Он всегда внутренне организован, – рассказала «АиФ-Нижнее Поволжье» его дочь Нина Анатольевна. – Правда, есть одна слабость – он страшный сладкоежка. А вообще папа смог сохранить хорошую физическую форму и бодрость духа, потому что всегда объективно относился к себе и другим».

Образования школы фабрично-заводского ученичества не хватило, чтобы исполнилась мечта о космосе, да и вообще по службе было непросто продвигаться, поэтому в отставку он вышел майором. Но правительство оценило заслуги героя перед Родиной, и В.В. Путин, будучи президентом, присвоил ему звание подполковника в отставке. А по поручению главы администрации области к 65-летию Победы Анатолию Ивановичу вручен нагрудный знак «За верность долгу». Правда, ему все-таки везло. Несмотря на опасную службу, во время войны он не был ранен. Несколько лет назад летал в Москву на встречу ветеранов, и даже в кабину пилотов уважаемого пассажира пустили посмотреть на современную технику.

Его называют живой историей российской авиации – сверстником прославленной Качи, и с радостью встречают на торжествах в связи со знаменательными датами.

Анатолий Иванович Федулов награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, Александра Невского. Возвращаясь к упомянутой нами статье в «Политехнике» 1985 года, читаем: «Стареем… – говорит Анатолий Иванович». Нет, не стареют душой ветераны! Не стареют люди такой закалки, а подают нам пример силы и мужества даже в мирное время.

Желаем Анатолию Ивановичу здоровья, бодрости, хорошего настроения! С юбилеем!

Стр. 3 из 12pdf