С Днем российского студенчества!
Дорогие друзья!
Поздравляем вас с Днем российского студенчества, известным еще и как Татьянин день!
Это самый любимый и почитаемый всеми студентами России, в том числе иностранными, обучающимися в нашей стране, праздник. Ведь студенческие годы – самый яркий, радостный и запоминающийся период жизни каждого человека. Как всегда, в этот чудесный зимний день сегодняшние и вчерашние студенты с глубокой благодарностью вспоминают родной вуз, педагогов, наставников и своих друзей-однокурсников.
Надо также отметить, что нынешний праздник проводится в юбилейном году, посвященном 75-й годовщине Великой Победы в Сталинградской битве. Студенты нашего вуза традиционно занимают активную гражданскую позицию, находясь в авангарде молодежи региона. Быть патриотом для политехников – не просто слова, это веление сердца, потребность души.
Среди молодежи ВолгГТУ – регионального опорного университета развито волонтерское движение, охватывая практически все студенчество вуза. Волонтеры опекают ветеранов-политехников, постоянно помогают им в быту, откликаются и на другие их просьбы и, конечно же, поздравляют ветеранов войны с праздниками, для которых самые знаменательные даты: 9 Мая – День Победы и 2 февраля – Великая Победа на Волге. И мы не сомневаемся в том, что нынешние первокурсники, следуя замечательным традициям вуза, и приумножая их, станут истинными патриотами своей Родины.
Дорогие друзья!
Желаем вам неиссякаемой энергии, смелых дерзаний, много друзей и большой светлой любви!
Ректор ВолгГТУ, академик РАН В.И. Лысак.
Президент ВолгГТУ, академик РАН И.А. Новаков.
Дорогой Победы
«Спасибо, Сталинград!»
Накануне 75-й годовщины Победы под Сталинградом стартовал флешмоб «Спасибо, Сталинград!»
Студенты волгоградских вузов, в том числе и регионального опорного технического университета, из более чем 30 стран дали старт международному флешмобу «Спасибо, Сталинград!» в музее-панораме «Сталинградская битва».
На флешмоб были приглашены и ветераны сражения под Сталинградом. Общение было живым и искренним, студенты задавали фронтовикам самые разные вопросы: как они воевали, что помогало выстоять, каково это встретить войну в 20 лет, о снайперском движении и даже про секреты русской души.
Завершилась акция тем, что каждый студент, развернув флаг своей страны, на своем родном и на русском языках сказал, обращаясь к ветеранам: «Спасибо, Сталинград!».
Необычный флешмоб организовал фонд «Сталинградская битва» и Волгоградское отделение Российского фонда мира.
Главная цель – напомнить о великой Сталинградской Победе всей планете. «Мы организовали флешмоб в социальных сетях, в том числе и международных. И мы хотим, чтобы все граждане мира присоединились к этой акции, выразив благодарность ветеранам и Сталинграду»,– рассказал Сергей Жилин, заместитель директора фонда «Сталинградская битва».
Дорогой Победы
Пусть помнит вся планета
В Волгограде приступает к работе международная научно-практическая конференция «Сталинград – символ героизма, патриотизма и сплоченности народов России и мира».
Конференция откроется в 10.00 пленарным заседанием, которое состоится в Историческом парке «Россия – моя История» (в пойме реки Царицы).
После обеда научный форум продолжит работу в секциях. На базе Волгоградского государственного технического университета – регионального опорного вуза в 15.00 начнет работать секция № 3 «Социально-экономические проблемы Сталинградской области в период Сталинградской битвы».
В научно-практической конференции примут участие преподаватели, студенты, сотрудники, представители военно-исторических, ветеранских и военно-патриотических и других общественных организаций.
Дорогой Победы
Гвоздики на снегу
На химико-технологическом факультете ВолгГТУ прошла традиционная патриотическая акция «Гвоздики на снегу». Она посвящена победе Советской Армии над немецко-фашистскими захватчиками в Сталинградской битве.
С 2011 года, после сдачи последнего экзамена зимней сессии, студенты-химики возлагают красные гвоздики к памятным местам, связанным со Сталинградским сражением: танковой башне, символизирующей передний край обороны, дому Павлова, памятнику В.И. Чуйкову, стене Родимцева, к Вечному огню на площади Павших борцов, мемориалу павшим советским воинам. В акции вместе со студентами приняли участие доценты кафедры ИКС В.Г. Бобровников, О.И. Ситникова, рассказавшие студентам об отдельных эпизодах битвы под Сталинградом.
Заместитель декана ХТФ Г.П. Духанин, поздравив и поблагодарив студентов, принявших участие в торжественном мероприятии, отметил, что таким образом мы протягиваем незримые духовные нити к защитникам Отечества, которые 75 лет назад сломали хребет фашистскому зверю и позволили молодому поколению жить, трудиться и любить.
Участвуя в акции и чувствуя, как мороз пробирается под куртки, острее понимаешь подвиг наших отцов, дедов и прадедов, которые под ливнем пуль и осколков снарядов, вгрызаясь в мерзлую землю, 75 лет назад спасли мир от коричневой чумы.
Память Сталинграда
Вячеслав Дербишер
Земля залечивает шрамы
Ушедшей в прошлое войны,
Но на площадках Панорамы
Кровят по-прежнему они.
Наотмашь режут камень строки –
Героев павших имена,
В могилах братских спят пророки
Победы, прожитой до дна.
И каждый подвиг неизбежный
Из строчек этих не убрать …
Край обороны, край рубежный,
Кусок земли – родная мать…
Окопов строй порос полынью,
И бронзовый застыл комбат,
Но след войны не стерт поныне
И не исчезла боль утрат.
И карта битвы Сталинградской
Всегда второго февраля
Очерчена рукой солдатской
Среди листков календаря…
Спокойны будни Волгограда,
Детишки бегают гурьбой,
И после мирного парада
Не отправляют прямо в бой…
Но в ночь салюта канонада
Пробудит огненные дни –
Их не забыть! Их помнить надо,
Как подвиг доблести страны!
2018 г.
Дорогой Победы
Из альманаха «Как молоды мы были»
В альманахе представлены воспоминания старшего поколения, в т.ч. политехников, и взгляд молодежи на события Великой Отечественной войны.
...Сталинградский механический институт в годы Великой Отечественной войны стал настоящей опорой для города Сталинграда, помогая ему сражаться с бедой.
Уже в июне значительная часть студентов была направлена на учебу в Бронетанковую и Артиллерийскую академии РККА. Часть студентов ушла на предприятия тяжелой промышленности, продолжая учебу без отрыва от производства.
Многие студенты, преподаватели и сотрудники института, имевшие отсрочку от призыва или броню, требовали отправки на фронт добровольцами, не дожидаясь мобилизации. В числе первых добровольцев, ушедших на фронт, была группа студентов-комсомольцев, отличников учебы и активных общественников во главе с заведующим кафедрой физического воспитания Н.В. Мищенко. Они были зачислены в полк, формировавшийся в Сталинграде, командиром которого являлся преподаватель института, участник гражданской войны, коммунист Т.Я. Волков.
И. Георгиенко в газете «Комсомольская правда» писал: «Во время нашей атаки под градом вражеских пуль они двигались вперед, не останавливаясь. Первым погиб в сражении Саша Бакумов. Дрожащим голосом он воскликнул: «Братья, вперед! Я погибаю». Сжав зубы, бойцы шли дальше, но пулеметный огонь врага остановил продвижение. Ползком пробрались к пулемету Борис Бабченко и Евгений Григорьев и уничтожили вражеских пулеметчиков.
В следующих тяжелых боях с врагом пали смертью храбрых Женя Васильев, Георгий Софийский, Белоусов, Шамшев, Фокин, Трофимов и Бабченко. Они с честью выполнили свой долг перед Родиной и, отдав жизни за ее свободу и независимость, заслужили вечную память и вечную славу...».
Много было желающих попасть на фронт и среди студенток. В начале войны в институте работала специальная комиссия военкомата по отбору девушек в Красную армию. Из числа добровольцев было отобрано 15 студенток, которые после соответствующей военной подготовки были направлены в действующую армию связистками и медицинскими сестрами.
Всего в первые дни войны ушли на фронт более 500 студентов, 25 преподавателей и аспирантов, 70 сотрудников. Коллектив института свято хранит память обо всех погибших. В фойе главного корпуса университета сейчас установлена мемориальная доска, на которой высечены фамилии 28 преподавателей и студентов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Весной 1942 года состоялся первый военный выпуск молодых специалистов. Всего за годы войны институт подготовил 294 инженера. На предприятия наркомата танковой промышленности за время войны было направлено 268 выпускников института. Это был существенный вклад коллектива института в оборону страны.
Коллектив института развернул большую работу по оказанию практической помощи фронту. С целью подготовки резерва для фронта из числа студентов в институте на общественных началах открылись курсы радистов, телефонистов, трактористов. За годы войны на курсах было подготовлено более 1000 танкистов, 500 артиллеристов, 300 радистов и 45 телефонистов. Кроме того, преподаватели, сотрудники, студенты активно участвовали в сборе средств на нужды обороны, на фронт посылались теплые вещи. Комсомольская организация института помогала раненым бойцам, находившимся на излечении в военных госпиталях города.
Многие преподаватели, сотрудники и студенты института, оставшиеся в тылу, приняли активное участие в обороне Сталинграда. В институте был создан специальный строительный отряд из 500 человек. Командиром был назначен заведующий кафедрой сопротивления материалов, доцент И.Н. Миролюбов, а комиссаром – аспирант Л.С. Куличенко. Отряд в течение нескольких недель работал на сооружении оборонительных рубежей на дальних подступах к Сталинграду.
С начала июля по 23 августа 1942 года свыше 200 студентов, преподавателей и сотрудников института трудились над сооружением оборонительных рубежей на ближних подступах к городу. Последний день, 23 августа, студенты и преподаватели работали под обстрелом артиллерии и прорвавшихся танков противника, а также под бомбежкой вражеской авиации. В этот день во время вывода студентов и преподавателей из-под обстрела врага смертью героя погиб при исполнении своего долга секретарь партийного бюро института, заместитель декана механико-технологического факультета Д.А. Полунин.
Не только в строительстве оборонительных рубежей участвовали представители коллектива института. Некоторые преподаватели и сотрудники принимали участие в боях во время осады города фашистами. Так, заведующий кафедрой военной подготовки Б.Б. Панченко являлся начальником штаба истребительного батальона Тракторозаводского района. Командиром одной из рот батальона был старший преподаватель кафедры физики К.Д. Блюмкин. Бойцы его первыми приняли бой с прорвавшимися немецкими танками и автоматчиками в районе поселков Рынок и Латошинка и стойко держались до подхода регулярных частей.
Директор института А.В. Ловягин участвовал в формировании и военной подготовке двух пулеметных рот рабочего ополчения на тракторном заводе. Аспирант В.А. Ванини возглавлял штаб МПВО Тракторозаводского района. Выпускница института О.И. Трухачева была комиссаром отряда рабочего ополчения.
Эти люди, ставшие истинными героями, защитившими, каждый – по крупице – свою страну, свою малую родину, были награждены: около 70 человек – медалями «За оборону Сталинграда», более 40 человек получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», а некоторые были награждены орденами.
Всероссийский конкурс
«Россия, устремленная в будущее»
Глава государства встретился с авторами лучших сочинений
Президент Российской Федерации В.В. Путин встретился со школьниками – авторами лучших сочинений на тему «Россия, устремленная в будущее». Во встрече приняла участие глава Минобрнауки России О.Ю. Васильева.
Владимир Владимирович поздравил ребят с победой и поделился своими впечатлениями от прочитанных фрагментов сочинений.
– Мне показалось, что это и красиво написано, и интересно. Особенно порадовало, что вы пишете о своей роли в будущем страны, не забываете при этом ни про экологию, ни про свою малую родину (что чрезвычайно важно), видите ее красивой, интересной, развивающейся, задаетесь вопросом, что можно сделать для людей непосредственно с ваших позиций, сегодня и в будущем, – сказал президент.
Также в Минобрнауки России состоялся круглый стол с учителями русского языка и литературы, ученики которых стали победителями Всероссийского конкурса сочинений «Россия, устремленная в будущее».
Круглый стол провела заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина. В мероприятии приняли участие представители региональных органов управления образования.
Татьяна Юрьевна поблагодарила участников встречи за проведенную работу и отметила, что круглый стол является итоговым событием в перечне мероприятий, которые проводились в рамках Всероссийского конкурса сочинений.
– Сегодняшняя наша встреча – это профессиональный разговор. Для нас очень важно получить от вас полезную информацию, чем живет школа, и что необходимо сделать, чтобы она развивалась, и были видимые результаты. Нам важно понимать, что происходит на местах, и что на государственном уровне необходимо сделать, чтобы все важнейшие задачи были реализованы, – сказала Т.Ю. Синюгина.
С аналитическим обзором результатов Всероссийского конкурса сочинений «Россия, устремленная в будущее» выступила председатель жюри, учитель московской школы № 1518, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО Е.В. Мацыяка. Она уточнила, что в заключительном этапе конкурса большинство работ были посвящены темам развития регионов, сохранения природных богатств и заботе об окружающей среде, труду и творчеству в профессии, любви к России и малой Родине авторов сочинений.
В завершение встречи Т.Ю. Синюгина вручила благодарности педагогам школьников, ставших победителями Всероссийского конкурса сочинений в номинации «Россия, устремленная в будущее».
Справочно
В рамках Всероссийского конкурса сочинений 2017 года в связи с инициативой Президента Российской Федерации В.В. Путина впервые была объявлена специальная номинация «Россия, устремленная в будущее» для категории обучающихся 9-11 классов и средних профессиональных образовательных организаций.
Всероссийский конкурс сочинений проводится Минобрнауки России с 2015 года. Цель конкурса – возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по написанию сочинений.
В 2017 году во Всероссийском конкурсе сочинений «Россия, устремленная в будущее» приняли участие 1,9 миллиона учащихся из 85 субъектов РФ. Победителями конкурса стали 100 учеников 9-11-х классов из 60 субъектов РФ. В номинации, предложенной В.В. Путиным, было отмечено 35 работ.
Всероссийский конкурс
«Россия, устремленная в будущее»
Выдержки из сочинений: какой видят страну школьники
«Много выдающихся ученых и инженеров воспитала Россия, ведь именно благодаря им мы с вами живем теперь в такой прекрасной стране. Все эти люди понимали насколько важно дать своим потомкам достойное будущее.
Теперь настала наша очередь строить для нашей с вами родины именно то будушее, которое мы хотим видеть. Будущее России – это, прежде всего, будущее наших будущих детей и внуков. Как они будут жить, зависит от нас. И поэтому мы должны делать все, что от нас зависит, и развивать нашу державу».
• • •
«Если все будет складываться так, как нужно, в будущем эти дети поднимут свою страну еще на один уровень, они усвоят, что свою страну надо уважать и любить, они будут знать, что они – это будущее своей страны, они будут понимать, что без них она не будет двигаться вперед. Скорее всего, такие мысли заставят их чувствовать ответственность за свою страну, потому что они будут знать, что способны сделать ее лучше».
• • •
«Интересно было бы заглянуть в будущее и узнать, какой будет наша страна. Если фантазировать на эту тему, то мне бы хотелось, чтобы наша страна была самой передовой и развитой во всем мире. Сейчас мы все еще отстаем от мировых держав, но мы пытаемся догнать их и развиваться на таком же уровне. Пока нам не все удается, однако я надеюсь, что в будущем мы обгоним по развитию все страны.
Россия в будущем – это великая держава, опережающая другие страны. Все жители страны умные, образованные и воспитанные. Уровень преступности практически на нуле, и никто не покушается на целостность нашей страны. Все страны уважают Россию и прислушиваются к ней, все хотят сотрудничать с нами. В нашей стране все также полно полезных ископаемых, развиты все виды производств и, конечно же, сельское хозяйство.
Наша продукция ценится за рубежом и славится отменным качеством. Вот такой у меня оптимистичный взгляд на то, какой будет Россия в будущем».
• • •
«Если говорить о будущем России, то можно сказать очень многое. Я же хочу обратить внимание на молодежь, на новое поколение, которое в скором времени будет работать, учиться, совершать поступки, создавать что-то новое. О поколении, которое скоро займет место своих родителей, бабушек, дедушек. Будущее России, как мне кажется, в ее детях, в тех, кто сейчас ходит в детские сады, в школы, кто только поступил в институты. Будущее России может быть успешным, только если воспитанию и обучению детей будет уделяться должное внимание. Это очень важно еще и потому, что мир сейчас очень быстро меняется, и дети будут его новыми гражданами.
Поэтому стоит обратить на них внимание и помочь с первыми шагами в жизни».
• • •
«Лично мое мнение, у России очень хорошее будущее. Ведь уже сейчас очень много делается и уже сделано для того, чтобы Россия и дальше процветала и удивляла весь остальной мир своими достоинствами и уникальной способностью переносить с гордостью все испытания, которые ложатся на ее могучие плечи».
• • •
«Будущее России, кроме детей, как мне кажется, зависит от единства. Чем больше единства в стране, чем больше общего у народа, тем сильнее будет государство. Можно привести множество примеров, когда разрозненность в государстве затормаживала развитие страны, делало ее легкой добычей для любого соседа. А благодаря тому, что существует единство, граждане любой страны чувствуют свою общность, это делает их равными, это соединяет их вместе. Всегда в истории можно найти примеры, которые показывают, что страны объединяются перед лицом общего врага, забывая о своих внутренних разногласиях. Люди понимают, что, несмотря на разные интересы, они все-таки живут в одной стране. Их общность, их принятие себя, как граждан одной страны, составляет возможное будущее любой страны, в том числе, России».
В Минобрнауки РФ
Министр образования и науки РФ
стала гостем авторского телепроекта
В эксклюзивном интервью Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева ответила на вопросы о качестве учебников, направлениях совершенствования ЕГЭ, формировании единого образовательного пространства, развитии педагогического образования, взаимодействии школы и родителей и использовании девайсов учениками.
Министр подчеркнула, что в России «всего один процент дефицита учителей».
– Есть определенная проблема с сельскими школами и школами в отдаленных регионах, но мы возлагаем большие надежды на целевое обучение, – сказала глава Минобрнауки России.
Она уточнила, что в Государственную Думу внесен законопроект, основная цель которого – совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Министр пояснила, что законопроект «предусматривает обязательные социальные гарантии со стороны работодателя и обязательную отработку в течение трех лет» со стороны студента.
– Это реальная возможность восполнить пробелы там, где учителей не хватает, – заявила Ольга Юрьевна.
В Минобрнауки РФ
«Россия– Испания: новые возможности»
Статс-секретарь-заместитель Министра образования и науки Российской Федерации П.С. Зенькович принял участие в экспертной дискуссии «Россия–Испания: новые возможности» в рамках ежегодного Гайдаровского форума.
Он отметил необходимость дальнейшего развития отношений стран в области образования, в частности, необходимо подумать о совместных программах магистратуры и создании российско-испанского университета.
Замглавы Минобрнауки России также рассказал, что Россия и Испания в ближайшее время намерены подписать соглашение о взаимном признании дипломов и ученых степеней. «Мы уже в ближайшее время сможем выйти на подписание ключевого документа», – добавил Павел Станиславович.
В Минобрнауки РФ
Создание детских технопарков «Кванториум»
К концу 2018 года обучать детей в детских технопарках «Кванториум» будут в 70 субъектах Российской Федерации.
Документ содержит такие разделы, как нормативно-правовое обеспечение деятельности детского технопарка «Кванториум», имущественный комплекс детского технопарка «Кванториум», требования к формату образовательного процесса, а также разъясняет, каким должен быть кадровый состав детского технопарка и другие вопросы.
Кроме этого, рекомендации содержат следующие разработанные приложения: чек-лист по созданию детского технопарка «Кванториум», примерные операционные расходы, методические рекомендации по определению штатной численности работников детских технопарков «Кванториум», положение о формировании плана-графика деятельности «Кванториума», руководство по брендированию интерьеров, специфика создания и функционирования детских технопарков «Кванториум» в моногородах.
Пресс-служба Минобрнауки РФ.
Наши достижения
ВолгГТУ впервые вошел в мировой рейтинг цитируемости ученых
Волгоградский государственный технический опорный университет впервые вошел в мировой академический рейтинг Webometrics Top Universites by Google Scholar Citations и занял 77 место среди российских вузов.
Рейтинг оценивает профили ученых 9500 университетов по всему миру, а также почти миллион персональных страниц ученых в Академии Google. Позицию вуза в рейтинге определяет анализ цитируемости топ-10 его авторов в Google Scholar.
Кроме ВолгГТУ в престижном рейтинге присутствует и Волгоградский государственный университет.
Наши достижения
Благодарственные письма
На имя ректора ВолгГТУ, академика РАН Владимира Ильича Лысака пришло благодарственное письмо от генерального директора союза «Молодые профессионалы (Ворлдскилс Россия)» Роберта Наилевича Уразова. В письме выражается признательность за значительный вклад в подготовку и проведение финала I Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскилс Россия)».
• • •
Первый проректор – проректор по научной работе РУДН, профессор Нур Серикович Кирабаев выражает благодарность Волгоградскому государственному техническому университету и, в частности, ведущему социологу вуза Е.П. Скориковой за помощь в подготовке материалов для аналитического отчета в рамках государственного контракта № 28.4012.2017ПЧ «Социальное измерение жизни российского студенчества».
Наши достижения
«Красота родного края»
Подведены итоги VII онлайн-фестиваля дружбы иностранных студентов
19 января на факультете иностранных специалистов опорного университета прошла заключительная часть Международного онлайн-фестиваля дружбы иностранных студентов «Красота родного края».
Команда финалистов познакомилась в виртуальном пространстве со сверстниками из московских вузов, учебных заведений Владимира, Курска, Уфы, Иваново, Саратова, а также с участниками из иранских и китайских вузов.
Призером фестиваля назван Джелассем Бейнде Бонэр из Чада, лауреатами стали Шохрух Гурбанмирадов из Узбекистана и Фофана Фатумата из Кот-д’Ивуара.
Новый виток развития
Трансформация ВолгГТУ в университетский центр
инновационного, технологического и социального развития региона
Развитие деятельности инжиниринговых центров и ВНТК стало главной темой для обсуждения на одном из последних заседаний ректората. Сообщение об этом сделал первый проректор А.В. Навроцкий. За основу был взят ИЦ «Полимерные композиционные материалы и технологии» (ИЦ «ПКМиТ»), который создан на базе ВолгГТУ в 2015 году. За первые два года он получил субсидий в размере 100 млн руб. На эти средства, кроме прочих необходимых нужд для становления центра, было приобретено самое современное оборудование: технологическое, испытательное, исследовательское, которое вскоре начало окупаться.
Инжиниринговый центр совместно с Волжским научно-техническим комплексом стали выпускать инновационную продукцию по нескольким направлениям – это резинотехнические изделия (к примеру, РТИ разрабатываются и изготавливаются для сельского хозяйства; изделия нефтебуровой техники и т.д.), длинномерные изделия (для гидросооружений, шлюзовые элементы), полимерные композиции (для теплопроводящих композиций, термопластичных эластомеров, морозостойких резин) и экополимеры (расходные материалы для 3D-печати, гидрогели для ландшафтных и сельских хозяйств).
Высокое качество продукции, в большинстве своем отвечающей мировому уровню, а порой и превосходящей его, привлекло внимание к ИЦ «ПКМиТ» таких крупных предприятий, как «РусГидро», ООО «ИНЭЛ», АО «Волжский трубный завод», АО «Каустик», ОАО «Волгограднефтемаш» и других, которые сегодня являются основными потребителями услуг центра.
Инжиниринговым центром также были выполнены услуги и разработки по заказам предприятий и организаций. В частности, были изготовлены компенсаторы-амортизаторы трамвайных путей – 26 км фигурных профилей для монтажа 3,5 км покрытий трамвайного пути. Кстати сказать, этот заказ поступил от администрации Волгоградской области. По заказу ООО «Комтел» разработаны составы для изготовления изоляторов (опорные и тяговые).
Совместно с ООО «Термокабель» (г. Новотроицк) разработан и внедрен в производство рукав для электропечей (рукав для электрометаллургии). По договору с АО «Волжский трубный завод» были изготовлены ролики обрезиненные трубопрокатные.
На завод поставили 10 роликов, которые успешно прошли апробацию на предприятии. Отдельно первый проректор остановился на элементах для климатического оборудования, разработанных ИЦ «ПКМиТ» и ООО «Трансавтоматика». Благодаря этой инновационной разработке увеличена в 1,3 раза производительность. Кроме выше перечисленного, разработан новый полимерный корпус, проведено импортозамещение электродвигателя, выпущена опытная партия центробежных вентиляторов. И это далеко не вся продукция и услуги, выполненные Инжиниринговым центром.
Достаточно сказать, что объем инжиниринговых услуг ИЦ «ПКМиТ» в минувшем году составил аж 441 % (!) к 2016 году. Очень достойные показатели и у Волжского научно-технического комплекса: в прошедшем году он выпустил товарной продукции на небывалую для предприятия сумму – почти 300 млн руб. В этом году, по прогнозу, ожидается выпущенной продукции ВНТК еще больше – на 320 млн рублей. И это не предел.
Первый проректор в своем докладе особо отметил реализацию программы трансформации ВолгГТУ в университетский центр инновационного, технологического и социального развития региона, задача которой заключается в формировании элементов инновационной экономики региона. «Мы должны добиться к 2019 году следующих результатов: иметь 3 инжиниринговых центра с доходом не менее 50 млн руб.; технопарк университета с доходом не менее 250 млн руб.; 15 МИП с доходом не менее 35 млн руб. и бизнес-инкубатор ВолгГТУ», – подчеркнул Александр Валентинович Навроцкий.
Светлана Васильева.
Фото Натальи Михайловой.
Готовясь к ЧМ-18
С инспекцией по студенческим общежитиям
19 января комиссия во главе с ректором ВолгГТУ, академиком РАН Владимиром Ильичом Лысаком проверила результат капитальных ремонтных работ в двух общежитиях опорного вуза – 4-м общежитии ВолгГТУ и 2-м общежитии ИАиС ВолгГТУ.
Финансирование столь значительных ремонтных работ стало возможно благодаря слаженной работе ректората ВолгГТУ и Минобрнауки России, которое откликнулось на предложение руководства опорного вуза разместить в этих общежитиях ВолгГТУ персонал для обслуживания чемпионата мира по футболу.
ВолгГТУ ежегодно тратит от 20 до 30 млн рублей на проведение ремонтных работ и закупку инвентаря для общежитий вуза. Но найти все необходимые средства для проведения ремонтных работ очень сложно. Поэтому выделенные средства для подготовки к ЧМ-2018 дали возможность провести ряд капитальных ремонтных работ. В частности, было решено заменить в общежитиях, где предполагается расселение обслуживающего персонала, окна и двери, а также учесть просьбы студентов повысить комфортность их проживания.
Дополнительные средства, к сожалению, были выделены только в конце 2017 года. Однако уже на сегодня было заменено порядка 300 окон и около 180 дверей в общежитиях вуза.
Безусловно, что гости, которые приедут обслуживать чемпионат мира, поживут 1-1,5 месяца в общежитиях опорного университета и не больше, а отремонтированные комнаты, в которые в ближайшее время будет закуплена мебель, опять займут наши студенты. Это была главная цель, которую преследовал ректорат, добиваясь размещения персонала ЧМ-2018 в общежитиях опорного вуза.
Таким образом, средства, полученные университетом, направлены на проведение капитального ремонта, но вместе с тем в самое ближайшее время будут значительно улучшены условия для проживания студентов. Планируется замена электрооборудования, светильников и сантехники. Ректорат будет и в последующем стараться продолжить работу по улучшению условий проживания в общежитиях вуза.
Комиссия ВолгГТУ во главе с ректором вуза, оценив качество и объем проделанных работ, практически без замечаний их приняла. Также были определены сроки дальнейшего ремонта для доведения до полной готовности комнат общежитий. Еще предстоит сделать много работ, но уже в ближайшее время, до наступления весны, 5 и 6 блоки в общежитии №4 ВолгГТУ и общежитие №2 ИАиС ВолгГТУ будут иметь совершенно другой вид.
Дано указание ректором университета подготовить дальнейший план работ, определить объемы работ на 2018 год и продолжить мероприятия по повышению комфортабельности общежитий опорного университета.
Андрей Дебелый, фото автора.
В рамках проекта «ЮниорАктив»
Зимняя смена «Интеграл»
С 4 по 10 января на базе одного из живописных уголков отдыха школьников – детской загородной оздоровительной базы «Ручеек», что расположена по берегам большого ручья неподалеку от села Песковатка Дубовского района Волгоградской области, проходила профильная смена лагеря для одаренных школьников «ИНТЕГРАЛ». Организатором смены является молодежная организация ВРМООСО «Интеграл».
Формат образовательного проекта профильной смены рассчитан на ряд лекционно-практических занятий и научно-познавательных бесед со школьниками старших классов в области физико-математических и естественнонаучных дисциплин.
Образовательная площадка «ИНТЕГРАЛ» представляет собой уникальное пространство общения школьников с теми, кто еще недавно так же, как и они, находились перед выбором своего жизненного пути, а теперь стали студентами ведущих вузов России. Поэтому в проекте в качестве стажеров и преподавателей (интегральских ученых) обязательно присутствуют студенты старших курсов, которые не только проводят учебные занятия со школьниками, но и рассказывают им – без пяти минут абитуриентам – о тонкостях студенческой жизни, своих взглядах на перспективы обучения, своих чаяниях и надеждах.
Ценность подобного формата общения в том, что, помимо освоения школьниками того или иного образовательного контента, это позволит сформировать у них устойчивую картинку их будущей образовательной траектории, подтолкнуть их к более активному поиску своего пути.
Зимняя профильная смена – это и подведение итогов прошедшего летнего проекта, и определение новых планов и новых интересных образовательных программ на новую смену, и возможность как для школьников, так и для педагогического состава вновь окунуться в атмосферу школьного беззаботного творчества и энтузиазма.
В образовательной программе зимней смены приняли участие преподаватели, выпускники и студенты Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Волгоградского государственного медицинского университета, а также факультета аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института.
На заключительном мероприятии представители Волгоградского государственного технического университета вручили благодарственные письма наиболее активным участникам зимней образовательной программы, многие из которых уже имеют дипломы победителей разного уровня олимпиадных программ и благодарственные письма за участие в образовательных проектах, в том числе и в рамках стратегического проекта «ЮниорАктив» ВолгГТУ.
Внешт. корр.
В рамках проекта «ЮниорАктив»
Открытый городской конкурс «Я и Земля»
В рамках массовых мероприятий, реализуемых Детско-юношеским центром при содействии департамента образования администрации Волгограда, проводится открытый городской конкурс учебно-исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля». Целью конкурса является приобщение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности. Выявление и поддержка интеллектуально одаренных детей, развитие у школьников стремления к творчеству – его задачи.
Одним из социальных партнеров проекта является ВолгГТУ, на базе факультета довузовской подготовки которого реализуется итоговый этап конкурса учебно-исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля». Ведущие преподаватели вуза, принимающие активное участие в работе жюри конкурса, отмечают традиционно высокий уровень подготовки исследовательских работ финалистов.
Особое внимание, конечно же, привлекают работы, содержащие не только исследовательскую часть, но и реализованные работающие модели того или иного исследуемого устройства. По мнению членов жюри секций «Астрономия», «Физика», «Социальная и прикладная экология», «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные технологии», которые проводятся на базе технического университета, конкурсные проекты школьников в ряде случаев бывают не только необычайно интересными, но и отличаются неожиданными подходами к исследованию и предлагаемыми прикладными направлениями разработок.
Приглашаем школьников, тех, кто еще сомневается в своих силах, все же сказать себе: «Да! Я смогу!».
В настоящее время стартовал этап районных соревнований, который продлится до 22 февраля. Итоговая конференция и церемония награждения победителей и призеров открытого городского конкурса состоится 27 апреля.
Будущим абитуриентам
Всероссийская олимпиада по физике
В ВолгГТУ прошел теоретический тур Всероссийской олимпиады по физике. Вуз уже на протяжении многих лет является площадкой для проведения регионального этапа олимпиады. В этом году в опорный университет съехались учащиеся 7–11 классов из Волгограда, Волжского, Михайловки, Котово, Жирновска, Калача-на-Дону, ст. Нехаевской – всего – 119 человек.
Олимпиада по предметам естественно-математического цикла проходит в два тура: теоретический и экспериментальный. Результаты олимпиады стали известны уже 22 января. А победителей и призеров регионального этапа олимпиады, которые смогут достойно представить Волгоградскую область на заключительном этапе олимпиады по физике в Тюмени, назовет областной комитет науки, образования и молодежной политики.
Вот как прокомментировал ход соревнований декан факультета довузовской подготовки техуниверситета Сергей Михайлович Москвичев: «Ребята пришли с прекрасным настроением, многие аж за полтора часа до начала олимпиады. Уже к 7:30 юноши и девушки приехали из области, хотя начало только в 9. Мы не первый десяток лет проводим подобные мероприятия и практически всегда в восторге: дети очень организованные. В скором времени, 25 и 26 января, в стенах вуза пройдет и олимпиада по химии, думаю, все пройдет так же хорошо!».
Напомним, Всероссийская олимпиада школьников, в ходе которой молодые люди соревнуются в выполнении олимпиадных заданий по 24 общеобразовательным предметам, – самое массовое интеллектуальное мероприятие в Российской Федерации. Победители и призеры получат возможность зачисления в вузы без вступительных испытаний.
Будущим абитуриентам
Профориентационная встреча: подготовка к ЕГЭ
Сотрудники приемной комиссии опорного университета провели профориентационную встречу в Советском районе Волгограда.
17 января стартовала серия профориентационных встреч со школьниками Волгограда. Первая из них прошла со школьниками Советского района областного центра. На базе средней школы №54 собрались более 200 школьников 10-11 классов из 6 школ района, на встрече присутствовали даже учащиеся школы из поселка им. Максима Горького – таков интерес молодых людей к опорному университету.
В своем выступлении ответственный секретарь приемной комиссии вуза Дмитрий Николаевич Гурулев напомнил, что запись на ЕГЭ заканчивается 31 января, а поэтому у выпускников этого года осталось меньше двух недель, чтобы окончательно определиться с выбором экзаменов.
В свою очередь директор Центра довузовской подготовки Института архитектуры и строительства ВолгГТУ Евгений Моисеевич Пиунов рассказал юношам и девушкам, что подготовиться к сдаче ЕГЭ и уверенно чувствовать себя на экзамене им помогут на факультете довузовской подготовки.
К тому же именно сейчас формируются малокомплектные группы, что позволяет практически индивидуально подойти к обучению каждого школьника. Профессор кафедры «Управление и развитие городского хозяйства и строительства» ИАиС техуниверситета Михаил Константинович Беляев обратил внимание ребят на то, что выпускники экономических кафедр опорного университета всегда востребованы не только в регионе, но и за его пределами.
Приглашение на выставку
В поисках совершенного человека
К 115-летию со дня рождения художника Георгия Нисского
С 18 января по 12 февраля в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова открыта выставка произведений живописи и графики Георгия Григорьевича Нисского. Выставка приурочена к 115-летию со дня рождения художника.
Г.Г. Нисский (1903 – 1987) оставил яркий след в отечественном искусстве. Его жизнь и творчество совпали с переломными вехами истории России: революция, индустриализация, Великая Отечественная война, «оттепель».
Он – один из тех наблюдательных и умных творцов, которые смогли осмыслить «крутые виражи» нашего ХХ века и прекрасную мечту своего поколения о новой, совершенной стране и новом, совершенном человеке.
Сам Георгий Нисский, с его впечатляющими достижениями в спорте, в искусстве, в теоретических трудах о живописи, воспринимается как образец строителя новой жизни, советский «сверхчеловек» – талантливый, целеустремленный, трудолюбивый, оптимистичный.
Ранние произведения и работы зрелого мастерства привлекают зрителей прекрасно переданным чувством ритмов, масштабов и смыслов своей эпохи. А также искренним восхищением и любовью к своей стране, которую этот неутомимый путешественник – художник хорошо знал и изображал, от бескрайних просторов сурового Севера до старых русских городов Центральной России и ласкового Черноморского побережья.
Г.Г. Нисский заслуженно снискал славу мэтра советского пейзажа, в первую очередь – индустриального. Он – обладатель громких титулов, званий и наград: лауреат Сталинской и Государственной премий, Бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже, Народный художник РСФСР.
И хотя в современной России его начали забывать, слишком не похожи современные россияне на то героически стойкое и созидательное поколение, ностальгия по радостному энтузиазму и бескорыстной влюбленности в свою Родину все еще чувствуется в нас.
На юбилейной выставке представлена небольшая, высокого художественного уровня коллекция работ Г.Г. Нисского из фондов ВМИИ. Это пять живописных и пять графических произведений 1930-х и 1950-х годов. Кроме того, зритель может познакомиться с фотографиями и эпистолярным наследием художника, его высказываниями об искусстве и творческом методе пейзажиста.
В состав экспозиции вошла знаменитая, ставшая знаковой для своей эпохи работа и, безусловно, ключевая для творческого пути самого художника – «На путях. Весна. Май», написанная в 1933 г. Она поступила в Волгоградский музей в 1968 году из мастерской живописца. Удивительным образом в ней совмещаются черты индустриального пейзажа и нежная человечность, могучая устремленность в будущее и радость переживания мгновения, интеллектуальности и эмоциональности.
Произведения периода оттепели («За полярным кругом», 1955 г.) точно вписаны в свое время и стали максимально полным выражением «сурового стиля».
Время работы музея – 10.00–18.00, в среду 10.00–20.00, выходной – вторник. Тел.: (8442) 38-24-44, (8442) 38-59-15.
Оценка за состояние информатизации в вузах
Студенты, преподаватели и управленцы оценили состояние информатизации в вузах, подведомственных Минобрнауки России.
34% студентов и преподавателей имеют возможность подключения к международным научным сетям.
В социологическом опросе приняли участие более трех тысяч респондентов, которые дали оценку применения информационных технологий и технических средств в образовательной, научной и управленческой деятельности вузов.
36% участников опроса считают материально-техническую базу своего вуза отличной, а 41% – хорошей. Подавляющее большинство (72%) респондентов высоко оценивают полезность различных технических средств и информационные технологии (ИТ), применяемых в вузах.
Наиболее активно, по мнению опрошенных, используется программное обеспечение для оценки качества обучения (78,7%), дистанционного обучения (54%).
В исследовательской деятельности 62% студентов и преподавателей применяют инструментальные средства универсального характера, 47,6% указали, что в их вузе есть программы для моделирования физических процессов и воспроизведения различных экспериментов в виртуальной среде, а 34% имеют возможность подключения к международным научным сетям.
В административно-управленческой деятельности вузов сотрудники используют, в первую очередь, инструментальные универсальные средства (58,5%) и системы для поиска информации (54,2%).
Как показал проведенный опрос, у 79,5% студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала на территории вуза есть свободный доступ к беспроводному Интернету.
Помимо оценки состояния информатизации образовательных организаций респонденты ответили на вопросы, касающиеся распространения информации о российских университетах. По их мнению, основные источники – это сайты образовательных организаций (98,3%) и социальные сети (91,6%), несколько реже применяются публикации в СМИ (78,5%). При этом сайт своего вуза считают информативным 51% опрошенных, и практически все доверяют сведениям, размещенным на официальном ресурсе.