Михаил Маркович Матлин
М.М. Матлин родился 13 января 1951 года в г. Волгограде. По окончании школы в 1967 г. поступил на автотракторный факультет ВПИ на специальность «Механическое оборудование автоматических установок», окончил в 1973. Во время обучения в ВПИ принимал активное участие в общественной жизни вуза: был комиссаром ДНД института, награжден почетной грамотой Волгоградского УВД.
С 1973 г. по 1974 г. работал инженером кафедры «Детали машин и ПТУ», затем мл. научным сотрудником, а с 1974 г. – ассистентом той же кафедры. С 1976 г. по 1980 г. Матлин – аспирант кафедры.
В 1981 г. М.М. Матлину присуждается ученая степень – кандидат технических наук (тема диссертации: «Исследование трения в соединениях с натягом»; защита – в совете Калининского (Тверского) политехнического института), а в 1998 г. – доктор технических наук (тема диссертации: «Расчет нагрузочной способности неподвижных соединений экспрессной оценкой физико-механических свойств материалов деталей»; защита в совете всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (г. Москва). В 1983 г. М.М. Матлин становится доцентом, в 1995 г. – заведующим кафедрой, а с 2001 г. – профессором кафедры «Детали машин и подъемно-транспортные устройства». А в 2003 г. ему присвоено ученое звание чл.-корр. Академии инженерных наук.
Работая в вузе, М.М. Матлин активно участвовал и в его общественной жизни. Так, с 1973 г. по 1974 г. он – секретарь комсомольской организации автотракторного факультета, в 1979-1984 гг. – член бюро райкома комсомола и председатель совета молодых ученых и специалистов Центрального района г. Волгограда, с 1985 г. по 1999 г. – секретарь партбюро автотракторного факультета. И с 1999 года и по настоящее время Михаил Маркович Матлин является председателем профкома университета.
На счету М.М. Матлина – более 300 научных и методических работ, в том числе: 5 монографий (из них 4 в издательстве «Машиностроение»); 17 авторских свидетельств и 14 патентов РФ на изобретения; 16 учебных пособий (из них 13 с грифом УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов).
Тематика его научных трудов посвящена механике силового контактного взаимодействия твердых тел и разработке на этой основе закономерностей контакта шероховатых поверхностей, поверхностного пластического деформирования, твердости, оперативного контроля физико-механических свойств материалов деталей машин без разрушения.
М.М. Матлиным подготовлено 4 кандидата технических наук (2000 г., 2003 г., 2006 г., 2007 г.); 1 доктор технических наук (2002 г.).
Михаил Маркович Матлин награжден Почетными грамотами ВолгГТУ (1978 г., 1981 г., 1987 г., 1988 г., 2006 г.); Почетными грамотами Волгоградского горкома и обкома ВЛКСМ (1976 г., 1978 г., 1979 г.); Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ (1982 г.); Почетной грамотой Волгоградского горкома КПСС (1990 г.); Почетными грамотами Волгоградского обкома и профсоюза работников народного образования и науки (2001 г., 2005 г.); юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России» (2005 г.); Почетной грамотой Министерства образования РФ (2000 г.); нагрудным знаком «Почетный работник профессионального образования Российской Федерации» (2002 г.); орденом «Дружбы» (2005 г.).
Кандидатура М.М. Матлина на должность ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» выдвинута коллективом кафедры «Детали машин и подъемно-транспортные устройства» (Протокол общего собрания работников коллектива кафедры от 15 октября 2008 г.).
Решением Ученого совета университета от 29 октября 2008 г. (№ 3) Михаил Маркович Матлин включен в список кандидатов на должность ректора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет». Кандидатура М.М. Матлина поддержана Советом ректоров вузов Волгоградской области.
ПРОГРАММА
кандидата на должность ректора ВолгГТУ
МАТЛИНА МИХАИЛА МАРКОВИЧА
ВолгГТУ – один из старейших технических вузов страны, ориентированный на подготовку инженерных и научных кадров, за последние годы сохранил, а в ряде направлений и существенно преумножил свои достижения. Анализ основных направлений деятельности университета показывает, что сегодня имеются все объективные предпосылки для будущего успешного развития. В то же время, существует ряд проблем, требующих решения: недостаточное финансирование, высокий средний возраст преподавательского состава, устаревшая материально-техническая база, нехватка учебных площадей.
Реформа системы высшего образования в ближайшее время приведет к появлению новых организационно-правовых форм, что уже сегодня заметно изменяет механизмы финансирования вуза. Кроме того, известная «демографическая яма» в ближайшие годы будет объективной причиной снижения конкурса среди абитуриентов, что усилит конкуренцию на рынке образовательных услуг. Все это ставит перед нашим университетом ряд принципиально новых задач по модернизации собственного образовательного процесса, направленных на повышение его конкурентоспособности. Решение этих задач лежит на пути интенсивного развития научных исследований и повышения на этой основе качества подготовки специалистов, открытия новых специальностей и специализаций, востребованных на рынке труда.
Перспективной целью является включение ВолгГТУ в число ведущих технических университетов России. Для этого необходимо значительно расширить взаимодействие с ведущими научными школами и промышленными компаниями, в том числе и зарубежными; последовательно добиваться статуса инновационного университета; активнее участвовать в решении задач повышения обороноспособности России (путем участия в выполнении гособоронзаказа по созданию новых образцов техники, разработки новых технологий, в том числе и нанотехнологий, оборудования и материалов); всемерно содействовать социальной защите профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов.
Для практической реализации указанной цели необходимо:
– хранить и развивать лучшие традиции коллектива университета, опираться на коллектив в решении задач развития университета; в кадровой политике считать приоритетным сохранение научного и педагогического потенциала, повышение квалификации преподавателей, оптимизацию возрастной структуры профессорско-преподавательского состава путем более активной поддержки молодых преподавателей и ведущих профессоров;
– постоянно наращивать объемы прикладных научных исследований, услуг и выпуск наукоемкой продукции; активизировать экспертизу изделий машиностроения испытательной лабораторией ИЛ ВолгГТУ и распространить экспертную деятельность на другие виды продукции; создать условия для основания технопарка в университете;
– активизировать участие преподавательского состава в конкурсах федеральных целевых программ, грантов, РФФИ, РГНФ и т.п.; стимулировать деятельность, создающую объекты интеллектуальной собственности;
– развивать систему грантов университета для талантливых молодых исследователей, ввести аналогичную систему для поддержки фундаментальных исследований, а также для модернизации лабораторной базы университета;
– привлекать финансовые и материальные ресурсы бизнеса для реализации исследовательских и образовательных проектов, представляющих взаимный интерес;
– создать условия для более интенсивного развития филиалов; добиться достижения ими как минимум средних показателей головного университета;
– развивать систему менеджмента качества, предназначенную для постоянного улучшения результативности учебного и научно-исследовательского процесса, который необходимо ориентировать на требования потребителя;
– расширить подготовку и переподготовку специалистов по заказам предприятий, в том числе на первом этапе практиковать целевой прием по договорам с промышленными предприятиями;
– активизировать через соответствующие УМО участие в создании федеральных образовательных стандартов нового поколения и открытие новых, востребованных рынком, направлений подготовки и переподготовки (например, электронные приборы и устройства, сети, связь и системы коммуникаций, а также специальности сервиса в различных областях техники);
– привлекать в университет ведущих специалистов из науки и бизнеса для развития инновационных форм обучения; совершенствовать систему многоуровневого образования; стимулировать применение новейших образовательных технологий;
– создать ассоциацию выпускников ВолгГТУ с целью укрепления партнерства с ведущими организациями и предприятиями для развития материально-технической базы и поддержки талантливых студентов и ученых;
– одновременно интенсивно развивать как студенческое самоуправление, так и систему воспитательной работы со студентами;
– исключить случаи недоброжелательного отношения к студентам со стороны преподавателей; шире использовать опыт кафедр, на которых отсев студентов минимальный; регулярно проводить анкетирование студентов о качестве преподавания;
– ускорить внедрение современных информационных технологий (дистанционное обучение, развитие электронной информационной базы, расширение сети аудиторий, оснащенных мультимедийным оборудованием, ввести электронные УМКД, сократить документооборот и др.); обеспечить кафедры программными средствами, позволяющими использовать в учебном процессе и научных исследованиях современные информационные технологии;
– повысить привлекательность университета для иностранных студентов и аспирантов (практиковать обучение по индивидуальным планам, летние школы, прохождение преддипломной практики и т.п.); привлекать абитуриентов из бывших союзных республик;
– экспериментально в качестве пилотного проекта проверить один из вариантов повышения зарплаты сотрудников, согласно которому структурному подразделению устанавливается только фонд оплаты труда, а штатное расписание составляется с учетом мнения коллектива подразделения;
– поэтапно в течение 1-2 лет ввести в эксплуатацию новый высотный корпус;
– финансировать оздоровительный отдых сотрудников и студентов в санатории-профилактории, спортлагере; расширить медицинские услуги за счет приобретения нового оборудования; разработать финансовый механизм материальной поддержки сотрудников при лечении; улучшать условия проживания в общежитиях.