Страсти по ЕГЭ
Вынуждены отреагировать...
«Вынуждены отреагировать на развернувшуюся в СМИ полемику относительно некоторых результатов ЕГЭ 2009 года», – так начинается информация, распространенная пресс-службой Рособрнадзора.
С сожалением констатируем, говорится далее, что ряд авторов (журналистов, философов, просто «обеспокоенных граждан») позволяет себе довольно вольное обращение со статистическими данными единого госэкзамена, не утруждая себя сопоставлением официально обнародованных данных с общеизвестными фактами.
В частности, активно обсуждается тема несоответствия числа выпускников этого года и числа сдававших ЕГЭ, и в качестве примера приводятся данные некоторых регионов России.
В связи с этим пресс-служба Рособрнадзора обращает внимание на то, что «свидетельство о результатах ЕГЭ в этом году – это не только документ, подтверждающий освоение школьной программы, но и фактически экзаменационный лист для тех, кто решил поступать в вузы и ссузы».
Поэтому участниками ЕГЭ могли стать и стали те, кто собирался получить высшее или среднее специальное образование в учреждениях Российской Федерации.
И это не только нынешние выпускники школ. А это также: выпускники СПО и НПО 2009 года; выпускники прошлых лет; демобилизованные из Российской Армии в 2009 году; граждане СНГ; граждане иностранных государств; лица, освоившие программу среднего образования в форме экстерната, семейного образования или самообразования и допущенные в текущем году к государственной итоговой аттестации.
Право вышеназванных категорий сдавать ЕГЭ закреплено в Положении о форме и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации в 2009 году, утвержденном приказом Минобрнауки в ноябре 2008 года.
«Мы сожалеем о нежелании или неумении некоторых авторов увидеть очевидные факты. Более того, считаем, что это зачастую является неуклюжей попыткой людей заработать дешевую популярность, а редакционная политика некоторых СМИ, позволяющая публиковать подобные статьи и комментарии несведущих в вопросах образования и тем более ЕГЭ, дискредитирует само издание и, что самое грустное, вводит в заблуждение своих читателей».
О некорректности, алгоритмах и «штатном режиме»
В 2009 году единый государственный экзамен впервые проводился в так называемом штатном режиме – выпускники общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации сдавали экзамены в форме ЕГЭ, а все вузы и ссузы осуществляли прием на основе результатов ЕГЭ.
До 2009 года, в период проведения эксперимента, ежегодно устанавливалась шкала перевода баллов из стобалльной системы оценивания в пятибалльную для выставления отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании. Начиная с 2009 года, устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования (далее – минимальное количество баллов). Данная процедура имеет другие цели и проводится по алгоритмам отличным от процедуры установления шкалы перевода баллов в отметки. Поэтому не стоит проводить аналогию между переводом баллов в отметки и установлением минимального количества баллов.
При освещении итогов ЕГЭ некорректно сопоставлять также результаты, полученные в период эксперимента по введению ЕГЭ и «штатного режима», так как изменились условия, при которых проводятся экзамены, мотивация выпускников, количество участников экзаменов и др. В связи с этим не было возможности установления минимального количества баллов до проведения экзаменов. В дальнейшем, возможно, будут установлены минимальные количества баллов по общеобразовательным предметам, действительные на несколько лет.
В настоящее время как на федеральном уровне, так и перед субъектами Российской Федерации поставлена задача детального объективного анализа хода проведения ЕГЭ в 2009 году.
Помимо статистических данных о результатах ЕГЭ существенную информацию для анализа также дают другие источники: материалы контрольных мероприятий, осуществляемых на федеральном уровне и государственными экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации; информация, поступившая на «горячие линии», организованные как независимыми общественными организациями, так и органами исполнительной власти различных уровней; информация, поступившая от общественных наблюдателей, имеющих право осуществлять контроль за ходом проведения ЕГЭ; обращения граждан, а также интернет-ресурсы, на которых ведется обсуждение хода сдачи ЕГЭ.
Эти данные позволяют проводить серьезный анализ полученных результатов на разных уровнях управления образованием.
Полученный непосредственно в субъектах Российской Федерации анализ результатов проведения ЕГЭ должен лечь в основу комплекса мер, направленных на недопущение нарушений установленного порядка проведения ЕГЭ и совершенствование подготовки к проведению ЕГЭ на местах.