23 февраля –
День защитника Отечества!
Дорогие политехники!
Поздравляю вас с приближающимся праздником – Днем защитника Отечества! 23 февраля мы отдаем дань уважения и признательности нашим воинам, всегда стоявшим на страже защиты Родины. Поэтому прежде всего я обращаюсь к ветеранам Великой Отечественной войны, участникам локальных военных конфликтов, офицерам запаса и к тем, кто сегодня носит военную форму, выбрав своей судьбой нелегкую ратную службу. Своим мужеством и отвагой вы вписали немало славных страниц в отечественную историю.
Особые слова благодарности нашим ветеранам – тем, кто ковал победу на фронтах Великой Отечественной войны, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками, и отстоял независимость нашей Родины, а также тем, кто в послевоенные годы с оружием в руках охранял государственные интересы в горячих точках. Ваш подвиг навсегда останется в памяти народной.
Огромного уважения заслуживают российские воины, которые сегодня достойно несут боевое дежурство, защищая суверенитет нашей страны.
Желаю всем успехов в труде и службе на благо укрепления и процветания России! Мира, счастья, благополучия!
Ректор ВолгГТУ, чл.-корр. РАН,
И.А. НОВАКОВ.
Страницы истории
И встали грудью
за Родину свою…
День Красной Армии, как мы все знаем, празднуется с 1919 года. В России 23 февраля с 1995 года отмечается как День защитника Отечества. Не вдаваясь в споры о самом учреждении этой даты и связанными с ним событиями, надо признать, что именно этот день стал знаменем, с которым наши деды и прадеды громили фашистов, а для нас, сегодняшнего поколения, – связующей нитью между разными периодами истории Отечества.
23 февраля 1941 года в столице и крупных городах страны прошел парад, народ распевал «Марш веселых ребят», в котором есть такие слова:
И если враг нашу радость живую
Отнять захочет в упорном бою,
Тогда мы песню споем боевую
И встанем грудью за Родину свою!
А через четыре месяца на всю страну зазвучала новая песня того же Лебедева-Кумача: «Вставай, страна огромная…».
23 февраля 1942 года Сталин издал приказ, в котором были подведены итоги восьмимесячной борьбы с фашистами. И они, эти итоги, были страшными. Однако план молниеносной борьбы был провален, и вскоре Гитлер отправит своего начштаба в отставку, как и еще почти двести генералов.
К 23 февраля 1943 года Красная Армия разгромила немцев под Сталинградом. Сталин подвел итоги двадцати месяцев войны.
В канун 26-й годовщины Красной Армии, в 1944 году, наши войска форсировали Днепр, звание Героя Советского Союза было присвоено более чем двумстам защитникам.
К 23 февраля 1945 года наша земля очищена от захватчиков, нанесен небывалый удар от Балтики до Карпат.
Впереди – ожесточенный бой за Берлин.
(По материалам
http:www.etost.ru)
Защитникам посвящается
«Февраль, февраль – солдатский
месяц, горят гвоздики на снегу»
Эта строка из стихотворения нашей славной землячки Маргариты Агашиной не зря вспоминается сегодня. На днях, в день рождения Советской Армии, мы будем чествовать защитников Отечества. А совсем недавно отмечали одну из важнейших, особенно для нашего города, памятных дат России – 67-ю годовщину разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. В эти дни проходят традиционные встречи с ветеранами, конкурсы патриотической направленности, возложения цветов и венков к памятникам и братским могилам. А сегодня мы разузнали у директора НТБ Ирины Михайловны Рамзиной, как памятные даты отмечает наша библиотека.
Ежегодно ко 2 февраля (и, конечно, не только к этой дате) во всех читальных залах университета, во всех общежитиях сотрудники библиотеки организуют книжные выставки, выездные мероприятия в музее-панораме и краеведческом музее. А вот на одной, возможно, не такой заметной форме работы с читателями хочется остановиться подробнее. Это тематические обзоры литературы, которые готовятся регулярно и которые могут очень помочь нашим студентам при подготовке к различным конференциям, чтениям. Вот, к примеру, последний обзор – «Горячий снег Сталинграда» (подготовила сотрудник НТБ Ольга Трыкова).
Из него мы узнаем, где можно познакомиться, в том числе с малоизвестными, сведениями о работе в годы войны сталинградских заводов. Это не только исторический очерк «Великая Отетчественная народная 1941–1945» или книга волгоградского историка, частого гостя политеха Г.В.?Орлова «Традиции российского патриотизма ХХ-ХХI веков», но и статьи, вошедшие в межвузовский сборник студенческих работ «Социокультурные исследования».
Одна из глав обзора посвящена нашему вузу в годы войны и напоминает о книгах, вышедших в издательстве «Политехник», где собраны, пожалуй, самые достоверные сведения, потому что их источник – свидетельства очевидцев.
Также отчет ориентирует читателя в теме «Роль полководцев в разгроме фашистских захватчиков под Сталинградом» и предлагает обширный список рекомендуемой литературы.
Елена Гринева.
Встречи
Основная тема –
итоги зимней сессии
В четверг, 18 февраля, ректор Волгоградского государственного технического университета, член-корреспондент РАН И.А. Новаков провел традиционную встречу со старостами академических групп.
Иван Александрович, недавно вернувшийся с расширенного заседания коллегии Рособразования, отметил, что, невзирая на экономические сложности, государство с каждым годом все больше и больше уделяет внимания подготовке квалифицированных кадров. Примером тому могут служить встреча Президента РФ Д.А. Медведева со студентами Томска, предложение учредить стипендии для студентов, разработавших ноу-хау, и многое другое.
И если продолжать говорить о хорошем, в этом году будет сдана в эксплуатацию первая очередь нового высотного корпуса, в котором разместятся не только кафедры, но и, как планируется, две мультимедийные аудитории и два дисплейных класса. Также ректор привел цифры по динамике изменения количества выпускников школ, приема на первый курс в вузы Волгоградской области. Он отметил, что уменьшилось количество студентов-контрактников, а это значит внебюджетных средств у вуза стало меньше, что, конечно, будет иметь свои последствия. Несмотря на это, студенты могут, при выполнении определенных условий, перейти с контрактной на бюджетную форму обучения. Так, с 1 сентября 2008 года по 1 января 2010 года в целом по университету на бюджет было переведено 63 студента.
С докладом об итогах зимней сессии выступил проректор по учебной работе И.Л. Гоник. Он отметил, что студентов, не справившихся с сессией, в процентном соотношении примерно столько же, сколько и в прошлом году, правда, контингент несколько уменьшился. Хуже стала успеваемость на ФЭУ, ХТФ, МСФ. Средний же рейтинг студентов, сдавших все экзамены в срок, составил примерно 85 баллов. Количество задолжников на 12 февраля – примерно 30% от общего числа студентов (вместе с филиалами).
Председатель профкома студентов Р.М. Кувшинов рассказал о стипендиальном обеспечении и социальной поддержке, оздоровлении, проживании студентов в общежитиях.
После выступлений представителей администрации вуза студенты задавали интересующие их вопросы, высказывали свои мнения, пожелания. И, как всегда, участникам встречи раздавались анкеты, где предлагалось ответить на вопросы, а также написать свои замечания, предложения.
Наталья Толмачева.
Политех в лицах
Главный печатник вуза
Вся печатная продукция ВолгГТУ, в т.ч. наша газета «Политехник» – это результат труда всего коллектива университета: руководителей вуза, преподавателей, сотрудников подразделений, студентов и, конечно, тех, кто печатает тираж. С тех пор, как «Политехник» стал выходить на высококачественной бумаге и в цвете, в роли «главного печатника» выступает директор издательства учебно-научной литературы и учебно-методических пособий ВолгГТУ Евгений Васильевич Авдеев. О нем мы и рассказываем сегодня в рубрике «Политех в лицах».
А поводов для этого у нас целых три. Во-первых, в начале года Евгений Васильевич отметил юбилей – шестидесятилетие. Во-вторых, 13 января праздновался День российской печати, профессиональный праздник журналистов, редакторов, полиграфистов, работников издательств. Ну, а в-третьих, – это, конечно же, 23 февраля.
...В профессию шестнадцатилетний Евгений, как это нередко бывает, попал случайно: отец друга устроил мальчишек на картографическую фабрику. Это было в Свердловске, где Евгений Васильевич родился и прожил тридцать лет. Предприятие было закрытое; его эвакуировали во время войны на Урал, там оно и осталось до сегодняшних дней. Сам Е.В. Авдеев признается, что таланта к рисованию не было, поэтому пошел учеником печатника.
– Машины там стояли со сталинских времен – 31-го года выпуска. И работали! – не без волнения вспоминает Евгений Васильевич свою юность. – Представляете, руки до сих пор помнят то время…
А когда в Свердловске пустили новый комбинат офсетной печати, многие фабричные работники, в том числе и Евгений, перешли туда. И кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь молодого печатника, который уже хорошо освоил и полюбил свое дело, если бы не встреча с выпускницей полиграфического факультета омского политеха, которая приехала на Урал по распределению. Сначала она стала мастером Авдеева, а потом и его женой. В 1972 году молодые поженились, на следующий год, в июле, у них родился сын, а в сентябре Татьяна Николаевна собрала мужу чемодан и отправила чуть ли не силком поступать на заочное отделение в Московский полиграфический институт. Поступил, выучился, окончил.
Сокурсник Евгения Васильевича позвал его на работу в Волгоград. Родных в нашем городе у семьи Авдеевых не имелось, да и жить надо где-то, поэтому предложение не показалось заманчивым, однако и выброшено из головы не было.
После защиты диплома семья отправилась навестить родителей Татьяны Николаевны в Воронежскую область. А оттуда до Волгограда – рукой подать, не то что из Свердловска. И решил Евгений Васильевич все же смотаться и рассмотреть предложение о новом месте работы поближе. Вопрос с тогдашним директором издательства «Волгоградская правда» Николаем Дмитриевичем Джуринским был решен и насчет работы, и насчет квартиры.
В нашем городе Евгений Васильевич работал в разных типографиях, в комитете по печати и информации, освоил не одно поколение печатной техники, а двенадцать лет назад его пригласили в ВолгГТУ.
В непростые времена Е.В. Авдеев возглавил редакционно-издательский отдел (позже РПК «Политехник»): и с деньгами было трудно, и с кадрами, которые (не только у нас) искали места получше. Но удавалось не только выживать, но и улучшать условия работы, приобретать новое оборудование.
Сегодня издательство учебной и научной литературы – это 21 сотрудник, коллектив практически чисто женский (за исключением директора и ведущего механика типографии). Ежедневно в издательстве печатается 20 экземпляров учебных пособий и методичек, регулярно – «Известия Волгоградского государственного технического университета», около тысячи экземпляров «Политехника» в неделю, факультетские многотиражки, материалы к заседаниям, совещаниям, конференциям и другая продукция. А объем ее увеличивается ежегодно примерно на 15 процентов.
– Вот сидим с заведующей редакционно-издательским отделом Людмилой Павловной Кузнецовой, – говорит Евгений Васильевич, – план верстаем. Трудновато будет в этом году…
И как в любые другие времена директор мечтает о более современном оборудовании, о расширении штата, о новых интересных заказах. В общем, кипит работа.
К слову, начиналось издательство ВолгГТУ с небольшого ротапринтного участка, который заработал в 1965 году и размещался в главном корпусе на четвертом этаже. Так что в этом году у него тоже юбилей.
Елена Гринева.
Внимание: конкурс!
Наставник
глазами студента
В рамках подготовки к 80-летию ВолгГТУ в конце прошлого года был объявлен фотоконкурс на лучший портрет (или серию портретов) преподавателя, трудовая биография которого связана с нашим университетом.
В преддверии мужского праздника мы решили на страницах «Политехника» напечатать лучшие работы тех авторов, в объектив которых попали представители сильной половины человечества. Среди авторов – постоянный участник вузовских фотоконкурсов Игорь Горяйнов, Юрий Кочанов, всерьез увлекающийся фотографией, актриса СТЭМа «Университет», а теперь и начинающий фотограф Татьяна Крылова. Кстати, конкурс вызвал интерес не только у русских студентов, но так же и у иностранных. Нгиа Данг, студент ХТФ, представил на конкурс интересные и сильные работы.
В общем, смотрите и наслаждайтесь. А если чей-то портрет вам очень понравится, непременно сообщите в редакцию «Политехника».
Портреты же представительниц прекрасной половины политеха будут опубликованы в канун их главного весеннего праздника.
Листая подшивку
Политехник 30 лет назад
Накануне 23 февраля 1980 года в «Политехнике» (№5 от 22 февраля 1980 года) вышла статья о ветеране Великой Отечественной войны, старшем преподавателе кафедры инженерной графики Красноармейского вечернего факультета, заместителе декана Василии Семеновиче Васильеве («Не ради славы»). Ее автор – также ветеран Великой Отечественный войны, в ту пору старший преподаватель кафедры политэкономии Борис Николаевич Улько. Спустя 30 лет предлагаем вам отрывок из этого материала о защитнике Отечества.
«Свои первые награды, награды боевые, Василий Семенович получил в трудную пору Великой Отечественной войны. В их числе медаль Ушакова, «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Война захватила его в Таллине. Был он в ту пору старшиной трюмных машинистов на эсминце «Славный». Вспоминая эти дни, он говорит: «Уже 23 июня 1941 года наш корабль попал под бомбежку. Сброшенная фашистским стервятником бомба угодила под киль эсминца. Раздался сильный взрыв, наш «Славный» сильно качнуло, но... к счастью, все обошлось благополучно: нас спасла глубина, корабль не получил повреждений. А через месяц мне довелось участвовать в знаменитом Таллинском переходе боевых и транспортных кораблей в Кронштадт. Поход был просто ужасным. Много кораблей подорвалось на минах и затонуло, тяжелыми были и людские потери. Трижды подрывались и мы, третья мина взорвалась у борта «Славного». Вышел из строя первый эшелон (два котла и машина), до места дотянули на втором эшелоне. Чтобы сохранить плавучесть корабля, завели пластырь, забили деревянными пробками пробоины, законопатили трещины.
В момент повреждения паровых котлов первого эшелона в трюме все окутало горячим паром. Температура поднялась градусов под восемьдесят. Одежда просто жгла, я вынужден был сбросить робу и стоял на вахте в одних трусах. За вентили брался, только взяв предварительно в руки ветошь: голыми руками к металлу невозможно было прикоснуться!».
Творчество победителей
Творчество победителей конкурса «Жемчужная строка»
Бильярд, погоны, нервы…
Юлия НЕСЕРИНА, ХТНМ-6
Вчера сбылась моя мечта. Как в последствии оказалось, мечта идиотки. Я, наконец-то, узнала, что такое бильярд. Нет, разумеется, до сего момента я имела об этой игре представление, но только очень и очень приблизительное. Короче, на компьютере играла и все! А, нет, еще не все! Я смотрела фильм «Классик» и «Тонкая штучка»…
Мое познание бильярда в живую совпало с реальным знакомством с Товарищем Старшим Лейтенантом, с которым я до этого пару дней переписывалась по ISQ. Разумеется, я даже и не подозревала, что попасть кием по шару – дело практически невозможное. Для меня невозможное. В моем представлении бильярд был такой увлекательной игрой… даже немного эротичной.
Товарищ Старший Лейтенант добросовестно пытался обучить меня хоть чему-нибудь, но, по-моему, максимум через полчаса он понял, что это безнадежно. Я, кстати, где-то в это же время вспомнила любимую папину фразу о том, что я – трудно обучаемая: «Ты тяжело училась на велосипеде кататься, а плавать во сколько начала? Лет в 12?» – постоянно твердит он мне в ответ на мои авантюрные идеи.
Если честно, позориться на первом же свидании до того кошмарно, что я даже врагу не пожелаю оказаться на моем месте! От волнения и переживаний, что в глазах Товарища Старшего Лейтенанта я выгляжу полной дурой, я бесконечно нервно смеялась, отчего выглядела еще большей дурой.
В конце концов, я, можно сказать, руками загнала шары в лузы, и Товарищ Старший Лейтенант отправил меня в скором порядке домой. По-моему, он до сих пор находится в шоке от меня и моего неадекватного поведения… И что теперь делать?
Творчество победителей
Творчество победителей конкурса «Жемчужная строка»
Сергей Буланцев,
ФЭиВТ
Родился в 1986 году в Волгограде. Магистрант-физик факультета электроники и вычислительной техники Волгоградского государственного технического университета. Пишет рассказы с 14 лет. Победитель X Открытого вузовского литературно-языкового конкурса (2009) в номинации «Проза». Увлекается горным туризмом и французским кинематографом.
Нет вдохновения
Стол, заваленный всяким нужным хламом, пыльный компьютер, лампа и телефон – скромная обстановка моего рабочего места. Чашка горячего кофе и чистая тетрадь, готовая принять в себя новый рассказ, готовая запечатлеть на своих клетчатых страницах еще одну жизнь. На часах 21:15. «Спокойной ночи, малыши» уже кончились.
Я делаю большой глоток кофе. Приятный напиток, он мне всегда нравился. Мой новый рассказ о человеке, хотевшем, чтоб его запомнили на века. Я не психолог, но решил, что смогу разобраться в перипетиях темной человеческой души. Первое предложение, заполнившее пару строк, вышло из-под моей руки. Второе, третье…
Ручка в сторону, припадаю к кофе. Скучно, нет вдохновения. Казалось, хорошая мысль, я мог часами цитировать еще не написанный рассказ, и мне казалось, что это звучит красиво, а сейчас не могу писать. Как только сел за стол, взял ручку – и все. В голове пусто, как в желудке у бродячего пса.
Но хочется что-то написать, что-то особенное, что-то интересное. Последний рассказ написан месяца три назад, он, кажется, понравился моему другу. Три месяца! Бесконечные начинания, исписанные впустую листы – скучно. Все не то. Не так, как представлял себе сам.
Что же делать? Что же делать? Пью кофе и беру ручку. Еще предложение. С натугой – еще одно. Нет, так нельзя. Нужна легкость, с которой вылетают фразы, нужно опьяненное собственной властью состояние души, да мало ли что нужно, чтоб написать красивый рассказ.
Ничего нет. Есть только стол, хлам, компьютер, лампа и телефон. Кружка с кофе в руке. Ручка «Пилот». Скромный набор, который нужно превратить в наличность. Для этого нужно вдохновение, а его нет. Замкнутый круг.
Это уже не раз. Я садился писать, была хорошая идея, были мысли, даже название было. Не было только всего этого на бумаге. Даже можно пожалеть о том, что люди не умеют читать мысли.
Насильно пишу еще несколько предложений. Все не то, все некрасиво, вымученно. Это не рассказ, это… Неважно что. Я не собираюсь переходить на ненормативную лексику. Помню, год назад или два писал один рассказ. Страниц двадцать, а написал всего за вечер. Красиво, складно, с душой, со смыслом, с небрежной легкостью мэтра. С вдохновением, черт возьми!
Кофе кончается. Надо идти и заварить новый. Делаю большой глоток и тупо смотрю в стену. Никак не могу себя понять: есть желание писать, а рука не пишет, строчка ложится тяжело, будто чья-то злая воля держит руку и не дает расписаться.
Может, в компьютер поиграть? В эту тупую игру про полицейских и бандюгов. Пистолет с глушителем, двенадцать патронов в магазине, пара запасных обойм и вперед – спасать заложников. Да, еще нож с широким лезвием. Он нужен, чтобы действовать быстро и бесшумно. Мелькание коридоров, комнат, и перед тобой вырастает массивная фигура в маске и с автоматом наперевес. Еще секунда – и он начнет стрелять. За долю до этой секунды пара тихих шлепков, слившихся в один, – это работает твой пистолет, и фигура заваливается на бок, роняя на пол так и не пригодившийся автомат. И снова пробежка по коридору, и большая комната, доверху полная бандюгов. Два патрона, оставшихся в магазине, быстрое отступление и перезарядка. Главное – успеть до того, как они кинутся за тобой. Нет, не успеешь. Один, второй. В руках нож и несколько быстрых ударов – благо близко стоял. И у твоих ног пара тепленьких. И сам еле живой. Отбегаю за угол и перезаряжаю пистолет. И снова в бой. Короткие свистящие выстрелы, дымящийся глушитель – комната полна трупов.
После часа игры веревка, мыло и стул кажутся тебе более притягательными, чем еще один час. Скучно. Знаешь каждое движение противника, каждый угол, где можно спрятаться, знаешь, где их искать.
Или, может, в гонки? Турниры, одиночные заезды, гонки навылет? Бесконечная дорога, огни ночного города, мелькание дорожных знаков, дорогих магазинов, машин. Скорость. Полет и мечта. Триста километров в час. Ветер в лицо. Три противника, которые, похоже, первый раз садятся за руль, так как выиграть гонку не составляет труда. Или, может, это я уже настолько знаю все трассы и чувствую машину? Чувствую, когда нужно начать поворот, когда сбросить газ, когда скользить, как лучше вписаться между машинами, чтоб не потерять скорость… Километры, намотанные на кардан. Сколько можно?
Одно и то же. Каждый день. Нет, нужно писать, пробудить свой мозг и писать. Стряхнуть застаревшую пыль и писать. Три месяца! Мозги покрылись плесенью. Поэтому и неохота, поэтому и лень. Потому что можно поиграть в компьютер, можно почитать книжку, можно телик посмотреть.
Кофе кончился. Большая кружка, подаренная еще в том году на 23 февраля. Кончился.. Откладываю ручку и иду на кухню.
Сегодня днем думал позвонить Наташе. Сходить прогуляться, отвлечься. Да мало ли чем заняться. Набрал номер.
– Алло, Наташу можно к телефону? … Привет.
– Привет.
В ее голосе нет радости. Я уже начинаю жалеть, что вообще затеял это.
– Слушай, может, прогуляемся?
– Не знаю.
Черт возьми! Хочется биться головой об стену.
– Слышь, Серег, сегодня не получится. Это точно. Завтра тоже.
– Ясно, – мой короткий ответ.
Вот так уже который раз. Ладно, к черту все. Сейчас будет готов кофе.
Что же делать? Где мне взять вдохновение? Где, черт возьми, взять вдохновение?
Творчество победителей
Творчество победителей конкурса «Жемчужная строка»
Дмитрий Барышев,
Ф-604
Родился в 1987 году в Баку. Магистрант-физик 6 курса факультета электроники и вычислительной техники Волгоградского государственного технического университета. Победитель IX Открытого вузовского литературно-языкового конкурса (2008) в поэзии и в прозе, лауреат премии «Созвездия». Обладатель Гран-при X Открытого вузовского литературно-языкового конкурса (2009) в прозе. Печатался в городском молодежном сборнике «Перед ликом огня».
Рисунки
Бледно-голубое небо напоминало многократно стиранный платок, выцветший и чрезмерно накрахмаленный. Ветер был слабый, но злой. Он шептал заклинания на непонятном языке, тихо, но настойчиво; поднимал с тротуара опавшие бурые листья и не спешил опускать их обратно. Попутно он тащил по небесной глади огромное белоснежное облако. Тяжелое облако передвигать слабому ветру было очень тяжело, но злость и упрямство были ему помощниками. «Тащщщить, тащщщить…» – шипел ветер. «Тянууу, тянуу…» – гудел ветер. И от злости подбрасывал легковесные листья.
– Димка, посмотри, какое красивое облако, – пятнадцатилетняя Аня смотрела на небо и улыбалась. У Ани глаза цвета неба, только другого неба, не такого, как сейчас. Если бы ярко светило июньское солнце, добрый теплый ветер свистел бы озорные песни, а шустрые воробьи, искрясь весельем, играли бы в свои шумные птичьи игры, то и небо бы было совсем другого цвета. Цвета глаз Ани.
«В ней живет доброе лето», – думал про себя Дмитрий. Его глаза были темно-серые, как… Когда крупные белоснежные хлопья снега падают на землю и солнце прячется за толстым слоем угрюмых туч; когда озябшие воробьи, нахохлившись, сидят на ветках-крючках облысевших деревьев, а сильный и дьявольски злой ветер больно бьет по лицу прохожих, тогда и небо совсем другого цвета – цвета туч. Именно такого цвета были глаза Дмитрия.
«В нем живет злая зима», – думала про себя Аня, смотря на хмурое лицо сидевшего рядом парня.
Аня и Дима сидели на крыше шестнадцатиэтажного дома с чистыми листами бумаги и разноцветными карандашами. Каждый год на протяжении четырех лет 31 октября они собираются на этой крыше и рисуют. Ему семнадцать, ей пятнадцать. Она чаще улыбается, он чаще грустит. 31 октября у них обостряется их дар-проклятье, которым они были наделены Богом или Сатаной при рождении. Дар-проклятье у каждого свой: она во всем и во всех видит хорошее, он – плохое.
– Какое красивое облако, – повторила Аня и вопросительно посмотрела на Диму, ожидая его реакции.
Парень хмыкнул:
– Оно похоже на белого огнедышащего дракона. Видишь пламя, которое он изрыгает? Видишь людей, которые попадают под этот огонь? – парень прищурился. – Я вижу гримасы ужаса. Страх и боль на их лицах. Дмитрий прислушался:
– Я слышу их крики. Женщины, мужчины, дети – они горят, горят, горят…
Уголки губ девушки опустились. Она встряхнула головкой, будто стряхивая те страшные образы, которые только что нарисовал ее друг.
– А я вижу огромный белокаменный замок. Вокруг замка раскинулся сад. Ой, как здорово! – Аня взвизгнула, увидев в облаке что-то, на ее взгляд, весьма любопытное. – Смотри, Димка, там сакура цветет. А вот принц и принцесса верхом на белых лошадях выехали на прогулку. Принц похож на тебя, а принцесса – на меня…
Девушка покраснела. Дмитрий же даже не улыбнулся. «О, как давно он не улыбался», – подумала Аня.
– Как печально, что ты видишь только плохое, – девушка вздохнула.
– Как глупо видеть только хорошее, – парень вздохнул.
И они, молча, как сговорившись, стали рисовать небо. Два часа они рисовали, не говоря ни слова, погруженные в свои собственные мысли. Лишь изредка они поднимали голову, чтобы посмотреть на медленно плывущее облако.
И вот облако уже не висит над головами Анны и Дмитрия, его утащил в небесную бесконечность слабый злой ветер. И небо стало пустым.
– Я закончила свой рисунок, – сказала Аня.
– Я закончил свой рисунок, – сказал Дима.
«Я только сейчас заметил, – Дмитрий смотрел на Анну. – Цвет ее глаз изменился сегодня – это цвет неба в последний день лета. Последний день, но все еще лета…»
«Бедный, – Анна внимательно смотрела на Дмитрия. – Он видит намного больше меня. Я вижу только хорошее – я рада этому. Он видит лишь зло – он мучается. Дима увидел слишком много, увидел то, чего не должен был видеть. Как он еще смог сохранить здравый рассудок? КАК? Я бы не смогла… Бедный… Есть только один выход»!
Она взяла парня за руку, и вместе они подошли на самый край крыши. Ане уже не было страшно. Диме не было страшно уже давно.
Ветер уловил их настроение. Отчаяние других придавало ему сил. Он толкал парня и девушку в спину и говорил: «Прыгайте – это единственный выход; прыгайте – у вас нет выбора; прыгайте – у таких, как вы, нет будущего. ПРЫГАЙТЕ!»
Творчество победителей
Творчество победителей конкурса «Жемчужная строка»
Андрей Штефан, НПХ-650
Засыпая…
Тихая поступь стрелок часов.
Время – проклятье людей.
Темная ночь. За окном семь ветров
Танцуют в ветвях тополей.
Яркий фонарь вдалеке как маяк.
На зов ты его поспеши.
Крыши домов серебрит полумрак
Бледной, весенней луны.
Волк одинокий где-то в степи,
Там, где гуляет камыш,
У пересохшего озера спит,
Хвостом укрывая тишь.
И ты не знаешь, где сон, а где явь,
Где тусклый свет, где тьма.
Только устало светит фонарь
Сквозь толстые стекла окна.
Александр Кафтанов, ЭМР-453
Пещера
Я – пещера.
Во мне укрываются люди
От прошлого,
От дождя,
Когда дома забыли зонт,
От брошенного,
Проходя
Мимо зеркала взгляда
То ли в себя,
То ли за горизонт.
Пещера рада
Гостям, пережидающим ливень,
Разводящим огонь
Посредине
Абсолютного мрака,
Подносящим ладонь
К раздающим слова, как
Будто воду в пустыне,
Губам.
Пещера рада гостям,
И гостям хорошо в пещере.
Но это, по крайней мере,
Дело времени:
Ведь часам –
С их безупречностью линий –
Нельзя запретить идти.
Как и тем,
Пережидающим ливень.
Ведь пещера –
Лишь часть пути.
Город дрогнул
Город дрогнул. Гримаса холода.
Мир разграблен. Границы города
Повторяют мои очертания.
Я бетонное ровное здание.
Руки мерзнут. Район сутулится.
Лица стелятся. Длится улица.
Плачет птица. Дома шатаются.
Мне не спится. Зима склоняется
Надо мной, как над сыном мать,
Только нечего ей сказать.
В центре площади, когда город спит,
Догола раздет, Человек стоит.
Посвящение мэтру
«Ты все делаешь сам –
от «а» до «зет»
В.В.
Каждый год 25 января многочисленные почитатели таланта Владимира Высоцкого отмечают день рождения выдающегося русского поэта, певца, исполнителя и актера. Творчество Владимира Семеновича было высоко оценено, но, к сожалению, уже посмертно – ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФР (1986 г.) и лауреата Государственной премии СССР (1987 г.).
Особую популярность В. Высоцкому принесли его песни. Расскажем об одной из них – «Охота на волков». Почему именно о ней, поймете сами.
ОХОТА НА ВОЛКОВ
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – опять, как вчера, –
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.
Из-за елей хлопочут двустволки –
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – «Нельзя за флажки!»
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же – вожак, дай ответ –
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?
Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел
За флажки – жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня – не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
«Охота на волков» была написана в 1968 году после появления в советской печати статей с резкой критикой песен Владимира Высоцкого. Весьма любопытно ее появление. Вот как об этом вспоминал сам автор. «Когда я писал «Охоту на волков», мне ночью снился этот припев. Я не знал еще, что я буду писать, была только строчка «Идет охота на волков, идет охота». Через два месяца – это было в Сибири, в селе Выезжий Лог, мы снимали там картину «Хозяин тайги» – я сидел в пустом доме под гигантской лампочкой, свечей на пятьсот, у какого-то фотографа мы ее достали. Золотухин спал выпимши, потому что был праздник. Я сел за белый лист и думаю: что я буду писать? В это время встал Золотухин и сказал мне: «Не сиди под светом, тебя застрелют!» Я спрашиваю: «С чего ты взял, Валерий?» – «Мне Паустовский сказал, что в Лермонтова стрелял пьяный прапорщик», – и уснул.
Я все понял и потом, на следующий день, спрашиваю: «А почему это вдруг тебе сказал Паустовский?». Он говорит: «Ну, я имел в виду, что «как нам говорил Паустовский». На самом-то деле, я тебе честно признаюсь, мне ребятишки вчера принесли из дворов медовухи, а я им за это разрешил залечь в кювете и на тебя живого смотреть». Вот так, значит, под дулами глаз я и написал эту песню, которая называется «Охота на волков». Вот так проходит работа над песней, и авторской она называется именно потому, что ты все делаешь сам – от «а» до «зет». В.В.
В нашем университете также немало поклонников таланта Владимира Высоцкого. Один из них – Анатолий Николаев, главный специалист УНИТ–ВЦ, который написал свое стихотворное произведение, посвятив его мэтру русской поэзии.
Посвящение Высоцкому
«Охота на волков»
Стая
По округе рыщите вы стаей,
Берегись, кто встанет на пути.
В клочья рвете, жизни на кон ставя,
И на вас управы не найти.
Вы сильны, всегда готовы к бою,
Ясно вам, кто жертва, кто палач.
Будоражит души жажда крови,
И вожак ваш молод и горяч.
О себе высокого вы мненья –
Каждый в этом мире царь и бог.
Но у бога кончилось терпенье:
Сворки спущены – потехе вышел срок.
(И)
Гончие идут по следу стаи,
Гончим все равно – что зверь, что птица.
Гончие с клыками цвета стали
Не привыкли упускать свою добычу.
Время есть, чтоб чуткими ноздрями
Нюхать воздух с запахом смолы,
Обходя взведенные капканы
И со смертью ждущие стволы.
Рвете вы в прыжке флажков растяжки,
Скоростью сбиваете прицел.
Но грехи у вас безмерно тяжки –
Не молитесь Богу те, кто цел.
Вам удача щерится оскалом,
Не страшны вам ямы, дробь и яд.
Но сейчас, свой след пятная алым,
Мчитесь вы, боясь взглянуть назад.
(Ведь)
Гончие идут по следу стаи,
Гончие без страха и упрека,
Гончие с сердцами цвета стали
Холодны, расчетливы, жестоки.
Конкурс
«Танец павлина»
при «Полной луне»
Не так давно во втором общежитии ВолгГТУ прошел ставший уже традиционным кулинарный конкурс. В этот раз свои съедобные шедевры на суд жюри представили четыре команды: вьетнамская, китайская, африканская и русская.
Ребята, согласно конкурсным правилам, готовили горячее, холодное блюда и десерт. Пока участники наносили последние штрихи, украшая свои творения, собравшиеся зрители могли стать участниками небольшого концерта. Вокальные номера и веселые конкурсы по очереди сменяли друг друга. Смогли бы вы съесть яблоко, висящее на веревочке, без помощи рук? А участники мини-конкурса с этим заданием справились. Чистя картофель, никому из нас не придет в голову измерить длину получившейся кожуры. А в игре «Заводной картофель» победил именно тот участник, у кого кожура получилась самой длинной. Призы же еще больше поднимали настроение, т.к. все без исключения были съедобными.
И вот, когда аппетит у всех уже порядком разгулялся, команды представили свои блюда. «Волшебный Цзинань», «Полная луна», «Танец павлина», «ПеПе», «Гармония цветов» – блюда с интригующими названиями и загадочным вкусом, а рядом более привычные, но от этого не менее вкусные, казачий борщ и плов. Мясо, морепродукты, рис, соусы, овощи, фрукты – просто рай для гурманов. А одно блюдо запомнилось особенно. Десерт вьетнамской команды был сделан из … гороха. Но вопреки ожиданиям это было очень вкусно. Кстати, вьетнамские девушки поразили членов жюри и красотой своих блюд.
А места по номинациям распределились следующим образом. «Горячее блюдо»: I место – «Казачий борщ» (русская команда), II место – «ПеПе» (африканская команда), III место – «Танец павлина» (вьетнамская команда). «Холодное блюдо»: I место – «Гармония цветов» (Вьетнам), II место – «Африканский рис», III – «Холодный казачий плов». В номинации «Десерт» места распределились так: I место – «Полная луна» (Вьетнам), II место – «Альпийские горы с фруктами» (Китай), III место – «Волшебный Цзинань» (Китай).
Наталья Толмачева,
член жюри.