ВолгГТУ: вчера, сегодня, завтра

Там, где готовят профессионалов

Там, где готовят профессионаловГод назад в это время наш университет пребывал в волнении: сотрудники буквально всех структур с трепетом ожидали решения Рособрнадзора о государственной аккредитации. И вот 1 ноября это решение было принято. ВолгГТУ, успешно пройдя аттестацию, получил лицензию и свидетельство об аккредитации на следующую пятилетку. Но без опыта трудно уверенно идти к новым достижениям. И мы попросили проректоров университета, а также директоров филиалов рассказать (каждый – о своем направлении) в университетской газете, что было сделано за последние годы, а что еще предстоит сделать. Для этого решили в «Политехнике» завести новую рубрику, которую откроет проректор по учебной работе Игорь Леонидович Гоник.

Право первооткрывателя принадлежит ему не случайно – 1 октября исполнился ровно год, как И.Л. Гоник работает в этой должности. Хотя проблемы, которые сегодня приходится решать, для него не новые.

– Игорь Леонидович, прежде чем Вам задать вопрос, хотелось бы привести одну ссылку. В недавнем интервью федеральному журналу «Аккредитация в образовании» ректора нашего университета И.А. Новакова спросили: «Насколько политика ВолгГТУ в области качества успевает за требованиями сегодняшнего времени?» Иван Александрович назвал одним из главных направлений, в котором университет активно работает, соответствие образовательной деятельности вуза возрастающим потребностям общества в квалифицированных специалистах и научно-педагогических кадрах высшей квалификации. Какие заметные изменения произошли в этом направлении?

– Создание факультетов и кафедр – это отклик на потребность рынка в новых специалистах, обладающих современными знаниями и умениями. Так, в 2005 году на факультете экономики и управления, единственном в ВолгГТУ гуманитарном факультете, была открыта кафедра «Экономика и финансы предприятий», на которой занятия по многим предметам проводят практики, участвовавшие в разработке финансовых процессов на крупных предприятиях региона. На следующий год на ФЭВТ была создана кафедра «Программное обеспечение автоматизированных систем», готовящая специалистов в области создания высокоэффективных, качественных и безопасных программных систем.

Большим событием для нашего вуза стало открытие с этого учебного года факультета технологии пищевых производств, выросшего из кафедры ТПП химфака. Одновременно с факультетом создана кафедра «Машины и аппараты пищевых технологий».

В последние годы начата подготовка по пяти направлениям и трем специальностям, получены лицензии на подготовку специалистов по двенадцати новым образовательным программам. На октябрь текущего года количество утвержденных учебных планов в университете составляет 352.

Произошли и другие изменения в структуре университета. Например, открылся ряд центров повышения квалификации и дополнительного образования, региональный центр тестирования, на базе научно-исследовательской части образован департамент науки и инноваций, в состав которого вошел новый отдел инноваций и трансфера технологий, реорганизовано УМО университета, в структуре которого создан сектор менеджмента качества.

Открыты новые магистерские программы в рамках направлений: «Химическая технология и биотехнология», «Менеджмент», «Технологические машины и оборудование». Регулярно пополняется список аккредитованных образовательных программ, например, в прошлом учебном году были аккредитованы программы «Инструментальные системы машиностроительных производств», «Технология мяса и мясных продуктов» и такое популярное ныне направление как «Реклама».

– Вузовские преподаватели, и не только политеховские, отмечают снижение уровня подготовки выпускников школ. И Вам это хорошо известно, потому что Вы работали и в приемной комиссии, и возглавляли региональный центр тестирования, и региональный центр обработки информации ЕГЭ во время эксперимента по введению единого экзамена. Наш вуз, как мы знаем, ведет широкую довузовскую подготовку. Расскажите, как он может помочь будущим абитуриентам справиться с вступительными испытаниями?

– Действительно, у нас в университете создана и успешно функционирует достаточно мощная система довузовского образования. Факультет довузовской подготовки (ФДП) ведет работу в инженерно-технических школах и лицеях (в настоящее время их 20) по проведению олимпиад, организует профориентационные мероприятия по повышению имиджа технических специальностей и нашего вуза в целом. В течение 20072008 учебного года во всех структурах ФДП обучалось около тысячи человек: в школе «Интенсив» – 480 человек, в лицее – 213, в Красноармейском центре довузовского образования – 286 человек. Не забываем мы и о наших потенциальных абитуриентах в районах области, организуя учебно-консультационные пункты подготовительных курсов. Так, в прошлом году такие пункты работали во Фролово и Михайловке.

– Пожалуй, самая распространенная форма интеллектуальных состязаний среди студентов – это олимпиады. Наши политехники достойно представляют вуз на российских и международных встречах?

– Нам есть чем и кем гордиться. Вот, к примеру, на международной олимпиаде по математике в Ярославле наш студент занял первое место в личном зачете. Выпускник кафедры «Автомобильные перевозки» занял первое место на Всероссийском конкурсе дипломных работ по специальности «Организация перевозок на транспорте». На второй открытой олимпиаде по программированию в ЮФУ, проводимой в г. Таганроге, студенты кафедр САПР и ПОАС в личном и командном зачетах заняли призовые места. И таких удач много.

Отмечу, что «олимпийское движение» успешно развивается и в самом ВолгГТУ. В прошедшем учебном году на девяти кафедрах университета были проведены внутривузовские предметные олимпиады, в которых приняли участие более 500 студентов. А кафедра «Политология» провела первую межвузовскую олимпиаду «Гражданином быть обязан», в которой команда университета заслуженно заняла первое место.

– Игорь Леонидович, говоря о соответствии образовательной деятельности возрастающим потребностям общества в квалифицированных специалистах, нельзя не остановиться и на послевузовском образовании...

– В 2002 году в университете создан институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов (ИП и ПК), основным предназначением которого является оказание образовательных и иных услуг для получения дополнительных знаний, умений и навыков. Институт развивает свою структуру и наращивает объемы оказываемых услуг. В состав ИП и ПК в настоящее время входит 47 структурных подразделений, обладающих правом вести самостоятельную хозрасчетную деятельность по оказанию образовательных услуг по 30 лицензированным образовательным программам подготовки. В их рамках идет обучение по 139 программам повышения квалификации и по 12 программам профессиональной переподготовки.

– С 1993 года в ВолгГТУ началась реализация двухступенчатой структуры подготовки специалистов. Без сомнения, развиваются и новые формы образования. Какие?

– Хотелось бы остановиться на самостоятельной работе студентов, которая является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой, следовательно, ее необходимо совершенствовать и искать новые формы. В университете введено понятие «организуемая самостоятельная работа студентов» (ОргСРС), означающее, что по каждой учебной дисциплине обязательно предусмотрена выдача индивидуального задания с консультативной помощью и последующей проверкой преподавателем. Предусмотрены следующие типы ОргСРС: реферат и семестровое задание (в основном для дисциплин блоков ГСЭ и ЕН), курсовая работа, курсовой проект (преимущественно для дисциплин блоков ОПД и СД). Объем и форма ОргСРС по предложению кафедр, разрабатывающих рабочую программу учебной дисциплины, утверждается научно-методическим советом факультета.

– XXI век еще до его наступления был назван Информационным с большой буквы. И современное обучение немыслимо без организации электронной образовательной среды, доступа к различным информресурсам, создания электронных учебных пособий. Какие изменения в этих направлениях происходят в нашем вузе?

– Начну с библиотеки, как с храма знаний. У нас создана автоматизированная информационно-библиотечная система. По профилю образовательных программ НТБ имеет электронный каталог, который включает почти 60 тысяч библиографических записей, осуществляется ввод вновь поступающей литературы, а также ретроввод. Электронный каталог выставлен в Интернете. НТБ поэтапно переходит на автоматизированное обслуживание читателей с использованием штрихкодов, и многие студенты с этой формой обслуживания уже знакомы.

В электронной библиотеке вуза имеется 603 наименования электронных учебников, учебных курсов. В программном обеспечении МАРК SQL 1.9 успешно работают модули: «Комплектование», «Каталогизация», «Подписка», «Абонемент», «Поиск», «Администратор», «Книгообеспеченность».

Парк вычислительной техники университета постоянно пополняется современными компьютерами. В университете имеется более 2500 ПК, из них около 1300 объединены в сеть и имеют выход в Интернет.

Все больше используются в учебном процессе электронные учебно-методические комплексы дисциплин (ЭУМКД). Активная работа по их созданию и внедрению идет и в нашем вузе. Целью использования ЭУМКД является предоставление доступа обучающимся, педагогическим работникам и учебно-вспомогательному персоналу к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить более полное и качественное освоение образовательной программы. В 20082009 учебном году к созданию ЭУМКД должны подключиться все кафедры университета.

В 2008 году создан сайт учебно-методического объединения (УМО), на котором размещена информация по учебной, учебно-методической и организационно-методической работе в университете, нормативно-правовая документация, учебные планы всех основных образовательных программ, реализуемых в вузе, расписание занятий и другая полезная информация.
На базе ВолгГТУ функционирует областной центр новых информационных технологий, который определяет единую политику информатизации в сфере образования и науки Волгоградской области.

– Два года назад на заседании Ученого совета была утверждена «Политика в области качества ВолгГТУ». Что сделано в плане ее реализации?

– В университете активно внедряется система менеджмента качества, создана внутривузовская система обеспечения качества образования. В своей работе образовательное учреждение руководствуется локальными актами и планирующими документами, регламентирующими работу по организации управления и контроля качества подготовки специалистов в вузе. В рамках внедрения системы качества в 20072008 учебном году были проведены обучающие семинары для руководителей структурных подразделений, заместителей деканов, уполномоченных по качеству на кафедрах университета; разработан ряд документов, регламентирующих различные виды деятельности в рамках системы качества вуза.


Наша справка

По итогам мониторинга технических вузов за прошлый год наш университет из 164-х занял 31-е (без филиалов) и 41-е (с филиалами) места.

В университете реализуются 68 основных образовательных программ: 15 – по направлению подготовки бакалавров, 41 – подготовки специалистов, 12 – по направлению подготовки магистров, а также 35 программ послевузовского профессионального образования (аспирантура и докторантура), 30 программ дополнительного образования.

Вместе с филиалами в ВолгГТУ работает 1193 преподавателя, среди которых член-корреспондент РАН, три члена отраслевых академий, 146 докторов наук, профессоров и 612 кандидатов наук, доцентов. В коллективе – 9 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 10 заслуженных работников высшей школы РФ, два заслуженных химика, два заслуженных металлурга, заслуженный экономист, 6 лауреатов премий федерального значения. Знаком «Почетный работник высшего профессионального образования» награждены 92 человека.

За последнее пятилетие преподавателями вуза издано 20 учебников, около 800 учебных пособий (в том числе 120 с грифом Министерства или учебно-методических объединений вузов), 220 монографий, более 1500 наименований методических указаний.

Стр. 3 из 9pdf