Наука и практика

Чего не хватает отечественной «несушке»

Недавно руководители вуза встречались с журналистами местных и региональных средств массовой информации. Открыл пресс-конференцию, как мы уже сообщали, ректор университета Иван Александрович Новаков, который рассказал работникам пера о реформировании высшего образования и, в частности, о переходе на двухуровневую систему обучения.

Однако журналистов интересовал более широкий круг вопросов, в том числе о состоянии науки в нынешних условиях. Напомним, что, говоря о научно-техническом прогрессе, И.А. Новаков подчеркнул необходимость идеи, которая должна быть законодательно защищена, иными словами, должна быть государственная политика.

Продолжил пресс-конференцию первый проректор вуза Владимир Ильич ЛЫСАК. Разговор шел в основном о роли науки в условиях нынешнего реформирования.

Сравнив науку с золотоносной курицей, проректор с горечью посетовал, что золотые яйца российской несушки пока что не востребованы. И пояснил: в стране создается огромное количество изобретений, но на практике они не внедряются. Почему? Во-первых, отсутствует нормальная законодательная база, а имеющаяся содержит больше противоречий, чем ясности. Во-вторых, собственники крупных промышленных предприятий не заинтересованы вкладывать свои средства в развитие производства на долгосрочную перспективу. Они нацелены в основном на скорое получение прибыли. А перспективное инвестирование науки предполагает немалый риск.

Сферы, где бизнес проявляет какой-то интерес к отдаленному будущему, можно по пальцам пересчитать, и те относятся к сырьевым, таким, например, как нефтепереработка, энергетика. Однако и там вклад в научные разработки мизерный.
Для сравнения: в одной из ведущих нефтеперерабатывающих компаний в прошлом году было заложено на эти цели всего 300 миллионов рублей, тогда как только в ВолгГТУ — 150 миллионов.

Весь парадокс в том, что в России науку финансирует главным образом государство, а в других странах основную часть средств в нее вкладывает бизнес, а государство дополняет недостающее. В.И. Лысак сослался на статистику. Величина затрат в научных целях российских промышленных предприятий в последнее время составляет в среднем около 20%. В развитых же странах доля промышленности в финансировании исследований значительно выше и составляет: в США — 66%, Германии — 64%, Канаде — 49%, Франции — 48%, Великобритании — 47%. А если взять такой показатель, как вклад в науку на душу населения, то в России он в 140 раз меньше, чем, например, в тех же Соединенных Штатах Америки.

Проректор по науке также рассказал, как при посещении Шотландии он пытался увидеть в университетских технопарках своих коллег, но так и не увидел. Оказывается, у них профессора на производстве не бывают. Как сказали В.И. Лысаку работники технопарка университета в Глазго: они пусть формулы пишут, а внедрением мы занимаемся.

Вообще, отношение к науке в Шотландии В.И. Лысака приятно удивило. Там правительство разработало государственную программу «Умная Шотландия», согласно которой университетам отдали землю в аренду и освободили их от налогов. И ведь всем выгодно: государство получает новые научные разработки, ученые — оплату за свои разработки, население — дополнительные рабочие места. А в России все наоборот, констатировал проректор по науке. У нас только налоги на землю составляют 7 миллионов рублей. Необходимо четкое прозрачное законодательство, отметил он, и по защите интеллектуальной собственности.

Несмотря на обилие приведенных сравнительных цифр, увы, не в пользу отечественной науки, пресс-конференция, тем не менее, завершилась на мажорной ноте. В.И.Лысак рассказал журналистам о состоянии научно-исследовательской работы в университете, отметив при этом, что динамика развития в нашем техническом вузе неплохая. В ВолгГТУ есть свой технопарк — Волжский научно-технический комплекс, который ежегодно приносит в среднем 15 миллионов рублей. А в этом году есть уверенность, что ВНТИ заработает больше.

Записала Светлана ВАСИЛЬЕВА.

Стр. 4 из 20pdf