Актуально

Вуз без коррупции

Вуз без коррупцииИнтервью с проректором по учебной работе В.А. Кабановым о состоянии антикоррупционной деятельности в университете.

– Владимир Александрович, на недавнем заседании ученого совета университета Вы докладывали о состоянии антикоррупционной деятельности в ВолгГТУ. Скажите, пожалуйста, чем вызвано, что этот вопрос вошел в повестку заседания в числе главных?

– А он и есть один из главных. Этой проблеме, особенно в последние годы, уделяется очень большое внимание и на федеральном уровне, и на региональном. Достаточно назвать такие нормативрые документы, как Федеральный закон №273 «О противодействии коррупции», вышедший 25 декабря 2008 г., Указ Президента Российской Федерации № 226 от 11 апреля 2014 г. «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы», Приказ Минобрнауки России № 2047, подписанный 26 июня 2011 г.

Также есть целый ряд документов локального характера – это приказы ректора вуза № 557 «Об утверждении плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы» и № 559 «О создании антикоррупционной комиссии» в ВолгГТУ от 19.11.2014 г.. Кроме того, ректорским приказом № 16 (от 20.01.2015 г.) утверждены нормативные документы по вузу, такие, как «Положение об антикоррупционной комиссии ВолгГТУ», «Кодекс этики и служебного поведения работников ВолгГТУ», «Положение о конфликте интересов».

– Можете рассказать подробнее о последнем документе и какова причина его появления?

– Дело в том, что в начале октября текущего года принят Федеральный закон (№285-ФЗ) о внесении изменений в отдельные российские законодательные акты, в том числе и в уже знакомый нам ФЗ-273. Теперь законодательно определено, что понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» ориентированы не на «государственного или муниципального служащего», как было в предыдущей редакции, а, цитирую, на «лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию интересов», то есть на должностное лицо.

Таким образом, круг ответственных за антикоррупционную деятельность расширился. И в этом принципиальное отличие внесенных изменений. Более того, предусмотренный новой редакцией закона порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов обязывает ответственных, читай должностных лиц, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также своевременно принимать меры, чтобы не допустить не только конфликт интересов, но и саму возможность его возникновения. И вот на что хотелось бы обратить особое внимание, – неисполнение должностным лицом этой обязанности квалифицируется как правонарушение, за которое может последовать его увольнение.

Скажу еще об одном законодательном новшестве, заслуживающем внимание широкого круга, – подверглась изменениям и статья 12.4 того же закона, предусматривающая «ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников». В новом прочтении она звучит так:

«...работник не может замещать отдельные должности в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры и т.д.), если замещение работником должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».

Иными словами, с учетом выше сказанного, речь идет в том числе, а возможно, и в большей степени, о профилактической работе в целях противодействия коррупции.

– Вы возглавляете антикоррупционную комиссию в университете. Каковы основные задачи, стоящие перед ней, и как комиссия справляется с ними?

– Наша комиссия участвует в разработке и реализации приоритетных направлений антикоррупционной политики, осуществляемой органами управления университета, в координации их деятельности по устранению причин коррупции и условий им сопутствующих, выявлению и пресечению фактов коррупции и ее проявлений. Также комиссия вырабатывает рекомендации для практического использования по предотвращению и профилактике коррупционных правонарушений, оказывает консультативную помощь подразделениям вуза и тому подобные. Это и есть наши основные задачи.

Должен сказать, что все мероприятия, намеченные планом работы комиссии на текущий год, реализуются в срок. Дополнительно к рабочему плану проведена профилактическая работа на ряде кафедр: к примеру, АТС, ИСЭ, ТМС, САПР.

Также разработана дополнительная профессиональная программа, в частности, проведены курсы повышения квалификации «Противодействие коррупции», слушателями которых были 20 работников профессорско-преподавательского состава университета. Так что теперь они полностью подготовлены к тому, чтобы заниматься антикоррупционной деятельностью.

Более того, регулярно ведется мониторинг в студенческой среде, направленный на выявление фактов коррупционного характера. Причем психолого-социологической службой университета такие исследования среди студентов проводятся не только в головном вузе, но и в его филиалах. Каждый поступивший сигнал обязательно проверяется.

– Означает ли это, что в вузе участились случаи коррупции?

– Нет, это не так. Конечно, бывают иногда случаи, похожие на коррупцию, но они не носят массовый характер. Тем не менее, повторюсь, по всем поступившим сигналам комиссия обязательно проводит работу. Поэтому как руководитель антикоррупционной комиссии в ВолгГТУ, хочу обратиться к коллегам: если какой-либо случай конфликтный произошел, необходимо отреагировать немедленно, не доводить до конфликтной ситуации.

Беседовала Светлана Васильева.

Стр. 10 из 14pdf