ВолгГТУ: вчера, сегодня, завтра

Под крышей дома своего

Как живут филиалы университета

Под крышей дома своегоПродолжаем рассказывать об основных направлениях деятельности Волгоградского государственного технического университета за последние годы. С такими публикациями уже выступили все проректоры нашего университета, а также директор Волжского научно-технического комплекса (ВНТК). Сегодня речь пойдет еще о двух филиалах ВолгГТУ – Волжском политехническом институте (ВПИ) и Камышинском технологическом институте (КТИ). Таким образом мы подведем черту под этой темой.

А сейчас – слово руководителям филиалов: директору ВПИ Виктору Федоровичу Каблову и директору КТИ Александру Владимировичу Белову.

КТИ: от открытия и становления
к развитию и совершенствованию

Камышинский технологический институт был открыт в 1994 году по инициативе администрации г. Камышина и при всесторонней поддержке этой инициативы ректоратом Волгоградского государственного технического университета. При этом в качестве одной из основных задач, которые призван был решать создаваемый институт, была подготовка квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для предприятий и организаций г. Камышина. И эта задача коллективом института успешно решается.

Так, за прошедшие без малого 15 лет в институте (на четырех его факультетах: «Промышленные технологии», «Информационные технологии», «Экономика и менеджмент», среднетехнический) создана система непрерывного профессионального образования, позволившая подготовить для предприятий и организаций г. Камышина и прилегающего района 1713 специалистов со средним профессиональным образованием, 2165 бакалавров, 2525 дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием.

Сегодня выпускники института составляют основу инженерно-технического и управленческого персонала большинства предприятий и организаций нашего города, а многие из них стали ведущими специалистами этих предприятий: техническими директорами, главными инженерами, начальниками управлений и т.п.
Особенно насыщенными по решаемым задачам и динамичными, с точки зрения развития института, были последние пять лет. За этот период нам удалось существенно повысить квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава, создать необходимую методическую и учебно-лабораторную базу, укрепить взаимовыгодные связи с большинством предприятий и организаций нашего города. Это все позволило институту в марте 2005 года успешно пройти очередное повторное лицензирование, а в сентябре 2007 совместно с нашим университетом провести государственную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых в институте.

Решение этих задач нам далось непросто. Основная сложность заключалась в том, что, начиная с 2005 года, администрация г. Камышина по объективным причинам отказалась от муниципального заказа на подготовку специалистов за счет бюджета города. Такими объективными причинами стали изменения федерального законодательства, запрещающие местным органам власти финансировать деятельность государственных учреждений, находящихся на их территории. Понятно, что такое резкое сокращение местного заказа и, как следствие, дополнительного финансирования деятельности института могло иметь самые серьезные последствия не только для развития, но и для успешного функционирования института. Но этого удалось избежать во многом благодаря поддержке со стороны нашего университета. И мы очень благодарны руководству университета и лично ректору, д. х. н., профессору, члену-корреспонденту Российской академии наук Новакову И.А. за постоянную и действенную помощь, которая оказывается нашему институту. В результате нам удалось сохранить контингент студентов, избежать резкого сокращения коллектива работников института и продолжать устойчиво развиваться все эти годы, хотя проблема замещения «потерянных доходов» нами еще полностью не решена.

Хотелось бы несколько слов сказать о том, что из себя в последнее время представляет Камышинский технологический институт. Подготовка студентов здесь осуществляется по семи специальностям среднего профессионального образования и по шести направлениям базового высшего образования (бакалавриат) и на его основе по шести специальностям высшего профессионального образования. Причем специальности среднего профессионального образования по своему профилю совпадают с направлениями и специальностями высшего профессионального образования. Это дает возможность многим выпускникам среднетехнического факультета получить высшее образование по сокращенным программам. В институте реализуются как очная, так и очно-заочная и заочная формы обучения.

Общее количество студентов, обучающихся в институте, на 01.10.2008 г. составило 3123 человека.
Необходимое качество подготовки бакалавров и специалистов в нашем институте обеспечивают 161 преподаватель, работающий на штатной основе на 13 кафедрах, в том числе 14 докторов наук, профессоров, 59 кандидатов наук, доцентов, 11 преподавателей, имеющих высшую, 14 – первую и 11 – вторую квалификационные категории. При этом за прошедшие годы нам удалось увеличить долю штатных преподавателей, ведущих занятия по программам высшего профессионального образования и имеющих ученые степени и звания, с 42,5% в 2003 году до 62,9% в 2008 году. За период с 2003 по 2008 год работниками института были защищены 2 докторские и 22 кандидатские диссертации. И что особенно хотелось бы подчеркнуть, подавляющая часть из них продолжают работать в институте. Подготовка кадров высшей квалификации в институте в основном решается через аспирантуру и соискательство на базе нашего университета, а также за счет сотрудничества с отдельными кафедрами Саратовского государственного технического университета и Саратовского государственного социально-экономического университета.

Существенное увеличение качественного потенциала ППС института позволило повысить результативность их учебно-методической и научной работы. Так, за последние пять лет преподавателями института издано 11 монографий, 159 учебных пособий (в том числе 15 с грифом УМО) и опубликовано 189 статей в центральных и зарубежных журналах; а также выполнены научные исследования, финансируемые из госбюджета и на основе хоздоговоров, на сумму 6288,5 тыс. руб.

Конечно, нас не удовлетворяют показатели объема НИР, выполняемых научными работниками института, тем более, что аккредитационный норматив для института составляет не менее 1500 тыс. рублей в год. Мы рассчитываем, что, начиная с 2008 года, достигнем этого показателя, в том числе за счет эффективного сотрудничества с учеными нашего головного университета. И примеры такого сотрудничества уже имеются. В этом году небольшая группа наших преподавателей во главе с профессором Крушель Е. Г. участвует в разработке «Стратегии развития г. Камышина до 2020 года». Эта работа выполняется по заказу администрации г. Камышина. Научным руководителем проекта является д. э. н., профессор Шаховская Л.С. И я надеюсь, что такое же взаимовыгодное сотрудничество мы установим и с другими учеными университета.

За прошедшие пять лет нам удалось существенно улучшить материальную и учебно-лабораторную базу. Так, в 2003 году университетом было приобретено для института здание общей площадью 6322 кв. м. В течение 2003 и 2004 годов институт полностью возместил университету расходы по приобретению этого здания. А к настоящему времени это здание полностью реконструировано и введено в эксплуатацию, благодаря чему нам удалось в основном решить проблему обеспечения института необходимыми учебными площадями. Кроме того, за последние годы в КТИ созданы 4 новых компьютерных класса, целый ряд учебных и исследовательских лабораторий, 2 мультимедийные лекционные аудитории. В институте создана разветвленная информационно-вычислительная сеть, включающая 370 компьютеров, большинство из которых имеют выход в Интернет. В настоящее время ведется большая работа по информатизации библиотеки.

Большое внимание в КТИ уделяется внеучебной работе со студентами. Создана и успешно функционирует система студенческого самоуправления, основу которой составляют студенческая профсоюзная организация и студенческий центр. В институте созданы и успешно работают многочисленные спортивные секции, кружки, творческие группы и клубы, студенческие отряды. Так, например, отряд «Юность» (работающий в детском оздоровительном лагере «Солнечный») в 2007 году занял третье место, а в 2008 году – второе место при подведении итогов областного фестиваля студотрядов в номинации «Педагогические отряды». В 2008 году сборная студенческая команда института заняла первое место в области по мини-футболу.

Повысилась эффективность работы студенческого научно-технического общества, увеличилось количество студентов, принимающих участие в научно-исследовательской работе и публикующих результаты исследования. Для активизации такой деятельности в КТИ ежегодно проводится студенческая научно-практическая конференция, которая с 2007 года получила статус региональной с названием «Городу Камышину – творческую молодежь». По результатам этих конференций издается сборник докладов участников конференции.

Дальнейшее развитие института видится в еще большей интеграции с родственными кафедрами и факультетами нашего университета – это, на наш взгляд, наиболее рациональный и эффективный путь развития. Вместе с тем в качестве наиболее приоритетных задач мы рассматриваем следующие: дальнейшее улучшение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; расширение спектра и увеличение объема прикладных научных исследований и научно-технических услуг, выполняемых по договорам с предприятиями; повышение эффективности и результативности работы всех структурных подразделений института.

Стр. 3 из 9pdf