От проектирования к производству конкурентоспособной продукции
На базе Волгоградского опорного технического университета с 19 по 22 сентября работала IX Международная научно-техническая конференция «Инновационные технологии в машиностроении: от проектирования к производству конкурентоспособной продукции (ТМ-2017)», которую проводила Ассоциация технологов-машиностроителей России при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
В Волгоград съехались более 150 специалистов в различных областях машиностроения – представителей ведущих научных технологических школ России, а также стран ближнего зарубежья. В работе конференции принимали участие и промышленники как волгоградские: АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады», ОАО «Волгограднефтемаш», ОАО «Волжский абразивный завод», так и других регионов, к примеру, ООО «Корпорация «Пумори» из г. Екатеринбурга.
Отечественные и зарубежные машиностроители собрались в ВолгГТУ, чтобы обсудить современные проблемы машиностроения, связанные с ключевыми стадиями жизненного цикла продукции: от этапов проектирования до производства конкурентоспособных изделий. Программа конференции была очень насыщенной.
В первый день сразу же после регистрации участников форума машиностроителей состоялась их встреча с ректором ВолгГТУ, академиком РАН Владимиром Ильичом Лысаком. Руководитель университета вкратце рассказал об истории создания и развитии вуза, сделав акцент на научных школах.
Дальнейшее знакомство гостей с Волгоградским государственным техническим университетом, имеющим статус регионального опорного вуза, продолжилось в музее истории и науки ВолгГТУ.
Особый интерес участниками конференции был проявлен к последним разработкам волгоградских ученых как в целом, так и, прежде всего, в области машиностроения. А здесь есть, на что обратить внимание: это, к примеру, традиционные и комбинированные методы обработки труднообрабатываемых сталей и сплавов с особыми свойствами, новые инструментальные материалы, методики и алгоритмы автоматизированного проектирования, полученные в результате разработки и внедрения новых технологий проектирования и производства для промышленности.
Забегая вперед, заметим, что, выступая на первом пленарном заседании, вице-губернатор Р.С. Беков привел в пример уникальное изобретение волгоградских политехников – абразивный инструмент, не имеющий аналогов в мире по прочности и долговечности.
«Достаточно сказать, что небольшая партия инструментов, изготовленная на нашей кафедре примерно пять лет назад, закрывает потребность Волжского подшипникового завода при обработке роликов подшипников – там работают тем же комплектом брусков, которые тогда были сделаны. Хотя нормальная длительность жизни брусков – всего несколько часов», – прокомментировал Юлий Львович Чигиринский, заведующий кафедрой «Технология машиностроения».
Официальное открытие конференции состоялось во второй день ее работы. Открывая научный форум, ректор вуза, академик РАН В.И. Лысак отметил огромную роль машиностроения, важность применения как в производстве, так и в повседневной жизни новейших технологий, «умных» материалов, инноваций и инвестиций в деле развития промышленных предприятий страны.
Руководитель опорного университета также подчеркнул, что совсем неслучайно даты проведения конференции почти совпали с празднованием Дня машиностроителя, который страна отмечает в последнее воскресенье сентября, с чем Владимир Ильич и поздравил собравшихся.
Представив президиум: вице-губернатора Волгоградского региона – председателя комитета промышленности и торговли Р.С. Бекова, председателя президиума Ассоциации технологов-машиностроителей России, профессора А.Г. Суслова, чл.-корр. РАН, профессора В.М. Приходько, президента ВолгГТУ, академика РАН И.А. Новакова, завкафедрой «Технология машиностроения» ВолгГТУ, профессора Ю.Л. Чигиринского, ректор предоставил слово Р.С. Бекову. Роман Сергеевич в своем докладе о развитии промышленного комплекса Волгоградской области обратил внимание присутствовавших на конкурентные преимущества региона, а это: мощная научно-исследовательская база – 40 научно-образовательных и научно-исследовательских центров, развитая инженерная инфраструктура – промышленная база региона – это 33% всего промышленного производства ЮФО.
Докладчик назвал и 5 ключевых направлений стратегии развития машиностроения на период до 2030 года: обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного машиностроения, обеспечение условий для роста объема экспорта продукции российского производства, развитие выпуска высокотехнологичного оборудования и комплектующих, развитие конкуренции в машиностроительной отрасли, стимулирование эффективного инвестиционного процесса.
Роман Сергеевич не мог не остановиться и на основных показателях реализации Программы импортозамещения, в которой промышленность Волгоградской области принимает самое активное участие. Объем отгруженной импортозамещающей продукции предприятиями региона только за 6 месяцев текущего года составил более 24 миллиардов рублей. Если в 2015 году доля импортозамещающей продукции в области была 4,8%, то за полгода 2017 года эта цифра выросла до 7,3%.
Значительная часть доклада Р.С. Бекова была посвящена тесному сотрудничеству Волгоградского опорного университета с промышленными предприятиями региона, такими как ФНПЦ «Титан-Баррикады», АО «Волжский трубный завод», АО «Каустик» и др. Было сказано и о работе инжинирингового центра «Полимерные композиционные материалы и технологии», который был создан в вузе несколько лет назад и которым уже заключено 73 договора с российскими предприятиями.
В докладе была отмечена и роль подготовки кадров в опорном университете для промышленных предприятий – так, по целевым договорам в ВолгГТУ обучается 176 студентов, подписано 14 соглашений о сотрудничестве с предприятиями региона, работает несколько базовых кафедр.
Далее слово для приветствия было предоставлено Вячеславу Михайловичу Приходько, он отметил, что машиностроение сегодня как никогда востребовано, в стране работают многочисленные программы, которые столь необходимы России для прорыва в сфере высоких технологий. Но для этого нужны высококвалифицированные специалисты, а для того, чтобы «вырастить» мастера-технолога требуется 7-10 лет кропотливой работы.
Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился А.Г. Суслов. В начале своего выступления Анатолий Григорьевич подарил несколько своих книг кафедре «ТМ», а затем был представлен доклад, в котором автор говорил о том, что в основе любой машины должны лежать современные технологии, иначе нет смысла вообще проектировать какое-либо изделие. После официальной части, начались пленарные и секционные доклады, которые продолжились и на следующий день.
В рамках конференции состоялся круглый стол по вопросам высшего образования в машиностроительных отраслях, также проведен ряд мероприятий организационного характера, наиболее представительным из них был съезд технологов-машиностроителей, на котором обсуждались проблемы эффективного взаимодействия промышленных предприятий с техническими университетами, некоторые аспекты реализации мероприятий Национальной технологической инициативы и другие вопросы.
Также в рамках форума прошли заседание президиума Ассоциации технологов-машиностроителей, выездные заседания редакционных советов научно-технических журналов. А еще участники конференции ознакомились с ведущими предприятиями машиностроительной отрасли региона и посетили достопримечательные места города-героя на Волге.
Окончательной точкой в работе конференции стало принятие решения: направить соответствующие предложения, выработанные в ходе рассмотрения и обсуждения поднятых проблем, Правительству РФ, Минобрнауки России, а также технологическим научным школам, Ассоциации технологов-машиностроителей и промышленным предприятиям и корпорациям.
Конференцию освещали журналисты: Андрей Аликбаев, Светлана Васильева, а также Сергей Абраменко, Андрей Дебелый, Наталья Михайлова (фото).
Полная версия – на сайте вуза.