Наши разработки

Будущее российской науки

Будущее российской наукиНа прошлой неделе были подведены итоги XII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области. В пяти секциях, которые заседали в нашем вузе, победителями большей частью стали студенты политеха.

Не секрет, что особое внимание экспертная комиссия уделяла работам, имеющим практическую значимость. Как, например, изобретение Ивана Стребличенко из ВПИ. Он со своим руководителем доцентом А.П. Кулько разработал автоматическую систему управления отоплением салона автобусов марки «Волжанин». С ее помощью можно регулировать температуру в автобусе, в котором на данный момент отсутствует автоматический контроль температурного режима в салоне.

Не нужно рассказывать, какие неудобства причиняет это обстоятельство пассажирам, когда им приходится либо мерзнуть, либо задыхаться от жары в душном автобусе. С помощью микропроцессорной системы, разработанной Иваном, в салоне можно обеспечивать заданную температуру.

«Собираетесь ли потом в аспирантуру?» — спрашиваю я у юного изобретателя. «Да», — не совсем уверенно отвечает он. «А вы инженер или магистр?» «Просто студент, я на третьем курсе учусь». Иван уже давно разрабатывает «свою» систему. Та, которую он представил на конференции, оказалась уже третьей версией, самой надежной, простой и дешевой.

Сейчас третьекурсник собирается поучаствовать в конкурсе на создание системы регулирования температуры в салонах автобусов марки «Волжанин». Если все получится, то на его проект выделят деньги и, может быть, после ряда испытаний внедрят в производство. Скрестим за него пальцы.

Большую практическую значимость также имеет работа шестикурсника ВолгГТУ Александра Дикарева. Он разработал прибор, который можно использовать в качестве датчика угла наклона. В этом изобретении применяется так называемая интегрированная микроэлектромеханическая система. Именно она заменила собой десятикилограммовый гироскоп стоимостью порядка 100 000 рублей. К слову сказать, вышеуказанная система стоит около 700 рублей.

Что касается применения прибора, то есть идея использовать его для саморегулирующейся подвески. Также можно применять его как датчик при горизонтировании шасси. Сейчас для этой цели используют гироскопы, которые не надежны и очень чувствительны к различным изменениям условий окружающей среды.

И это только малая часть изобретений, которые были представлены на конференции. Такая многочисленность работ, такое их разнообразие не могут не вселять надежду на то, что у российской науки есть будущее, причем весьма и весьма неплохое.

Наталья НИКОЛАЕВА.
Фото Елены ГРИНЕВОЙ.
На фото: А. Дикарев и его датчик.

Стр. 8 из 19pdf