Заметки по поводу
Еще один выходной?
12 июня отмечался День России
На этой неделе наша страна отмечала День России. Это, пожалуй, один из самых молодых праздников такого ранга, который был учрежден президентским Указом «О государственном празднике Российской Федерации» от 2 июня 1994 года. Кстати, ранее, как вы помните, он назывался Днем независимости России.
12 июня 1990 года в обстановке проходившей в СССР суверенизации союзных республик I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. От этой даты можно вести отсчет начала становления новой российской государственности, основанной на принципах конституционного федерализма, равноправия и партнерства.
Декларация, принятая 12 июня 1990 года, стала символом возрождения России. Суверенитет Российской Федерации был провозглашен во имя высших целей – обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование языком, предоставление каждому народу права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.
По сути, этот день стал днем рождения нового, свободного и независимого государства, в основе жизнедеятельности которого лежат демократические свободы и уважение прав человека. Россия строит демократическое, гражданское общество, в котором каждый гражданин видит себя неотъемлемой его частью.
Казалось бы, ни к этому ли мы так упорно стремились в советские годы?! Но эйфория победы прошла. А осталась какая-то неопределенность. Гложет один и тот же вопрос: мы стали свободными и независимыми – от кого? От тех, кого наши отцы и деды считали братьями и сестрами, с кем рука об руку поднимали экономику молодой страны советов, укрепляли ее оборонную мощь? От тех, с кем в годы Великой Отечественной войны проливали кровь на полях сражений с немецко-фашистскими захватчиками и одержали победу? От тех, с кем в послевоенное время отстраивали заново разрушенные города, возрождали народное хозяйство нашей общей тогда могучей страны? Все мы были частицами одного большого многонационального народа. И даже теперь, после случившегося раздела, продолжаем смотреть в стороны друг друга, потому что волею истории оказались по ту сторону границы близкие нам по крови и по духу люди, потому что там осталась частичка нашей российской души.
Не потому ли провозглашенный День независимости нашей страны был переименован в День России?! Наверное, и поэтому в общенародном сознании праздник пока что не укрепился. Многие россияне считают эту дату просто еще одним выходным днем. Тех же, кто с полным осмыслением воспринимает праздник, насчитывается примерно 47 процентов россиян. Следует также заметить, что в прошлом году их было всего лишь немногим более 20 процентов! Правы политологи в своем прогнозе: чтобы праздник стал всенародным, необходимо время.
А вот на международной арене он заявил о себе во весь голос: Дни русской культуры и Дни России проходят и в других странах мира. И в этот день руководство страны и граждане России получают поздравления со всех концов света.
Студент и наука
Всего шаг до магистра
В разгаре – защита магистерских диссертаций. У аудиторий, где идет подготовка к этому серьезному мероприятию, витает дух нескрываемого волнения. И, наверное, не только из-за оценок, которые получат ребята, а еще и потому, что совсем скоро из рук ректора ВолгГТУ И.А. Новакова, облаченного в красную мантию, они получат дипломы – путевки в большую жизнь.
На кафедре колесных и гусеничных машин все готово к слушаниям по направлению «Наземно-транспортные системы».
– Основные задействованные в данном процессе кафедры – автотракторные двигатели, автомобиле- и тракторостроение и автоматические установки, – говорит декан автотракторного факультета Олег Дмитриевич Косов и, желая подчеркнуть широкую «географию» участников подготовки магистров, добавляет: – Но это не все. Также «приложили руку» преподаватели сопромата, теплотехники и гидравлики, теоретической механики и деталей машин.
Возглавил комиссию заведующий кафедрой строительных и дорожных машин ВолгГАСУ доктор технических наук, профессор Василий Михайлович Рогожкин.
По словам комиссии, а это был второй день защиты, все идет очень хорошо. Вчера; 12 июня, трое из четырех защитившихся получили «отлично», один – «хорошо». Заведующий кафедрой «Автоматические установки» Виктор Григорьевич Кучеров особо отметил Юрия Сокова (АУ-600), на счету которого уже пять напечатанных научных работ. Хорошую работу представил и Алексей Жуков (АУ-601), с которой комиссия уже знакома по конкурсам. Впрочем, все будущие магистры – люди серьезные. Подавляющее большинство из них участвовали в многочисленных «умственных соревнованиях», занимали призовые места и имеют намерения продолжить обучение в аспирантуре.
Наш корр.
Эксперимент
Как на этом можно заработать?
Недавно в стенах нашего университета состоялось рождение не совсем обычной общественной организации – клуба по разработке социальных и экономических проектов. Несмотря на его пока еще становление, уже прошло несколько заседаний.
Цель создания этого клуба – расширение знаний студентов и объединение накопленного ими багажа для решения реальных проблем. А его необычность заключается в том, что в рамках клуба студенты сами являются источниками знаний и изучают только то, что им интересно. И все это происходит при непосредственном участии заинтересованных преподавателей.
На первом же заседании студентам был предложен в качестве эксперимента реально существующий, но нефункционирующий сельскохозяйственный объект. Иными словами, это огромное незасеянное поле и небольшая кучка заброшенных зданий.
Перед участниками эксперимента был поставлен вопрос: «Как на этом можно в кратчайшие сроки заработать деньги?»
Студенты несколько минут затруднялись что-либо предлагать, но затем проявили невообразимый «мозговой штурм», и идеи посыпались словно град. По ходу обсуждения студенты производили часть необходимых расчетов, и только после этого идея или отвергалась, или подвергалась анализу. Все это сопровождалось живой беседой, а иногда даже дискуссией. Под конец заседания клуба студенты нашли самую, на первый взгляд, неадекватную, но способную окупиться, идею. Сейчас она находится на стадии проработки концепции, которая впоследствии обретет форму научной работы, а затем – инвестиционного проекта для предложения его потенциальному заказчику.
На следующее заседание клуб ждет новых заинтересованных студентов и преподавателей, чьи идеи жаждут, чтобы их обсудили или разработали.
Василий ЧЕРНЕНКО,
гр. ЭМЭ-457.
Уникальное предложение!
Факультет подготовки инженерных кадров ВолгГТУ объявляет набор слушателей для получения ВТОРОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Приглашаются студенты дневного отделения после 2-го курса, вечернего и заочного после 3-го курса.
Только у нас минимальная оплата со скидкой 15-20%!
Открыты специальности:
«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (ОТРАСЛИ)»
Специализации:
«Аналитическая деятельность предприятия»;
«Управление инновациями».
Форма обучения: заочная.
Квалификация: экономист-менеджер.
«ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, КОМПЛЕКСЫ, СИСТЕМЫ И СЕТИ»
Специализация:
«Сети ЭВМ и телекоммуникации».
Форма обучения: вечерняя, заочная.
Квалификация: инженер.
«АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ»
Форма обучения: заочная.
Квалификация: инженер.
Профориентация
Как понравиться абитуриенту?
Все взрослые любят задавать детям вопрос о том, кем они будут, когда вырастут. И каждый ребенок знает, что он будет врачом, учителем или космонавтом. Но наступает момент, когда приходится об этом задуматься серьезно. Как не ошибиться в выборе жизненного пути? Психологи утверждают, что любой человек обладает какими-либо талантами и интеллектуальным потенциалом, но большинство людей, увы, не могут разобраться в своих склонностях и способностях. А еще многие просто не знают, где и чему учат. И тут на помощь приходит профориентация. Вопрос о работе в этом направлении деканатов и органов самоуправления политеха стоял в повестке дня последнего заседания ректората 4 июня.
Профориентационной работой в ВолгГТУ занимаются кафедры, деканаты, студенческие советы, приемная комиссия, СНТО и, конечно, факультет довузовской подготовки (ФДП), которому, кстати, в этом году – 15 лет. А «потребителями» этой деятельности являются девчонки, мальчишки, а также их родители.
Как привлечь их внимание? Как понравиться? Ведь каждое учебное заведение в определенном смысле борется за абитуриентов. И вовсе не потому, что пустуют аудитории. Чем больше будет конкурс на вступительных испытаниях, тем больше надежд на то, что первый курс будет сильным.
Для достижения этой цели наш университет издает рекламные материалы, размещает информацию на сайте, проводит конкурсы и олимпиады, издает учебные пособия для школьников, абитуриентов и учителей; студсоветы и ФДП организуют встречи со школьниками и учащимися ссузов с презентациями. Среди факультетов самую активную профориентационную работу ведут автотракторный, факультет автомобильного транспорта и химико-технологический.
И при этом мы не забываем, что и потехе – час. На сцене нашего актового зала проходит фестиваль школьных театров «Школа – планета талантов», в рамках которого ребята впервые знакомятся с высшим учебным заведением. Принимают учеников в свою компанию и СТЭМовцы. Юным коллегам они предоставляют возможность показать свои таланты во время международного фестиваля «Земля – планета людей». Но, наверное, самое ответственное и для вуза и для гостей – День открытых дверей. Зал обычно заполняется не просто до отказа, до отказа заполняются и проходы между рядами. В этом году у нас впервые это мероприятия транслировалось на ЖК-панели, так что не попавшие в зал могли все-таки стать его участниками.
Добавим, что профориентационная работа ведется не только в Волгограде, но и Волжском, а также райцентрах области – Котово, Жирновске, Камышине, Серафимовиче, Фролове.
Елена ГРИНЕВА.
Ну и ну!
Студент, береги свои мозги!
Эх, два месяца учебы после каникул пролетели незаметно. Может быть, потому что особых напрягов не было? А теперь все, началось! Хотя, по правде говоря, нам, технарям, попроще – сиди себе и до трех ночи по формулам рассчитывай порядки реакций или расход жидкости в трубопроводе, а гуманитариям все из головы брать надо!
Помню, на первом курсе у нас элективом был русский язык и культура речи. Семестровая по данному предмету – 4 листа машинописного текста сочинения-размышления. Тему, которую я выбрала: «Использование в речи цитат из художественной литературы, кинофильмов, рекламы». Решив, что сочинение в стихах займет меньше времени, а объем останется тот же, я с ходу выполнила всю эту работу. И, тогда еще наивная, радостно поведала эту идею моей одно-группнице Марине. Рассказала и сюжет – один день из жизни студентов, и все употребимые мной фразы, и рифмы, и размер – всю работу выложила перед ней. А через неделю слышу такой разговор другой своей одногруппницы: «Да вот, вчера весь вечер с Мариной семестровую по русскому делали. Она-то стихи писать не умеет, вот я ей и сочиняла. Тема какая? Один день из жизни студентов, с использованием рекламных фраз...» Я чуть не упала! Подруга называется, да она настоящая воровка! Воровка самого ценного – мозгов, идей, мыслей, творчества!
Хуже всего было, когда преподаватель, отдавая мне зачетку, спросил: «Вы с подругой вместе семестровые делали?» Что скрывать, с этой плагиаторшей я с тех пор дальше «Привет, как жизнь?» не общаюсь. Особенно после того, как в конце второго семестра она вызвалась распечатать мне новую семестровую все по тому же русскому языку. Нет уж, дураков нет на одни и те же граоли в течение всего обучения наступать!
Еще один грустный пример. Попросили меня написать сочинение на английском «Почему я выбрал профессию химика-технолога». Я не отказала. Передала дискетку девочке, а у нее, как назло, закончилась краска в принтере. Она попросила соседа по общаге (учившегося с ней в одной группе) распечатать. Сосед распечатать-то распечатал, но вот копию себе сделал и сдал сочинение раньше нее...
Студентики, не будьте «растыками»! Хватит раскидываться своими идеями! Ведь сложнее всего доказать принадлежность именно вам МЫСЛИ! Это не кастрюлька «вот там подпаянная», не куртка «в левом кармане дырка», не сумка «здесь замок заедает, поэтому ее надо с помощью булавочки»! Подготовили эссе, доклад, реферат и прочее, ну зачем трубить о каждой запятой направо и налево? Я не призываю вас зажать в кулаке листочки и, ни с кем не разговаривая, быстрее сдавать преподу. Можно в общих (читай – «размытых») чертах описать свою идею, чтоб у вас ее не скопировали от сих до сих и не выдали за свою!
Кстати, плагиаторов можно наказывать лишь одним способом – молчанием. Трудность сводится к тому, что вычислить плагиатора крайне сложно, пока не обнаружишь свою работу под чужой фамилией. Чаще всего это участливые люди, всегда готовые тебе помочь (порой ну просто навязывающие свою помощь): набрать, распечатать, прочитать с целью предварительной оценки и т.д. Люди эти по определению не блещут талантом, не имеют своей точки зрения и вообще, мне они противны и напоминают паразитов, существующих за счет других – ярких и умных, в то время как они заурядны и посредственны.
Хотела еще один пример из жизни привести, но журналистская этика мне не позволяет. Тем не менее, подражательство – одна из форм плагиаторства, особенно, если это жалкая, бездарная писанина. Хочу пожелать всем плагиаторам: «Лентяи, попробуйте жить своим умом! Хватит безграмотно копировать, подражать, нагло тырить! Это же низко и противно! Вы же не амебы с ложноножками!»
P. S. Мой жизненный принцип «Человек человеку должен верить. Верить!» все больше и больше изменяется на «Надейся только на себя!»
Юлия НЕСЕРИНА,
гр. ХТ-343.
Творчество
Полное взаимопонимание
На улице мокрый асфальт. Все фонари разбиты, кроме одного – значит не все. Один работает. Тусклым светом он освещает пустую остановку. Один человек сидит с собакой на пустой остановке... Значит не на пустой, значит не один...
Два часа ночи. Они ждут автобус.
Автобуса нет.
Прошел дождь. Намочил асфальт. Асфальт пропитал своим мокрым и пыльным запахом воздух. Или влажный пыльный воздух пропитал собой некогда сухой асфальт. Вечная проблема причины и следствия.
Летний воздух стал влажным.
Влажным как его щеки. Или ее. Или их – тяжело определиться. Пусть его. Летний воздух стал влажным как его щеки. Как нос его собаки. Красиво сказала.
Собака сидит неподвижно. Она легла. Теперь она неподвижно лежит.
Подъехал автобус. Автобус, который они так долго ждали. Или не ждали?..
Открылись двери. Человек с собакой переглянулись и остались сидеть дальше.
Вот что значит полное взаимопонимание.
Анна КАЗАКОВА, КТИ.
Посмеемся
Экзамен по химии. Студент не знает ничего. Но очень хочет сдать. Первый и второй вопросы списал, задачу ему решили. Преподаватель – мужик опытный, это дело усек и сразу к доп. вопросам. Студент – полнейший ноль по всем пунктам. Преподаватель дает ему пробирки, в обоих – какая-то жидкость, и говорит: «Определите, пожалуйста, где щелочь». Студент взял в руки эти пробирки и в полном недоумении смотрит то на левую, то на правую. Проходит около минуты, студент вытягивает вперед правую руку и говорит:
– В этой!
– Два балла!
Студент, молниеносно меняя положение рук:
– Казалось бы, ан-НЕТ!