Приглашаем к разговору

Что ты думаешь о науке?

Что ты думаешь о науке?
На портале STRF.ru опубликовано обращение к молодежи принять участие в обсуждении проекта доклада «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы».

Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах подготовил проект доклада «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы». Все желающие могут принять участие в доработке этого документа – замечания принимаются до 15 сентября по адресу koorsovet.doklad@gmail.com. После обсуждения доклад отправят в Совет по науке и образованию при Президенте России, а дальше будут ждать, что к предложениям молодежи прислушается руководство страны.

Если в 2006 году число исследователей до 40 лет составляло чуть больше 30%, то в 2010-м эта доля возросла до 35,5. При этом доля исследователей старшего возраста – от 60 лет, выросла с 22,1 до 25,8%. Сам вид структуры далек от «пирамиды», когда «конкурирующих» молодых всегда больше, чем «заслуженных» старших.

Почти в 200-страничном докладе рассмотрены чуть ли не все проблемы российской науки: и ее неэффективность, и низкая публикационная активность, и утечка лучших умов за границу... Приведены результаты опроса молодых ученых, в котором Координационный совет охватил свыше тысячи человек. На вопрос «Что мешает молодым людям заниматься наукой и инновациями?» последовали вполне ожидаемые ответы. На первом месте оказалась позиция «недостаточно оплачивается труд ученого, изобретателя» (74%), на втором – «трудно сочетать работу с семьей – необходимо, в частности, отдельное жилье» (67%), на третьем – «бюрократические препоны для инновационной, венчурной деятельности» (54%), на четвертом – «сама молодежь не заинтересована, у нее другие ценности» (44%).

Помимо увеличения в несколько раз стипендий аспирантам и зарплат ученым и преподавателям предлагается также ввести такой механизм поддержки ученых, как индивидуальные зарплатные гранты (стипендии). Рассчитывать на них смогут все штатные сотрудники государственных учреждений образования и науки, независимо от должности и возраста, на основании их публикационных показателей. Разумный размер гранта, считают авторы, должен составлять 30 тысяч рублей в месяц при условии публикации в среднем не менее двух статей в год в журналах, включенных в базу данных Web of Science, на протяжении последних трех лет. Кроме того, исследователи, публикующие статьи в наиболее авторитетных международных журналах, смогут рассчитывать на гранты в 60 тысяч рублей.

Срок предоставления индивидуального гранта – 3 года с возможностью продлить его еще на 2 года. Расходы на программу индивидуальных зарплатных грантов оцениваются примерно в 6–10 миллиардов рублей в год. По данным Web of Science, две и более статей в год в России публикуют около 10 тысяч исследователей.

Помимо финансовых и социальных вопросов в докладе делается акцент на усилении роли молодежи в госполитике. Как показал упомянутый опрос, молодые ученые считают, что их мнение недостаточно учитывается при принятии государственных, региональных и отраслевых решений. «Пора целенаправленно, на государственном уровне начать работу с будущими лидерами науки и образования, создавать кадровый резерв, не «пассивно-списочный», а активный и деятельный, единый для всей страны, – говорится в проекте доклада. – Целесообразно постепенно двигаться в сторону единого кадрового резерва научно-образовательной сферы (без ведомственных, отраслевых или локальных барьеров)…».

А вот как А. Андреев прокомментировал значение доклада STRF.ru: «Со времени первого доклада прошло почти пять лет. Затем мы занимались более конкретными вопросами, например, как расширить меры поддержки научной молодежи. В новом большом докладе мы постарались более фундаментально представить свое видение развития в стране науки и роли молодых ученых. Конечно, мы приводим конкретные предложения. Но главное здесь не зарплаты, не социальные аспекты. Думаю, сейчас наука снова приобретает то стратегическое значение, которое имела когда-то. Со своей стороны мы выступаем за формирование кадрового резерва молодых лидеров, которых бы привлекали к реализации конкретных проектов, спрашивали их мнение как экспертов при выработке различных решений. Работа кадрового резерва не требует больших расходов. Необходимо дать выход молодежной активности, посмотреть, кто на что способен.

Настало время, когда надо всерьез задуматься о том, как системно работать со своей сменой в научном сообществе. Иначе возрастной провал приведет к тому, что придется (и уже часто приходится) назначать на должность директоров и руководителей молодых, но не готовых к этому людей. По правде говоря, сейчас поколение с поколением разговаривают на разных языках. Возьмите любой диалог об организации научно-образовательной сферы представителя органа управления образованием и наукой, директора института или ректора вуза и молодого ученого младше 30, и вы увидите это, что называется, невооруженным глазом. Мы потеряли единство научного сообщества, общность цели важной социальной группы, с которой в развитых странах привыкли постоянно обращаться за советом. Нужны такие проекты, как «Кадровый резерв». Я бы не упирал на конкретное название, но хотел подчеркнуть, что нужна системная работа с будущими лидерами. Их нужно готовить и подключать к выработке стратегии развития российской науки. И, главное, слышать, что они говорят».

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=48481

Справка:

Согласно докладу, в России насчитывается:

• более 135 тысяч молодых исследователей – без учёной степени и кандидаты наук – до 35 лет, а также доктора наук до 40;

• около 130 тысяч молодых преподавателей высшей школы до 40 лет, занятых научной работой,

• несколько сотен тысяч молодых специалистов – инженеров наукоёмких отраслей экономики;

• около 160 тысяч аспирантов и докторантов,

• сотни тысяч студентов, проявляющих интерес к науке.

Если в 2006 году число исследователей до 40 лет составляло чуть больше 30%, то в 2010-м эта доля возросла до 35,5. При этом доля исследователей старшего возраста – от 60 лет выросла с 22,1 до 25,8%. Сам вид структуры далёк от «пирамиды», когда «конкурирующих» молодых всегда больше, чем «заслуженных» старших

На фото: Марина Муравьева,
автор рубрики «Образование», освещает темы реформы образования, развития вузовской науки, госполитики в сфере образования и науки.

Стр. 7 из 14pdf