Флагманы высшей школы

Желание созидать

Желание созидатьЭто стремление председателя Совета ректоров волгоградских вузов, члена-корреспондента РАН, ректора с двадцатилетним стажем Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) Ивана Новакова неизменно на протяжении всей жизни. С ним – наша беседа.


– В последнее время многие работодатели жалуются на нехватку хороших высококвалифицированных инженерных кадров. По Вашему мнению, объективны ли эти претензии?

– Во время недавнего пребывания в нашем вузе главы крупнейшей частной нефтяной компании «Лукойл» Вагита Алекперова я спросил его: «В чем вы видите недостатки подготовки специалистов для вашей отрасли?» Он ответил: «Не вижу недостатков – мы из хороших выпускников выбираем себе наиболее достойных ребят». Речь идет о том, что они решают этот кадровый вопрос за счет высокой оплаты труда. А если специалисты не идут работать в какую-то сферу, значит там низкооплачиваемый инженерный труд.

То, что в сфере бизнеса начинает проявляться кадровый голод, особенно производственный, – это правда. И это будет продолжаться до тех пор, пока не будет достойной заработной платы. Поэтому, прежде всего, надо поменять причину со следствием, и все встанет на свои места.

Это так же, как и разговоры о недостатке специалистов с рабочими профессиями, дескать, все стремятся получить высшее образование и не идут учиться в профтехучилища. Но если рабочим платить хорошую заработную плату, то и проблема исчезнет. А то, что высшая школа развивается – тоже правда, если бы не было развития, то в Силиконовую долину никто бы не поехал.

– Как из начинающего преподавателя вырастить профессионала?

– Это непростая задача, ведь для начинающего преподавателя очень важна социальная защищенность. В нашем университете на каждого преподавателя в год приходится три научных статьи, что подтверждает их желание созидать. При этом созидание идет совместно с обучаемыми студентами, магистрантами, аспирантами.

Если преподаватель активно занимается научной деятельностью, подает заявки на гранты, заключает хоздоговора, тогда его заработная плата составляет очень приличную сумму. Но таких преподавателей насчитывается всего 1,5 процента. Что касается средней преподавательской зарплаты в нашем вузе, она составляет около 16 тысяч рублей при средней заработной плате по Волгоградской области 12 тысяч.

– Иван Александрович, Вы много лет возглавляете передовой технический вуз, как удается высоко держать планку?

– Моя основная задача как ректора – прежде всего способствовать развитию научных школ. И поскольку такого мнения придерживается большинство моих коллег, то, наверное, это определяет динамичное развитие вуза.

Кстати, в нашем вузе уже 16 лет ведется многоуровневая подготовка. Для нас это абсолютно отработанная технология, которая не вызывает сомнений. По окончании бакалавриата лучших и склонных к научной работе ребят переводим в магистратуру. Мы выстраиваем в конкурсный ряд всех в зависимости от успеха: и бывших контрактников, и студентов, обучавшихся по госзаказу, руководствуясь принципом, что все они дети налогоплательщиков, и лучшие по успеваемости должны учиться бесплатно.

– Иван Александрович, впереди прием 2008 года, что Вы ждете от него?

– Думаю, что не только вузы нашей области столкнулись с реальным проявлением демографической ситуации. Если в прошлом году по Волгоградской области было 23 тысячи выпускников, то в этом году их будет 20 тысяч 750 человек.

Это значит, что конкурс на места госзаказа будет меньше. По техническому университету контрольная цифра приема на дневное обучение – 1261. Кстати, это всего лишь на 17 человек меньше, чем в прошлом году. Сокращение будет идти за счет направления «Экономика». Вы знаете, что экономический и гуманитарный блок несколько сокращены в целом по стране. Поэтому с точки зрения контрольных цифр приема проблем нет. Скорее всего, проблема в демографической ситуации. Несомненно, на места госзаказа мы берем лучших из числа выпускников школ.

Что касается приема на контрактное обучение, то примерное соотношение – один к одному. Хотя по дневной форме на контрактную основу у нас принято примерно 40 процентов от госзаказа.

– А что касается наболевшего земельного налога…

– Здесь надо отдать должное руководителю Рособразования Николаю Булаеву и его коллегам, которые добились того, что компенсацию налога на землю мы полностью получили.

– По данным Российского Союза ректоров, в настоящее время в России 72 президента вуза и в ближайшее время их будет около 100. Как Вы относитесь к созданию института президентства?

– Я не был сторонником нововведения еще на стадии обсуждения, говорил, что должны быть не президенты, а советники ректора. Функции президента представительские, и если взять опыт западных вузов, то там президенты по большей части – это председатели попечительских советов.

Что касается российских вузов, определенный опыт у нас есть. И в некоторых вузах это работает: президент и ректор, разделив полномочия, занимаются каждый своим делом.

А вот как быть с должностью президента вуза, когда вступит в силу закон «Об автономных учреждениях», где главенствующим будет наблюдательный совет? Это пока вопрос. Хотя я согласен с тем, что эти опытные люди еще многое могут сделать и для вуза, и для системы образования в целом.

– Иван Александрович, по Вашему мнению, руководствуясь какими принципами, сегодня следует воспитывать молодежь?

– К сожалению, о духовном воспитании в нынешней России говорить сложно. Чему, например, научат молодых людей бесконечная стрельба на телеэкране, странные шоу, дешевые по содержанию детективные романы?

Заслуживает внимание практика нашего вуза, где сложился опыт эстетического и нравственного воспитания молодежи и студенчества. Я думаю, что воспитывать необходимо, прежде всего, на принципах патриотизма, любви к Родине, к университету, семье. Все остальное сегодня преходяще.

Р.S. Нам же остается пожелать вузу дальнейшего процветания и поблагодарить ректора за беседу.

Беседовала Наталья Кустова.

«Вузовский вестник» № 11 (59) июнь 2008 г. Перепечатано с сокращениями.



ВолгГТУ сегодня – это

• более 20 тысяч студентов, 75 кафедр, 1220 преподавателей, среди которых более 150 докторов наук, профессоров и более 600 кандидатов наук, доцентов;

• 20 учебных корпусов, четыре студенческих общежития на 2000 мест;

• научно-техническая библиотека, имеющая 10 абонементов и 12 читальных залов на 690 посадочных мест.;

• развитый лечебно-оздоровительный комплекс, включающий здравпункт, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь

Стр. 7 из 8pdf