Иван Александрович Новаков
И.А. Новаков родился 2 июля 1949 года в с. Дербетовка Апанасенковского района Ставропольского края, там же окончил среднюю школу. В 1966 году Новаков поступил на первый курс химико-технологического факультета Волгоградского политехнического института (в 1993 г. ВПИ переименован в ВолгГТУ), который окончил в 1971 г. по специальности «Технология синтетического каучука», получив квалификацию инженера химика-технолога.
Во время обучения в вузе принимал активное участие в общественной жизни ВПИ: избирался комсоргом, старостой в студенческом общежитии и не переставал заниматься научно-исследовательской работой. По окончании вуза учился в очной аспирантуре, и в мае 1975 г. И.А. Новаков успешно защитил кандидатскую диссертацию, ему была присуждена ученая степень кандидата химических наук. (Тема диссертации: «Синтез и исследование полиимидов на основе производных адамантана»).
С 1974 г. Новаков работал в должности мл. научного сотрудника, затем ст. научного сотрудника, с 1976 г. – старшим преподавателем, а в феврале 1979 г. стал доцентом. В 1983 г. И.А. Новаков был избран секретарем парткома ВПИ и по совместительству продолжал работать доцентом кафедры технологии СК. В 1988 г. на конференции трудового коллектива Иван Александрович Новаков был избран ректором Волгоградского политехнического института.
С 1985 года по 1990 год был депутатом Центрального районного исполнительного комитета г. Волгограда.
В 1990 г. в Институте химии БНЦ Уральского отделения АН СССР (Уфа) И.А. Новаков защитил докторскую диссертацию по специальности: «Химия высокомолекулярных соединений» (тема: «Синтез и свойства адамантансодержащих сополиамидов и сополиимидов»).
В 1991 г. И.А. Новаков утвержден в ученом звании профессора и в этом же году избран по совместительству заведующим кафедрой «Физическая, аналитическая химия и физико-химия полимеров» ВПИ.
В мае 2003 года на общем собрании Российской академии наук И.А. Новаков избирается членом-корреспондентом РАН.
Тематика его научных трудов – разработка научных основ синтеза, модификации и технологии получения полимеров и композиционных материалов со специальными свойствами; разработка научных основ синтеза и биологически активных соединений и изучение их свойств; исследования в области экологии и рационального природопользования.
На счету чл.-корр. РАН, профессора И.А. Новакова более 750 научных трудов, включая 5 монографий, 21 обзор, 6 учебных пособий, свыше 450 статей и 115 авторских свидетельств и патентов.
Среди учеников И.А. Новакова – 6 докторов наук и 26 кандидатов наук.
Иван Александрович Новаков имеет награды, почетные звания: нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования России»; орден «Почета»; в 2004 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»; в 2007 г. Иван Александрович Новаков удостоен премии имени С.В. Лебедева.
Стаж научно-педагогической работы И.А. Новакова составляет более 35 лет, в том числе стаж работы на управленческих должностях – 25 лет.
Кандидатура И.А. Новакова на должность ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» выдвинута коллективом кафедры «Химия и технология переработки эластомеров». (Протокол общего собрания работников коллектива кафедры от 9 октября 2008 г.).
Решением Ученого совета университета от 29 октября 2008 г. (№3) Иван Александрович Новаков включен в список кандидатов на должность ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет». Кандидатура И.А. Новакова поддержана Советом ректоров вузов Волгоградской области и главой администрации Волгоградской области Николаем Кирилловичем Максютой.
ПРОГРАММА
кандидата на должность ректора ВолгГТУ
Новакова Ивана Александровича
Динамичное развитие университета
подтвердило правильность выбора в качестве ключевого направления усилий коллектива – интенсивное развитие научных исследований и подготовку кадров высшей квалификации.
В этой связи в ближайшие 5 лет необходимо осуществить:
– содействие в развитии и признании научных школ;
– расширение фундаментальных и прикладных исследований; финансирование грантов, проектов и программ, а также хоздоговоров с предприятиями бизнеса;
– расширение научных контактов с ведущими университетами и институтами РАН;
– расширение научных стажировок, в т.ч. стажировок в ведущих зарубежных центрах;
– более широкое вовлечение студентов в научные исследования; создание условий для возрастания значимых научных публикаций ученых вуза, роста их индекса цитируемости.
Все сказанное выше, как и инновационное развитие структурных подразделений вуза, в т.ч. ВНТК, позволит выработать предложения для постановки вопроса о преобразовании ВолгГТУ в исследовательский университет.
Складывающиеся рыночные отношения в России несомненно внесли коррективы в направления подготовки и, особенно, переподготовки кадров для предприятий современного бизнеса. В этой связи целевая подготовка и переподготовка в ближайшие годы должны стать основным направлением организационных форм сотрудничества ВолгГТУ и особенно филиалов ВПИ и КТИ с промышленными предприятиями. При этом главенствующим является повышение качества подготовки специалистов, что может быть решено через дальнейшее развитие навыков самостоятельной, в т.ч. исследовательской работы.
Вопросы воспитания патриотизма и нравственности
На основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» создать единое инновационное многоплановое воспитательное пространство университета с целью становления личности гражданина российского общества, развития нравственных качеств и патриотических чувств студентов, успешных в условиях информационного общества.
Компьютерное обеспечение
учебного процесса, проведение научных исследований, управление вузом включает в себя создание в 2009-2012 г.г. интегрированной электронной среды с необходимым программным и информационным обеспечением для решения расчетных и научных задач, подготовки студентами курсовых и дипломных проектов (работ), обеспечения информационных запросов абитуриентов, студентов и слушателей, преподавателей, научных работников, администрации посредством свободного доступа к ресурсам корпоративной сети университета, специализированных баз данных и Интернет.
В области решения социальных вопросов
В условиях перехода на новую систему оплаты труда еще большее значение в предстоящие годы будет приобретать целесообразность применения стимулирующих надбавок за результативность выполнения образовательных, научных и коммерческих услуг.
Нам предстоит продолжить реконструкцию аудиторий, лабораторий, общежитий, спортивно-оздоровительной базы, столовой университета.
Развитие материальной базы
Нам предстоит:
– еще более динамично продолжить переоснащение вуза современным научным и учебным оборудованием;
– к 1 сентября 2009 года сдать 1 пусковой комплекс (18 000 кв.м.) высотного корпуса, а затем оснастить учебным и научным оборудованием;
– довести объем учебных площадей в филиалах (ВПИ и КТИ) до нормативных показателей и соответствия предельному контингенту студентов;
– расширить спортивную базу университета.