Конференция

Экономисты обсудили, как жить России в XXI веке

Экономисты обсудили, 
как жить России в XXI веке
20-22 октября на базе Волгоградского государственного технического университета прошла всероссийская научно-практическая конференция «Условия, ресурсы и факторы инновационного развития России в XXI веке».

Участников конференции приветствовал начальник управления науки, промышленности и ресурсов администрации области А.А. Невструев. Он передал привет и пожелания плодотворной работы от губернатора Н.К. Максюты и подчеркнул, что руководство области будет продолжать содействовать внедрению новых технологий и развитию научного потенциала области.

Ректор ВолгГТУ и сопредседатель оргкомитета, чл.-корр. РАН И.А. Новаков по традиции рассказал, в первую очередь, гостям о нашем регионе, достижениях техуниверситета, некоторых проблемах высшей школы, в частности, он высказал надежду на появление в России системы реализации ноу-хау.
После официальной части участники конференции приступили к работе. Первым выступили заведующий отделом вычислительной техники РАН доктор физико-математических наук А.А. Белолипецкий с докладом «Управляемый термоядерный синтез и энергия будущего». Александр Алексеевич привел цифры о потреблении человечеством энергии, которое растет с каждым годом, а запасов нефти хватит лишь на пятьдесят лет. Выход видится в ядерном синтезе, преимущество которого состоит в том, что в качестве топлива для него требуется лишь очень небольшое количество распространенных в природе веществ – лития и воды. Также профессор уделил внимание безопасности этого способа добычи энергии, ее дешевизне и перспективах развития термоядерной энергетики.

Представив следующего докладчика – ректора ВолГУ, доктора экономических наук О.В.?Иншакова, Лариса Семеновна Шаховская, заведующая кафедрой мировой экономики и экономической теории, председатель оргкомитета остановилась коротко на развитии в нашем городе экономической школы вообще. Пятнадцать лет назад в Волгограде работало всего четверо докторов экономических наук. Сейчас в регионе их насчитывается около пятидесяти, и сегодня мы уже говорим об авторитетной волгоградской экономической научной школе.

О.В. Иншаков представил участникам конференции доклад «Единство условий, ресурсов и факторов производства в контексте эволюционной экономической теории». Речь шла о национальном богатстве, причинах особо крупных экономических потерь от кризиса группы стран, в том числе и России, наноэкономике, без которой невозможно развитие нанотехнологий, а также о фазах развития инновационного цикла в создании товара.

Следующий докладчик член экспертного совета ВАК профессор В.Г. Ларионов из МГТУ им. Баумана был представлен как большой друг политеха – он читает лекции нашим магистрам. Доклад Валерия Глебовича был посвящен воде как важнейшему ресурсу развития экономики, а если в двух словах – проблемам пресной воды. Так, за последние 80 лет население Земли увеличилось в 2,5 раза, в то время как потребление воды в 10 раз. Ученый выделил четыре основных направления по увеличению запасов пресной воды. Это сооружение водохранилищ, строительство которых сейчас практически не ведется, опреснение морских вод, транспортировка воды танкерами или магистральным транспортом, что гораздо дешевле рытья каналов, и очистка сточных вод.

О финансовой поддержке инновационных проектов рассказала доктор экономических наук И.П. Николаева. Ее выступление было посвящено вопросам развития венчурного финансирования: его функциональных задачах, интересах инвесторов и умении их привлекать, а также необходимости государственного вмешательства в этот процесс.

Как председатель оргкомитета конференции Л.С. Шаховская, пропустив вперед гостей, завершила открытие конференции своим докладом «Механизм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в современной России». Сегодняшний этап развития национальных образовательных систем, отметила профессор, проходит под влиянием совокупности факторов, меняющих роль, функции, содержание, методы и формы организации сферы высшего образования. Эти факторы – распространение информационно-коммуникационных технологий и инноваций, изменение характера профессиональной деятельности, выстраивание более универсальной, высокомобильной модели труда и другие – были подробно рассмотрены в докладе. Также был поставлен вопрос о том, что система управления образованием и занятостью, действующая в СССР, была разрушена, а новая не создана, изложены системные вызовы для российского образования, требования заинтересованных субъектов образования. В заключении Лариса Семеновна привела такие цифры. Во Франции действует около тридцати законов и законодательных актов, защищающих права выпускников и определяющих отношение между ними и работодателями. К сожалению, в России нет ни одного подобного федерального документа.

На следующий день конференция продолжила свою работу. В свободное время гости совершили экскурсию по университету и прогулку по городу.

Елена Гринева.

Стр. 1 из 11pdf