70 лет Победы

Посвящается защитникам легендарного дома-крепости

Посвящается защитникам легендарного дома-крепостиПриближается знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. В эти дни мы все чаще вспоминаем о беспримерном мужестве участников войны, их героических подвигах, низко кланяемся живым и чтим память погибших.
Славную страницу в военную летопись нашей страны внесли участники Сталинградской битвы, защитники Дома Павлова. Сегодня мы расскажем об одном из них – Камолжоне Тургунове из Узбекистана. К сожалению, уже в память о нем – на днях последний защитник легендарного Дома ушел из жизни. А также представим воспоминания «дочери» защитников Дома Павлова – Зинаиды Петровны Андреевой.

В начале недели волгоградцы были потрясены скорбным известием – вечером 16 марта ушел из жизни последний защитник легендарного Дома Павлова, ветеран Великой Отечественной войны Камолжон Тургунов.

О том, как отметил свой последний день рождения защитник Сталинграда, как прощались с ним на его родине, мы попросили рассказать друга семьи Камилжона Уринбоева.

«15 марта, за день своей смерти, дедушка Камолжон отметил 93-й день рождения. Я был приглашен на семейный праздник как близкий друг семьи, дед Камол назвал меня своим пятым сыном. Когда я приехал, сразу обнял его и передал теплые слова и поздравления от тех, кто его знает и уважает, со всех уголков России, стран СНГ, искренние благодарности волгоградцев, которые недавно отметили юбилей командира дивизии, Героя Советского Союза генерал-полковника Александра Ильича Родимцева (в этой дивизии служил Камол-ата).

Дедушка вспоминал своего командира, со слезами на глазах рассказал, как в 2005 году его пригласили на открытие памятника Родимцеву в Оренбурге и попросили перерезать ленточку. Он рассказал, как в Волгограде и Оренбурге, где родился военачальник, широко отмечают день рождения Родимцева.

Еще обсуждали намечающийся приезд «волгоградской дочери» Зинаиды Петровны к майским праздникам. Он, как всегда, распределил задания между сыновьями и зятьями по организации встречи. В этот раз особенно видна была его усталость, так как он немного приболел, и еще все-таки годы брали свое. Перешли в другую комнату, где был накрыт стол. Перед уходом зашел попрощаться с именинником. Он долго благословлял всех гостей, благодарил, что навестили, желал всем доброго пути…

17 марта около 5 утра мне позвонил сын дедушки Саминжон. Я почувствовал что-то неладное. Поднял трубку и сразу же услышал горький плач дочерей и дрожащий голос Саминжона: «Папа покинул нас…» Я замер. Не знал, что сказать…

На прощальную молитву пришло очень много людей. Во дворе дома не хватило места, многие стояли на улице. Во время молитвы мулла говорил, как провел свою жизнь Камол-ата, как много он отдал своему Отечеству, народу, родным и близким, какие трудные времена он пережил. Но Камолжон Тургунов всегда проявлял мужество, стойкость и терпение.

Вырастил столько детей, внуков и правнуков, которые заботились о нем до самых последних минут. Мулла говорил: «Он был настоящим примером для каждого мусульманина!» Люди, собравшиеся на похороны, шептали друг другу тихим голосом истории про дедушку, было слышно: «война… Сталинград… волгоградцы…Зина… губернатор Волгоградской области… байкеры…»

В этот день звонили, присылали сообщения, соболезновали из разных стран. Стоит отметить особую поддержку администрации Волгоградской области, Зинаиды Петровны Андреевой, байкера Виталия Смолина, информационного агентства «Высота 102» и многих других. Всем огромная благодарность за искренние соболезнования, поддержку. Мы всегда будем помнить Камолжона Тургунова и его огромный вклад в Победу. Светлая память ему».

Осень 1942 года. Сталинград. На нейтральной полосе в центре города горстка наших бойцов захватывает руины жилого дома. И два месяца отбивает ожесточенные атаки немцев. Дом был у них как кость в горле, но сломить защитников они так и не смогли. Оборона этого здания вошла в историю Великой Отечественной войны, как символ мужества и стойкости советских бойцов. Открывает их список Герой Советского Союза сержант Яков Павлов, который долгое время считался руководителем обороны. И по его имени до сих пор этот дом в Волгограде называют Домом Павлова.

Позже, сообщают источники, удалось установить, что командовал обороной легендарного дома-крепости лейтенант Иван Филиппович Афанасьев. Но и участие в обороне Якова Павлова не стало от этого менее героическим.

Дом Павлова защищали бойцы девяти национальностей СССР. Особенно большое впечатление произвел в фильме «Легендарный редут» рассказ о узбеке Тургунове, который дал обет, что у него будет столько детей, сколько погибло его товарищей в битве за Сталинград, и исполнил его.

Фашисты предприняли десятки попыток выбить героев из дома, но тщетно. 58 дней и ночей держались отважные советские воины. Покинули здание они 24 ноября, когда полк перешел в контрнаступление. Свое 25-летие Яков Павлов встретил в стенах дома.

Звание Героя Советского Союза гвардии сержант Павлов получил уже после майского победного салюта, 27 июня 1945 года. Вместе со «звездочкой» ему вручили и лейтенантские погоны. После войны работал в народном хозяйстве. Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красной Звезды и медалями. Решением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 7 мая 1980 года Якову Федотовичу Павлову присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».

И пусть история сохранила для потомков только его фамилию, но славу он все равно разделил со всеми своими товарищами. Каждый из уцелевших защитников дома всегда был самым дорогим гостем в Волгограде, в городе, где они не щадили своих жизней. И не столь важно, чьим именем назвали бы этот дом.

Характерно, что этот дом защищали представители многих народов нашей страны — русские Павлов, Александров и Афанасьев, украинцы Сабгайда и Глущенко, грузины Мосиашвили и Степаношвили, узбек Тургунов, казах Мурзаев, абхазец Сухба, таджик Турдыев, татарин Ромазанов...

«Дочка» защитников Дома Павлова

Девочка, рожденная в июле 1942 года в подвале знаменитого дома в Сталинграде, Зинаида Петровна Андреева (в девичестве Селезнева) была обречена на известность самим фактом своего рождения. Она и есть та самая дочка Дома Павлова, ребенок, рожденный в подвале в дни самых страшных атак фашистов на дом, ставший крепостью, а затем и легендой. Один из защитников дома, боец 13-й стрелковой дивизии Ахмат Турдыев писал затем своей семье: «Назло всем смертям в нашем доме родился ребенок. Девочка. Все зовут ее Зиной, а я Зиндаги – жизнью…».

– Солдаты, оборонявшие здание, защищали и меня, и маму, и многих других мирных жителей, находящихся в подвале. Они делились последними крохами хлеба и муки, чтоб мы не погибли, – рассказывает З.П. Андреева корреспонденту «СП»-Юг». – Солдатские гимнастерки стали моими первыми пеленками.

Но для последнего защитника Дома Павлова Камолжона Тургунова Зинаида всегда была и остается «дочкой», ребенком, свидетелем рождения и чудесного спасения которой он был. Так и обращался к ней Камолжон в письмах все эти годы: «Многоуважаемый мой дорогой дочка». И Зинаида Петровна тоже считает Камолжона Тургунова своим вторым отцом.

– Буквально вчера разговаривала с ним по телефону, – рассказывает Зинаида Петровна. – 15 марта Камолжону Тургунову исполняется 93 года. Он меня позвал и на свой день рождения, и на День Победы. Считает меня своим 17-м ребенком. К сожалению, я сейчас не могу в силу здоровья, да и перелеты в Узбекистан дорогими стали. Именно Камолжон приносил моей маме лепешки, чтобы у молодой роженицы не пропало молоко. А когда все-таки пропало грудное молоко, и я стала умирать от дифтерии и голода, Камолжон старался выходить меня смесью муки и воды.

А после того, как девочку выходили, в период затишья именно Камолжон помог молодой матери с двухмесячной крохой перебраться на левый берег Волги, подальше от бомбежек. Всех остальных бойцов, защитников Дома Павлова, Зинаида Петровна считает своими крестными.

Командующий 62-й армией Василий Чуйков напишет после войны, что потери гитлеровцев, пытавшихся занять Дом Павлова, превысили их потери при наступлении на Париж.

По материалам Интернета.


Стр. 7 из 10pdf