Политехник - Газета Волгоградского государственного технического университета

Читайте в новом выпуске Политехника:pdf

Заметки с совещания

В рамках проекта «образование»

Газета Волгоградского государственного технического университетаВ понедельник состоялось совещание деканов и заместителей деканов факультетов вуза. Открыл его первый проректор – проректор по НИР В.И. Лысак.

Владимир Ильич рассказал о прошедшей 11 декабря в Москве всероссийской конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики». Она была организована Минобрнауки РФ, Национальным фондом подготовки кадров, Федеральным агентством по образованию и Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
В ходе работы конференции эксперты, представители образовательного сообщества и органов власти подвели итоги приоритетного национального проекта «Образование».

В рамках нацпроекта государственную поддержку инновационных программ получили 57 вузов страны. Нашему вузу не хватило до победы буквально трех голосов.

Главным итогом конференции стало решение правительства и Минобрнауки о продолжении национального проекта «Образование», несмотря на трудности, связанные с финансовым кризисом. Поэтому, по словам В.И. Лысака, первейшей задачей на следующий год должно стать не просто участие в проекте, а победа.

О другом представительном совещании научной и педагогической общественности, прошедшем в конце ноября в Белгородском госуниверситете, рассказал начальник управления науки и инноваций Н.А. Кидалов. Николай Алексеевич продемонстрировал в записи выступление первого заместителя председателя правительства С.Б. Иванова, который обрисовал нынешние проблемы в высшем образовании и ближайшие перспективы его развития. Из выступления политика было ясно, что руководство страны очень озабочено нынешним состоянием вузовского образования, качество которого в среднем по стране (не принимая во внимание отдельные вузы) упало.

Между тем количество высших учебных заведений выросло значительно. Так, например, в СССР было всего 625 вузов. Сегодня же в России работает 221 академия, 825 институтов, 2200 филиалов институтов, 383 университета. Должно быть в стране, по словам первого зампреда правительства, от силы 50 университетов. Так же было сказано о нехватке инженеров и переизбытке экономистов и юристов, а также гуманитариев общего профиля. Вот конкретные цифры: на «Экономике и управлении», «Менеджменте» учатся 1 миллион 827 тысяч студентов, на гуманитарных факультетах – миллион, а, например, на физмате – 87 тысяч, на химии и биотехнологии – 71 тысяча студентов.

То, что в самом ближайшем будущем вузы и вообще высшее профессиональное образование ждут кардинальные перемены, не вызывает сомнения. Главное в этот период для каждого уважающего себя вуза – показать все свои достижения, доказать значимость, жизнеспособность, высокий уровень научных школ.

Елена Гринева.

ВолгГТУ: вчера, сегодня, завтра

Под крышей дома своего

Как живут филиалы университета

Газета Волгоградского государственного технического университетаПродолжаем рассказывать об основных направлениях деятельности Волгоградского государственного технического университета за последние годы. С такими публикациями уже выступили все проректоры нашего университета, а также директор Волжского научно-технического комплекса (ВНТК). Сегодня речь пойдет еще о двух филиалах ВолгГТУ – Волжском политехническом институте (ВПИ) и Камышинском технологическом институте (КТИ). Таким образом мы подведем черту под этой темой.

А сейчас – слово руководителям филиалов: директору ВПИ Виктору Федоровичу Каблову и директору КТИ Александру Владимировичу Белову.

ВПИ: по пути развития и инноваций

Свою историю институт ведет с 1965 года, когда был образован вечерний факультет Волгоградского политехнического института (ныне ВолгГТУ). В 1995 г. по инициативе и всесторонней поддержке ректора ВолгГТУ И.А. Новакова факультет был преобразован в филиал с организацией в нем очной формы обучения. Более чем за 40 лет ВПИ прошел путь от вечернего факультета до современного вуза с развитой материальной базой, высококвалифицированным кадровым составом. ВПИ сегодня – это высокий объем НИР, хорошая связь с предприятиями, высокая степень трудоустройства выпускников. В 2007 году институт без существенных замечаний прошел третью с момента образования комплексную проверку Минобрнадзора, включая Интернет-тестирование.

ВПИ выполняет важную социальную роль, которая заключается как в подготовке кадров для предприятий г. Волжского, так и в создании слоя студенчества и интеллигенции, обеспечивающего социальную стабильность и способствующего повышению культурного уровня промышленного города. Существенным является и закрепление молодежи, что, в определенной степени, решает и демографические проблемы.
.
Большую помощь оказывает администрация города Волжского – институту переданы 2 здания и спорткомплекс, из городского бюджета с 1996 г. перечисляются значительные средства, всего за эти годы – более 57 млн. руб., было выделено более 20 квартир.

Материальная база. ВПИ имеет четыре учебных корпуса, прекрасный спорткомплекс и спортивно-оздоровительную базу «Дубравушка» в Волго-Ахтубинской пойме. В институте действуют более 50 учебных и научных лабораторий различного профиля. В 2007г. закончено строительство лабораторного корпуса, на базе которого создан учебно-инновационный центр (строительство обошлось в 15 млн. руб.). Это принципиально новый по своему оснащению корпус. В нем размещены Авто-центр; производственные участки для выпуска полимерных материалов, изделий и продукции малой химии; лаборатории и специализированные аудитории. С 2008 г. началось освоение лабораторных помещений на ВНТК и строительство второго лабораторного корпуса, на основе которого планируется создать центр биотехнологии, опытное производство, совместный с РусГидроцентром по возобновляемым источникам энергии. На приобретение оборудования и ВТ в 1999-2008г. затрачено свыше 20 млн. руб., на ремонт и приобретение зданий – свыше 46 млн. руб.

Кадры. На 15 кафедрах вуза работают 200 преподавателей, 20 докторов наук, профессоров, 126 кандидатов наук, 7 Почетных работников высшей школы и 1 Заслуженный работник высшей школы РФ, 1 Заслуженный деятель науки и техники. В ВПИ около 30 аспирантов и докторантов. К учебному процессу привлекаются также профессора московских, волгоградских и других ведущих вузов страны.
За последние 5 лет защищено 62 диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Процент преподавателей с учеными степенями вырос до 64,1 %,

Учебная деятельность. Контингент студентов всех форм обучения на 1.10.08 г. составлял 3587 человек. Обучение ведется по 9 направлениям и 10 специальностям. Заключены договора о сотрудничестве и подготовке кадров с рядом предприятий Волжского. Впервые целевая подготовка специалистов началась на Волжской ГЭС в 2004 г. по технологическим машинам. С ОАО «Сибур-Русские шины» в 2007-2008г. заключены договора о целевой подготовке специалистов для предприятий ОАО «Сибур-Русские шины» на сумму 980 тыс. руб. и с автобусным заводом «Волжанин», готовятся договора с другими предприятиями.

В ВПИ применяются современные образовательные технологии: методы дистанционного обучения, электронные учебники, в т.ч. на основе многомерных баз данных и методов реализации индивидуальных образовательных траекторий.

В институте внедряется система управления качеством образования. Для повышения квалификации преподавателей используется система стажировок в ведущие вузы, создана школа педмастерства. Ведется переподготовка кадров на предприятиях (ежегодно на сумму не менее 300 тыс. руб.), действуют языковые курсы различного уровня, автошкола.

Кроме подготовительных курсов, работает политехнический лицей с расширенной довузовской подготовкой, реализуется программа взаимодействия со школами города, что положительно сказывается при поступлении в ВПИ.

Начиная с 1995г. выпущено свыше 5000 специалистов и более 3000 бакалавров. Только 5 выпускников ВПИ состояло на учете в службе занятости в 2007 г. Для повышения эффективности трудоустройства выпускников в институте создано кадровое агентство. Расширяется трудоустройство выпускников в малых фирмах, а также организация ими собственных предприятий.

Многие руководители предприятий и организаций закончили ВПИ. Кандидатами и докторами наук стало более 40 выпускников института.

Перечислю основные направления научной деятельности. Это химическая технология полимеров: полимерные материалы, огнетеплозащита; гибридные биополимеры; компьютерное моделирование и нанополимерные устройства; нано– и микрогетерогенные модификаторы. Промышленная экология и биотехнология: экологические проблемы и природоохранные мероприятия в Волго-Ахтубинском бассейне, на озере Эльтон; ликвидация аварийных разливов нефти; экологическая биотехнология, проблемы использования местных биоресурсов, разработка биотехнологических процессов для выработки биогаза. Органический синтез и химическая технология: биологически активные и каркасные соединения, каталитический синтез. Расчет оборудования и оптимизация технологических процессов: прочностные расчеты, методы обработки металлов. Информационные технологии и АСУ: компьютерные обучающие системы и интеллектуальные базы данных; системы распознавания образов для бесконтактного мониторинга осетровых рыб и робототехники; струйные преобразователи; адаптивные системы управления. Кроме того, это эксплуатация транспортных средств и организация автомобильных перевозок; экономические и социальные исследования: мониторинг среды организации, региональные аспекты развития, социокультурные исследования.

За два последних года выполнено НИР на 8,9 млн. руб. В 2008 г. объем НИР на одного преподавателя превысит 30 тыс. руб. По сравнению с 1999 г. объем НИР вырос в 15 раз, по сравнению с 2006 г. в 2 раза. За последние два года опубликовано 175 статей в центральной и зарубежной печати, получено 40 патентов, подано 32 заявки на изобретения, опубликовано 12 монографий, в т.ч., 2 монографии по грантам РФФИ, зарегистрировано 10 программных продуктов. Выигрываются гранты РФФИ, РГНФ, конкурсы по приоритетным направлениям науки. Разработки института внедряются в промышленность – модификаторы для полимеров, сорбционные материалы, нефтепоглотители, рецептуры резин, программные средства, устройства для энергосбережения, микроконтроллеры, методики оптимизации процессов и др. На опытном участке ВПИ выпущено более 8 тонн микро– и наногетерогенных модификаторов и полимерных изделий. Совместно с ВНТК выпущено более 100 т. новых резиновых изделий.
Лаборатория экологической безопасности и промсанитарии провела аттестацию рабочих мест более чем на 500 предприятиях РФ. В лаборатории биотехнологии имеется уникальный компьютеризованный газовихревой биореактор, аквариумный комплекс для проведения исследований по разведению осетровых рыб, исследованию водных биоресурсов, решению проблем по защите оборудования ГЭС от биообрастания и т.д. ВПИ определен как организация, ответственная за научное сопровождение мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти в Волгоградской области.

Студенческая научная работа является важным фактором развития творческого потенциала и важнейшим ресурсом развития института. Совместно с ОАО «Русгидро» и Волжской ГЭС создано студенческое КБ по возобновляемым источникам энергии. Ряд проектов вызвал большой интерес со стороны руководства «Русгидро». В 2008г. члены СКБ выиграли подавляющее число призовых мест на региональном конкурсе «Чистая энергия». Студенты ВПИ выиграли грант завода «Волжанин» по прочностным расчетам кузова (150 тыс. руб.). Студенческий экологический отряд «Экос», имеющий хорошую материальную базу, ведет природоохранные мероприятия по всей территории России. В 2005г. отряд был участником учений МЧС по ликвидации пожара на танкере и ликвидации аварийного разлива нефти. В 2006г. отряд в экстремальных условиях выполнил большой объем работ по защите озера Эльтон. В 2007-2008гг. отряд работал по ликвидации аварийных разливов нефти в Нижегородской области, Чувашии и в Керченском проливе. За последние 2 года отряд заработал около 1 млн. руб.

Информатизация института. В институте имеется ВЦ, 14 компьютерных классов, 6 мультимедийных аудиторий, локальная сеть, 430 компьютеров.

Социальная, внеучебная и воспитательная работа. Разработана концепция воспитательной работы, выходит многотиражная газета «Волжский политехник» на 8 полосах. Гордостью института является студия ВПИ-Арт. Создано (в 2003г.) свое студенческое телевидение «100 ТВ». Институт занимает ведущие места в спартакиадах города, подготовлено 8 мастеров спорта, более 200 разрядников. На конкурсе профсоюзных организаций ЮФО студенческая профорганизация ВПИ заняла первое место.

ВолгГТУ: вчера, сегодня, завтра

Под крышей дома своего

Как живут филиалы университета

Газета Волгоградского государственного технического университетаПродолжаем рассказывать об основных направлениях деятельности Волгоградского государственного технического университета за последние годы. С такими публикациями уже выступили все проректоры нашего университета, а также директор Волжского научно-технического комплекса (ВНТК). Сегодня речь пойдет еще о двух филиалах ВолгГТУ – Волжском политехническом институте (ВПИ) и Камышинском технологическом институте (КТИ). Таким образом мы подведем черту под этой темой.

А сейчас – слово руководителям филиалов: директору ВПИ Виктору Федоровичу Каблову и директору КТИ Александру Владимировичу Белову.

КТИ: от открытия и становления
к развитию и совершенствованию

Камышинский технологический институт был открыт в 1994 году по инициативе администрации г. Камышина и при всесторонней поддержке этой инициативы ректоратом Волгоградского государственного технического университета. При этом в качестве одной из основных задач, которые призван был решать создаваемый институт, была подготовка квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для предприятий и организаций г. Камышина. И эта задача коллективом института успешно решается.

Так, за прошедшие без малого 15 лет в институте (на четырех его факультетах: «Промышленные технологии», «Информационные технологии», «Экономика и менеджмент», среднетехнический) создана система непрерывного профессионального образования, позволившая подготовить для предприятий и организаций г. Камышина и прилегающего района 1713 специалистов со средним профессиональным образованием, 2165 бакалавров, 2525 дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием.

Сегодня выпускники института составляют основу инженерно-технического и управленческого персонала большинства предприятий и организаций нашего города, а многие из них стали ведущими специалистами этих предприятий: техническими директорами, главными инженерами, начальниками управлений и т.п.
Особенно насыщенными по решаемым задачам и динамичными, с точки зрения развития института, были последние пять лет. За этот период нам удалось существенно повысить квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава, создать необходимую методическую и учебно-лабораторную базу, укрепить взаимовыгодные связи с большинством предприятий и организаций нашего города. Это все позволило институту в марте 2005 года успешно пройти очередное повторное лицензирование, а в сентябре 2007 совместно с нашим университетом провести государственную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых в институте.

Решение этих задач нам далось непросто. Основная сложность заключалась в том, что, начиная с 2005 года, администрация г. Камышина по объективным причинам отказалась от муниципального заказа на подготовку специалистов за счет бюджета города. Такими объективными причинами стали изменения федерального законодательства, запрещающие местным органам власти финансировать деятельность государственных учреждений, находящихся на их территории. Понятно, что такое резкое сокращение местного заказа и, как следствие, дополнительного финансирования деятельности института могло иметь самые серьезные последствия не только для развития, но и для успешного функционирования института. Но этого удалось избежать во многом благодаря поддержке со стороны нашего университета. И мы очень благодарны руководству университета и лично ректору, д. х. н., профессору, члену-корреспонденту Российской академии наук Новакову И.А. за постоянную и действенную помощь, которая оказывается нашему институту. В результате нам удалось сохранить контингент студентов, избежать резкого сокращения коллектива работников института и продолжать устойчиво развиваться все эти годы, хотя проблема замещения «потерянных доходов» нами еще полностью не решена.

Хотелось бы несколько слов сказать о том, что из себя в последнее время представляет Камышинский технологический институт. Подготовка студентов здесь осуществляется по семи специальностям среднего профессионального образования и по шести направлениям базового высшего образования (бакалавриат) и на его основе по шести специальностям высшего профессионального образования. Причем специальности среднего профессионального образования по своему профилю совпадают с направлениями и специальностями высшего профессионального образования. Это дает возможность многим выпускникам среднетехнического факультета получить высшее образование по сокращенным программам. В институте реализуются как очная, так и очно-заочная и заочная формы обучения.

Общее количество студентов, обучающихся в институте, на 01.10.2008 г. составило 3123 человека.
Необходимое качество подготовки бакалавров и специалистов в нашем институте обеспечивают 161 преподаватель, работающий на штатной основе на 13 кафедрах, в том числе 14 докторов наук, профессоров, 59 кандидатов наук, доцентов, 11 преподавателей, имеющих высшую, 14 – первую и 11 – вторую квалификационные категории. При этом за прошедшие годы нам удалось увеличить долю штатных преподавателей, ведущих занятия по программам высшего профессионального образования и имеющих ученые степени и звания, с 42,5% в 2003 году до 62,9% в 2008 году. За период с 2003 по 2008 год работниками института были защищены 2 докторские и 22 кандидатские диссертации. И что особенно хотелось бы подчеркнуть, подавляющая часть из них продолжают работать в институте. Подготовка кадров высшей квалификации в институте в основном решается через аспирантуру и соискательство на базе нашего университета, а также за счет сотрудничества с отдельными кафедрами Саратовского государственного технического университета и Саратовского государственного социально-экономического университета.

Существенное увеличение качественного потенциала ППС института позволило повысить результативность их учебно-методической и научной работы. Так, за последние пять лет преподавателями института издано 11 монографий, 159 учебных пособий (в том числе 15 с грифом УМО) и опубликовано 189 статей в центральных и зарубежных журналах; а также выполнены научные исследования, финансируемые из госбюджета и на основе хоздоговоров, на сумму 6288,5 тыс. руб.

Конечно, нас не удовлетворяют показатели объема НИР, выполняемых научными работниками института, тем более, что аккредитационный норматив для института составляет не менее 1500 тыс. рублей в год. Мы рассчитываем, что, начиная с 2008 года, достигнем этого показателя, в том числе за счет эффективного сотрудничества с учеными нашего головного университета. И примеры такого сотрудничества уже имеются. В этом году небольшая группа наших преподавателей во главе с профессором Крушель Е. Г. участвует в разработке «Стратегии развития г. Камышина до 2020 года». Эта работа выполняется по заказу администрации г. Камышина. Научным руководителем проекта является д. э. н., профессор Шаховская Л.С. И я надеюсь, что такое же взаимовыгодное сотрудничество мы установим и с другими учеными университета.

За прошедшие пять лет нам удалось существенно улучшить материальную и учебно-лабораторную базу. Так, в 2003 году университетом было приобретено для института здание общей площадью 6322 кв. м. В течение 2003 и 2004 годов институт полностью возместил университету расходы по приобретению этого здания. А к настоящему времени это здание полностью реконструировано и введено в эксплуатацию, благодаря чему нам удалось в основном решить проблему обеспечения института необходимыми учебными площадями. Кроме того, за последние годы в КТИ созданы 4 новых компьютерных класса, целый ряд учебных и исследовательских лабораторий, 2 мультимедийные лекционные аудитории. В институте создана разветвленная информационно-вычислительная сеть, включающая 370 компьютеров, большинство из которых имеют выход в Интернет. В настоящее время ведется большая работа по информатизации библиотеки.

Большое внимание в КТИ уделяется внеучебной работе со студентами. Создана и успешно функционирует система студенческого самоуправления, основу которой составляют студенческая профсоюзная организация и студенческий центр. В институте созданы и успешно работают многочисленные спортивные секции, кружки, творческие группы и клубы, студенческие отряды. Так, например, отряд «Юность» (работающий в детском оздоровительном лагере «Солнечный») в 2007 году занял третье место, а в 2008 году – второе место при подведении итогов областного фестиваля студотрядов в номинации «Педагогические отряды». В 2008 году сборная студенческая команда института заняла первое место в области по мини-футболу.

Повысилась эффективность работы студенческого научно-технического общества, увеличилось количество студентов, принимающих участие в научно-исследовательской работе и публикующих результаты исследования. Для активизации такой деятельности в КТИ ежегодно проводится студенческая научно-практическая конференция, которая с 2007 года получила статус региональной с названием «Городу Камышину – творческую молодежь». По результатам этих конференций издается сборник докладов участников конференции.

Дальнейшее развитие института видится в еще большей интеграции с родственными кафедрами и факультетами нашего университета – это, на наш взгляд, наиболее рациональный и эффективный путь развития. Вместе с тем в качестве наиболее приоритетных задач мы рассматриваем следующие: дальнейшее улучшение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; расширение спектра и увеличение объема прикладных научных исследований и научно-технических услуг, выполняемых по договорам с предприятиями; повышение эффективности и результативности работы всех структурных подразделений института.

Предвыборный дневник

Предвыборный дневник

Кампания по выборам ректора ВолгГТУ – 2009 приближается к завершению. На эту должность претендуют два кандидата – ныне действующий ректор университета, чл.-корр. РАН Иван Александрович Новаков и заведующий кафедрой, профессор Михаил Маркович Матлин.

Сегодня стало известно, что кандидатуры И.А. Новакова и М.М. Матлина, в соответствии с Положением о процедуре проведения выборов ректора ВолгГТУ, 23 декабря с.г. прошли согласование с Аттестационной комиссией Минобрнауки РФ.

Остается завершающий этап предвыборной кампании – Конференция научно-педагогических работников, представителей других работников и обучающихся, которая состоится 14 января 2009 года в 14.00 в актовом зале главного корпуса университета. Регистрация делегатов пройдет в холле актового зала 14 января с 13.00 до 14.00.

Публикации об основных жизненных этапах кандидатов, а также их предвыборные программы читайте в этом номере.

Меры приняты

...Вплоть до отчисления

В прошлом номере «Политехника» мы рассказали «о студенческих шалостях», как назвал дисциплинарные нарушения студентов ректор, представляя повестку дня заседания ректората. Напомним, речь шла о нарушении правил внутреннего распорядка общежития – семь студентов МСФ и ФЭВТ, разгоряченных спиртными напитками, шумно гуляли всю ночь, нарушая покой жильцов других комнат. Нарушители были приглашены на заседание ректората, где держали ответ перед руководством вуза. Что за этим последовало, вы узнаете из сегодняшней публикации.

После всех выяснений ректор ВолгГТУ подписал приказ за № 1526-ст.
В нем, в частности, говорится, что «за нарушение правил внутреннего распорядка общежития, в соответствии с п. 6.22 Устава университета, 08.12.2008 г. отчислить из университета с выселением из общежития:

Халявина Владимира Алексеевича, студента группы ТОА-225, МСФ,

Денисенко Николая Владимировича, студента группы АУ-420, МСФ.

Нижеперечисленным студентам машиностроительного факультета, учитывая их личные заявления с просьбой о выселении из общежития, объявить выговор за нарушение правил внутреннего распорядка общежития, в соответствии с п. 6.21 Устава университета:

Самохвалову Александру Игоревичу – группа МСО-622,

Гаврику Семену Викторовичу – группа МСО-622 ».

Также объявлен выговор за нарушение правил внутреннего распорядка общежития:

Богданову Сергею Сергеевичу – группа ТОА-326, Смолину Евгению Юрьевичу – группа АУ-220, Александрину Дмитрию Михайловичу – группа АУ-220.

Из Правил внутреннего трудового распорядка ВолгГТУ

4.6.Студенты университета обязаны:

– знать и выполнять правила внутреннего распорядка университета и студенческого общежития;

– знать и соблюдать требования по технической безопасности, противопожарной охране.

4.8. Входящих в аудиторию преподавателей, руководителей университета и факультета студенты обязаны приветствовать вставанием.

4.9. Студенты обязаны бережно и аккуратно относиться к общеуниверситетской собственности (инвентарь, учебные пособия, книги, приборы и т.д.). Студентам запрещается без разрешения администрации университета выносить предметы и ручное оборудование из лабораторий и других помещений.

Студенты, нанесшие материальный ущерб университету, обязаны возместить нанесенный ущерб.

4.10. Студенты должны быть дисциплинированными и опрятными как в университете, так и на улице и в общественных местах. В зимний период студенты обязаны сдавать верхнюю одежду в гардероб.
Надлежащую чистоту и порядок во всех учебных и учебно-производственных помещениях обеспечивает технический персонал.

4.11. Студенты обязаны принимать участие в уборке помещений и прилегающих к зданиям территорий, курить в специально отведенных и оборудованных местах.


В помещениях университета воспрещается:
• хождение в пальто, головных уборах;

• громкие разговоры, шум, сквернословие, хождение по коридорам во время занятий:

• курение (в коридорах, кабинетах, аудиториях, туалетах);

• нахождение в нетрезвом состоянии;

• распитие спиртных напитков.

Полностью документ см. на сайте университета.

Представляем кандидатов на должность ректора ВолгГТУ:

Иван Александрович Новаков

Газета Волгоградского государственного технического университетаИ.А. Новаков родился 2 июля 1949 года в с. Дербетовка Апанасенковского района Ставропольского края, там же окончил среднюю школу. В 1966 году Новаков поступил на первый курс химико-технологического факультета Волгоградского политехнического института (в 1993 г. ВПИ переименован в ВолгГТУ), который окончил в 1971 г. по специальности «Технология синтетического каучука», получив квалификацию инженера химика-технолога.

Во время обучения в вузе принимал активное участие в общественной жизни ВПИ: избирался комсоргом, старостой в студенческом общежитии и не переставал заниматься научно-исследовательской работой. По окончании вуза учился в очной аспирантуре, и в мае 1975 г. И.А. Новаков успешно защитил кандидатскую диссертацию, ему была присуждена ученая степень кандидата химических наук. (Тема диссертации: «Синтез и исследование полиимидов на основе производных адамантана»).

С 1974 г. Новаков работал в должности мл. научного сотрудника, затем ст. научного сотрудника, с 1976 г. – старшим преподавателем, а в феврале 1979 г. стал доцентом. В 1983 г. И.А. Новаков был избран секретарем парткома ВПИ и по совместительству продолжал работать доцентом кафедры технологии СК. В 1988 г. на конференции трудового коллектива Иван Александрович Новаков был избран ректором Волгоградского политехнического института.

С 1985 года по 1990 год был депутатом Центрального районного исполнительного комитета г. Волгограда.

В 1990 г. в Институте химии БНЦ Уральского отделения АН СССР (Уфа) И.А. Новаков защитил докторскую диссертацию по специальности: «Химия высокомолекулярных соединений» (тема: «Синтез и свойства адамантансодержащих сополиамидов и сополиимидов»).

В 1991 г. И.А. Новаков утвержден в ученом звании профессора и в этом же году избран по совместительству заведующим кафедрой «Физическая, аналитическая химия и физико-химия полимеров» ВПИ.

В мае 2003 года на общем собрании Российской академии наук И.А. Новаков избирается членом-корреспондентом РАН.

Тематика его научных трудов – разработка научных основ синтеза, модификации и технологии получения полимеров и композиционных материалов со специальными свойствами; разработка научных основ синтеза и биологически активных соединений и изучение их свойств; исследования в области экологии и рационального природопользования.

На счету чл.-корр. РАН, профессора И.А. Новакова более 750 научных трудов, включая 5 монографий, 21 обзор, 6 учебных пособий, свыше 450 статей и 115 авторских свидетельств и патентов.
Среди учеников И.А. Новакова – 6 докторов наук и 26 кандидатов наук.

Иван Александрович Новаков имеет награды, почетные звания: нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования России»; орден «Почета»; в 2004 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»; в 2007 г. Иван Александрович Новаков удостоен премии имени С.В. Лебедева.

Стаж научно-педагогической работы И.А. Новакова составляет более 35 лет, в том числе стаж работы на управленческих должностях – 25 лет.

Кандидатура И.А. Новакова на должность ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» выдвинута коллективом кафедры «Химия и технология переработки эластомеров». (Протокол общего собрания работников коллектива кафедры от 9 октября 2008 г.).

Решением Ученого совета университета от 29 октября 2008 г. (№3) Иван Александрович Новаков включен в список кандидатов на должность ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет». Кандидатура И.А. Новакова поддержана Советом ректоров вузов Волгоградской области и главой администрации Волгоградской области Николаем Кирилловичем Максютой.


ПРОГРАММА
кандидата на должность ректора ВолгГТУ
Новакова Ивана Александровича


Динамичное развитие университета
подтвердило правильность выбора в качестве ключевого направления усилий коллектива – интенсивное развитие научных исследований и подготовку кадров высшей квалификации.

В этой связи в ближайшие 5 лет необходимо осуществить:

– содействие в развитии и признании научных школ;

– расширение фундаментальных и прикладных исследований; финансирование грантов, проектов и программ, а также хоздоговоров с предприятиями бизнеса;

– расширение научных контактов с ведущими университетами и институтами РАН;

– расширение научных стажировок, в т.ч. стажировок в ведущих зарубежных центрах;

– более широкое вовлечение студентов в научные исследования; создание условий для возрастания значимых научных публикаций ученых вуза, роста их индекса цитируемости.

Все сказанное выше, как и инновационное развитие структурных подразделений вуза, в т.ч. ВНТК, позволит выработать предложения для постановки вопроса о преобразовании ВолгГТУ в исследовательский университет.

Складывающиеся рыночные отношения в России несомненно внесли коррективы в направления подготовки и, особенно, переподготовки кадров для предприятий современного бизнеса. В этой связи целевая подготовка и переподготовка в ближайшие годы должны стать основным направлением организационных форм сотрудничества ВолгГТУ и особенно филиалов ВПИ и КТИ с промышленными предприятиями. При этом главенствующим является повышение качества подготовки специалистов, что может быть решено через дальнейшее развитие навыков самостоятельной, в т.ч. исследовательской работы.

Вопросы воспитания патриотизма и нравственности

На основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» создать единое инновационное многоплановое воспитательное пространство университета с целью становления личности гражданина российского общества, развития нравственных качеств и патриотических чувств студентов, успешных в условиях информационного общества.

Компьютерное обеспечение
учебного процесса, проведение научных исследований, управление вузом включает в себя создание в 2009-2012 г.г. интегрированной электронной среды с необходимым программным и информационным обеспечением для решения расчетных и научных задач, подготовки студентами курсовых и дипломных проектов (работ), обеспечения информационных запросов абитуриентов, студентов и слушателей, преподавателей, научных работников, администрации посредством свободного доступа к ресурсам корпоративной сети университета, специализированных баз данных и Интернет.

В области решения социальных вопросов

В условиях перехода на новую систему оплаты труда еще большее значение в предстоящие годы будет приобретать целесообразность применения стимулирующих надбавок за результативность выполнения образовательных, научных и коммерческих услуг.

Нам предстоит продолжить реконструкцию аудиторий, лабораторий, общежитий, спортивно-оздоровительной базы, столовой университета.

Развитие материальной базы

Нам предстоит:

– еще более динамично продолжить переоснащение вуза современным научным и учебным оборудованием;

– к 1 сентября 2009 года сдать 1 пусковой комплекс (18 000 кв.м.) высотного корпуса, а затем оснастить учебным и научным оборудованием;

– довести объем учебных площадей в филиалах (ВПИ и КТИ) до нормативных показателей и соответствия предельному контингенту студентов;

– расширить спортивную базу университета.

Представляем кандидатов на должность ректора ВолгГТУ:

Михаил Маркович Матлин

Газета Волгоградского государственного технического университетаМ.М. Матлин родился 13 января 1951 года в г. Волгограде. По окончании школы в 1967 г. поступил на автотракторный факультет ВПИ на специальность «Механическое оборудование автоматических установок», окончил в 1973. Во время обучения в ВПИ принимал активное участие в общественной жизни вуза: был комиссаром ДНД института, награжден почетной грамотой Волгоградского УВД.

С 1973 г. по 1974 г. работал инженером кафедры «Детали машин и ПТУ», затем мл. научным сотрудником, а с 1974 г. – ассистентом той же кафедры. С 1976 г. по 1980 г. Матлин – аспирант кафедры.

В 1981 г. М.М. Матлину присуждается ученая степень – кандидат технических наук (тема диссертации: «Исследование трения в соединениях с натягом»; защита – в совете Калининского (Тверского) политехнического института), а в 1998 г. – доктор технических наук (тема диссертации: «Расчет нагрузочной способности неподвижных соединений экспрессной оценкой физико-механических свойств материалов деталей»; защита в совете всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (г. Москва). В 1983 г. М.М. Матлин становится доцентом, в 1995 г. – заведующим кафедрой, а с 2001 г. – профессором кафедры «Детали машин и подъемно-транспортные устройства». А в 2003 г. ему присвоено ученое звание чл.-корр. Академии инженерных наук.

Работая в вузе, М.М. Матлин активно участвовал и в его общественной жизни. Так, с 1973 г. по 1974 г. он – секретарь комсомольской организации автотракторного факультета, в 1979-1984 гг. – член бюро райкома комсомола и председатель совета молодых ученых и специалистов Центрального района г. Волгограда, с 1985 г. по 1999 г. – секретарь партбюро автотракторного факультета. И с 1999 года и по настоящее время Михаил Маркович Матлин является председателем профкома университета.

На счету М.М. Матлина – более 300 научных и методических работ, в том числе: 5 монографий (из них 4 в издательстве «Машиностроение»); 17 авторских свидетельств и 14 патентов РФ на изобретения; 16 учебных пособий (из них 13 с грифом УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов).

Тематика его научных трудов посвящена механике силового контактного взаимодействия твердых тел и разработке на этой основе закономерностей контакта шероховатых поверхностей, поверхностного пластического деформирования, твердости, оперативного контроля физико-механических свойств материалов деталей машин без разрушения.

М.М. Матлиным подготовлено 4 кандидата технических наук (2000 г., 2003 г., 2006 г., 2007 г.); 1 доктор технических наук (2002 г.).

Михаил Маркович Матлин награжден Почетными грамотами ВолгГТУ (1978 г., 1981 г., 1987 г., 1988 г., 2006 г.); Почетными грамотами Волгоградского горкома и обкома ВЛКСМ (1976 г., 1978 г., 1979 г.); Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ (1982 г.); Почетной грамотой Волгоградского горкома КПСС (1990 г.); Почетными грамотами Волгоградского обкома и профсоюза работников народного образования и науки (2001 г., 2005 г.); юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России» (2005 г.); Почетной грамотой Министерства образования РФ (2000 г.); нагрудным знаком «Почетный работник профессионального образования Российской Федерации» (2002 г.); орденом «Дружбы» (2005 г.).

Кандидатура М.М. Матлина на должность ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» выдвинута коллективом кафедры «Детали машин и подъемно-транспортные устройства» (Протокол общего собрания работников коллектива кафедры от 15 октября 2008 г.).

Решением Ученого совета университета от 29 октября 2008 г. (№ 3) Михаил Маркович Матлин включен в список кандидатов на должность ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет». Кандидатура М.М. Матлина поддержана Советом ректоров вузов Волгоградской области.

ПРОГРАММА
кандидата на должность ректора ВолгГТУ
МАТЛИНА МИХАИЛА МАРКОВИЧА


ВолгГТУ – один из старейших технических вузов страны, ориентированный на подготовку инженерных и научных кадров, за последние годы сохранил, а в ряде направлений и существенно преумножил свои достижения. Анализ основных направлений деятельности университета показывает, что сегодня имеются все объективные предпосылки для будущего успешного развития. В то же время, существует ряд проблем, требующих решения: недостаточное финансирование, высокий средний возраст преподавательского состава, устаревшая материально-техническая база, нехватка учебных площадей.

Реформа системы высшего образования в ближайшее время приведет к появлению новых организационно-правовых форм, что уже сегодня заметно изменяет механизмы финансирования вуза. Кроме того, известная «демографическая яма» в ближайшие годы будет объективной причиной снижения конкурса среди абитуриентов, что усилит конкуренцию на рынке образовательных услуг. Все это ставит перед нашим университетом ряд принципиально новых задач по модернизации собственного образовательного процесса, направленных на повышение его конкурентоспособности. Решение этих задач лежит на пути интенсивного развития научных исследований и повышения на этой основе качества подготовки специалистов, открытия новых специальностей и специализаций, востребованных на рынке труда.

Перспективной целью является включение ВолгГТУ в число ведущих технических университетов России. Для этого необходимо значительно расширить взаимодействие с ведущими научными школами и промышленными компаниями, в том числе и зарубежными; последовательно добиваться статуса инновационного университета; активнее участвовать в решении задач повышения обороноспособности России (путем участия в выполнении гособоронзаказа по созданию новых образцов техники, разработки новых технологий, в том числе и нанотехнологий, оборудования и материалов); всемерно содействовать социальной защите профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов.

Для практической реализации указанной цели необходимо:

– хранить и развивать лучшие традиции коллектива университета, опираться на коллектив в решении задач развития университета; в кадровой политике считать приоритетным сохранение научного и педагогического потенциала, повышение квалификации преподавателей, оптимизацию возрастной структуры профессорско-преподавательского состава путем более активной поддержки молодых преподавателей и ведущих профессоров;

– постоянно наращивать объемы прикладных научных исследований, услуг и выпуск наукоемкой продукции; активизировать экспертизу изделий машиностроения испытательной лабораторией ИЛ ВолгГТУ и распространить экспертную деятельность на другие виды продукции; создать условия для основания технопарка в университете;

– активизировать участие преподавательского состава в конкурсах федеральных целевых программ, грантов, РФФИ, РГНФ и т.п.; стимулировать деятельность, создающую объекты интеллектуальной собственности;

– развивать систему грантов университета для талантливых молодых исследователей, ввести аналогичную систему для поддержки фундаментальных исследований, а также для модернизации лабораторной базы университета;

– привлекать финансовые и материальные ресурсы бизнеса для реализации исследовательских и образовательных проектов, представляющих взаимный интерес;

– создать условия для более интенсивного развития филиалов; добиться достижения ими как минимум средних показателей головного университета;

– развивать систему менеджмента качества, предназначенную для постоянного улучшения результативности учебного и научно-исследовательского процесса, который необходимо ориентировать на требования потребителя;

– расширить подготовку и переподготовку специалистов по заказам предприятий, в том числе на первом этапе практиковать целевой прием по договорам с промышленными предприятиями;

– активизировать через соответствующие УМО участие в создании федеральных образовательных стандартов нового поколения и открытие новых, востребованных рынком, направлений подготовки и переподготовки (например, электронные приборы и устройства, сети, связь и системы коммуникаций, а также специальности сервиса в различных областях техники);

– привлекать в университет ведущих специалистов из науки и бизнеса для развития инновационных форм обучения; совершенствовать систему многоуровневого образования; стимулировать применение новейших образовательных технологий;

– создать ассоциацию выпускников ВолгГТУ с целью укрепления партнерства с ведущими организациями и предприятиями для развития материально-технической базы и поддержки талантливых студентов и ученых;

– одновременно интенсивно развивать как студенческое самоуправление, так и систему воспитательной работы со студентами;

– исключить случаи недоброжелательного отношения к студентам со стороны преподавателей; шире использовать опыт кафедр, на которых отсев студентов минимальный; регулярно проводить анкетирование студентов о качестве преподавания;

– ускорить внедрение современных информационных технологий (дистанционное обучение, развитие электронной информационной базы, расширение сети аудиторий, оснащенных мультимедийным оборудованием, ввести электронные УМКД, сократить документооборот и др.); обеспечить кафедры программными средствами, позволяющими использовать в учебном процессе и научных исследованиях современные информационные технологии;

– повысить привлекательность университета для иностранных студентов и аспирантов (практиковать обучение по индивидуальным планам, летние школы, прохождение преддипломной практики и т.п.); привлекать абитуриентов из бывших союзных республик;

– экспериментально в качестве пилотного проекта проверить один из вариантов повышения зарплаты сотрудников, согласно которому структурному подразделению устанавливается только фонд оплаты труда, а штатное расписание составляется с учетом мнения коллектива подразделения;

– поэтапно в течение 1-2 лет ввести в эксплуатацию новый высотный корпус;

– финансировать оздоровительный отдых сотрудников и студентов в санатории-профилактории, спортлагере; расширить медицинские услуги за счет приобретения нового оборудования; разработать финансовый механизм материальной поддержки сотрудников при лечении; улучшать условия проживания в общежитиях.



Не учебой единой

Смешной и находчивый фестиваль

Газета Волгоградского государственного технического университетаНедавно в политехе открылся очередной сезон КВН. И уже по традиции первая игра клуба – фестиваль. На сцене встретились 8 команд: «Караван идет в Тобольск» (ФЭВТ), «В-Н-В» (ФТКМ), АТФ, «Реализованная непотребность» (ФЭУ), «9-й калибр» (МСФ), «Химфак» (ХТФ), «Улица Ленина» (ФАТ) и «Баку.ру» (сборная факультетов). Все они боролись за право играть в полуфинале. Но обо всем по порядку.

Первыми на сцену вышли студенты факультета экономики и управления. Помня о хороших выступлениях этой команды в прошлых сезонах, жаль было осознавать, что название команды соответствует происходящему на сцене. Следом выступала команда «Караван идет в Тобольск». На счет Тобольска, к сожалению, не знаю, но вот до полуфинала ребята уже дошли. Неплохо выступили команды автотракторного факультета и факультета технологии конструкционных материалов, кстати, последним исполнителям отдельное спасибо за пение. Больше хотелось увидеть от химфака. Остается надеяться, что после среднего старта последует великолепный финиш. Стабильно хорошо выступили команды МСФ и ФАТ.

Открытием и своеобразным прорывом фестиваля стала сборная «Баку.ру». Поклонники КВН помнят такие великолепные кавказские команды, как ЕрМИ, «Парни из Баку», «Махачкалинские бродяги», «Новые армяне». Теперь и у нас есть свои «парни Баку». Так держать!

И вот после непродолжительного совещания жюри выносит вердикт: в полуфинал вышли команды ФАТ, МСФ, ХТФ, АТФ, ФЭВТ и «Баку.ру».

Наталья Толмачева,
член жюри.

Политех в лицах

Муза настигнет везде

Представляем конкурсанта – Александра Болдова

Газета Волгоградского государственного технического университетаВ нашем вузе проходит уже ставший традиционным литературный конкурс, организованный кафедрой русского языка и культуры речи. В этом году конкурс посвящен 200-летию Н.В. Гоголя. И хотя последние сроки подачи своих творческих материалов будут только в марте следующего года, уже сейчас на кафедре насчитывается около 40 конкурсных работ различных жанров от романа до цикла стихотворений.

Сегодня мы представляем одного из конкурсантов, который, по словам заведующей кафедрой русского языка и культуры речи Ларисы Федоровны Беляковой, возможно, займет одно из призовых мест. Это студент 4-го курса факультета автомобильного транспорта Александр Болдов. Писать стихи Саша начал с 10 лет:

– По литературе задали выучить стихотворение, а идти в библиотеку и специально учить не хотелось. И тогда я взял и сочинил стихотворение сам! Рассказал его у доски, а когда меня спросили, чьи же это строки, скромно ответил, что мои, – рассказывает Саша.

– А чем для тебя является написание стихов: просто хобби или дело, которому ты хотел бы посвятить всю свою жизнь?

– Если честно, то в основном я пишу тексы песен, так как читаю реп в двух группах: «Рожденные свободой» и «Sky Skill». Для меня стихи неразрывно существуют с музыкой.

Группа «Sky Skill», в которой состоит Саша, добилась немалых успехов – недавно она выступала в клубе «Пиранья» на разогреве у популярной «Касты».

Стихи Александра Болдова публиковались в факультетской газете ФАТ «Бардачок», в 4-м выпуске литературно-художественного альманаха ВолгГТУ «Звезды с неба» и в сборнике стихотворений студентов ФАТ. Из поэзии других авторов Саше нравятся четверостишия Конфуция.

– А вдохновение ты откуда черпаешь?

– Эх, а знаешь, сколько свободного времени, когда едешь из Красноармейского района в универ? – улыбается Саша.

Юлия НЕСЕРИНА,
ХТНМ-5.

Опрос

Откуда вы больше всего узнали о Сталинградской битве?

Голосовать