Белая ворона – непокорная, гордая, смелая!..
Каждую субботу киноклуб «Версия» с радостью встречает своих посетителей. Минувшая суббота не стала исключением. За столь короткое время работы клуба кинолюбители успели познакомиться с фильмами режиссеров из разных стран.
В этот раз была представлена картина молодого исландского режиссера Дагура Кари. Свой фильм «Ной – белая ворона» он снял в 2003 году. Картина стала общепризнанной во всем мире. Она приняла участие во многих крупных кинофестивалях, где была удостоена нескольких призов: МКФ в Гетеборге – приз за Лучший скандинавский фильм, МКФ в Анжере – гран-при и приз за Лучшую музыку.
Фильм «Ной – белая ворона» довольно интересен и отличен от многих других картин, носящих смежный смысл. История повествует о старшекласснике по имени Ной, живущем в далеком исландском городке. Создается впечатление, что это место расположено на самом краю света. И как обычно бывает в таких городах, все жители знают друг друга, и молва о каком-либо происшествии разносится весьма стремительно по всем домам. Главный герой фильма проводит свое время в мечтах вырваться из этой ледяной клетки в теплые страны. Но все окружение Ноя против его идей. Без конца ему твердят о дисциплине и учебе. Но он не приемлет этого проторенного пути и посвящает учебное время киданию камней в воду и стрельбе по сосулькам. Директор школы решает показать парня психологу, проверить его на вменяемость. Но вопреки ожидаемым результатам специалист на основании теста признает его одаренным. Возникает главная дилемма фильма: или парень должен подстроиться под свое окружение или стандарты и рамки внешней среды должны измениться, чтобы дать возможность ему развиваться должным образом. Он знакомится с девушкой, работающей на автозаправочной станции. Она вторит его мечтам сбежать на большой континент. Но далее события обретают трагедийный характер. Герой лишается всего того малого, что он ранее имел. Остается только мечта.
На обсуждении аудитория, отвечая на вопрос о главной проблеме фильма, склонилась к ответу, что эта история больше рассказывает о жизни экстраординарного человека в обществе, чем о подростковых проблемах. И действительно, на всем протяжении фильма мы могли наблюдать борьбу Ноя с обстоятельствами, которые так стесняли его внутренний мир. Нельзя упрекать этого героя в отсутствии здравой жизненной позиции и пассивности. Каждому предназначено свое место в этой жизни, и Ной искал не столько физического комфорта, сколько комфорта в своем внутреннем мире.
Финальные кадры фильма тоже нам могут рассказать о многом. Тут можно провести аналогию с библейским сюжетом. Ной – единственный спасшийся от снежной стихии, все, к кому он был привязан, погибли. Как отметила Полина Самойлова, этот факт, преисполненный грустью, может стать отправной точкой к реализации его мечты. Анализируя финальные кадры фильма, можно сказать, что сидя на руинах своего дома и разглядывая слайды с картинками теплых стран, подаренные матерью Ноя, он материализует свои мечты. Но однозначно мы не можем рассудить, что впоследствии стало с главным персонажем. Автор оставил зрителям право сделать свой выбор.
Подготовил
Вячеслав ПРЫТКОВ.