Выборы ректора

П Р О Г Р А М М А кандидата на должность ректора ВолгГТУ Навроцкого Александра Валентиновича

Введение

Современное состояние Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) подробно отражено в ежегодных докладах ректора университета и в информации, размещенной в открытом доступе на интернет-сайте вуза. Кроме того, 25-летний опыт развития представлен в брошюре «Волгоградский государственный технический университет – сквозь призму времени: 1989–2013 годы». Основываясь на данных материалах можно охарактеризовать современное состояние ВолгГТУ тремя тезисами:

– в вузе сформированы и динамично развиваются научные школы металлургов, химиков, машиностроителей, материаловедов, сварщиков, приборостроителей, а также обеспечено опережающее развитие науки, подготовки кадров высшей квалификации, что определяет перспективу дальнейшего инновационного развития вуза;

– преобразования сферы высшего образования РФ нашли непосредственное отражение и реализацию в нашем университете в виде многоуровневой системы образовательных программ, современных форм организации учебного процесса, управления качеством, адекватного материально-технического обеспечения;

– в многочисленном коллективе сотрудников и студентов сформирован благоприятный социальный климат, культурно-этические нормы и ценности разделяются абсолютным большинством членов коллектива, сохраняются и развиваются традиции политехников.

Сегодня ВолгГТУ является ведущим региональным вузом, который занимает лидирующее место по количеству подготовленных специалистов для многих сфер жизнедеятельности региона, имеет развитую инфраструктуру, обеспечивает высокий профессиональный уровень и оказывает влияние на формирование гражданских и нравственных качеств личности студентов в условиях интеграции университета в общероссийское и международное научное и образовательное пространство.

Программа развития университета на 2014–2016 гг.

Стратегия развития университета определена в «Программе стратегического развития на 2012–2016 годы» (ПСР). Главная цель данной программы – эффективная интеграция науки и образования с формированием научно-образовательно-производственного комплекса. Ключевыми словами в полном спектре заявленных специфических целей, задач и мероприятий по их решению являются «модернизация» и «развитие». Это касается научных исследований, образовательной деятельности, инфраструктуры и управления. Выполнение всех задач программы, достижение запланированных результатов, характеризуемых набором индикаторов, безусловно, является императивом деятельности всего коллектива университета в 2014–2016 годах. Следовательно, «ближний» план действий четко определен, он реализуется лишь с оперативными корректировками по годам.

В «ближний» период обозначен ряд существенных задач, следующих из дорожной карты развития социальной сферы и плана деятельности Минобрнауки. Одной из таких задач является введение системы эффективного контракта. Для ВолгГТУ это вопрос в большей степени технологический, чем проблемный. Его решение связано с использованием наработанного за последние 5–10 лет обширного опыта подсчета рейтинга преподавателей, а также стимулирования и оценки деятельности ППС. На этом богатом материале можно разработать типологии контрактов, требования к претендентам, процедуры конкурсов.

Важнейшая задача вытекает из необходимости повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава до конкурентоспособного уровня в условиях сохранения напряженной демографической ситуации. Решение этой задачи в ближайшей перспективе требует реализации следующего набора срочных мер, касающихся поиска дополнительного контингента студентов и экономии средств:

– активное продвижение образовательных, научных и иных услуг университета через интернет-сайт, СМИ и другие доступные каналы, формирование и выполнение ежегодного плана рекламной деятельности;

– быстрое открытие особо востребованных специализацийнаправлений, программ переподготовки, связанных с нефтегазовым комплексом, энергетикой, сервисом;

– адресная, персонализированная политика во взаимодействии с опорными школами и колледжами;

– всемерное привлечение иностранных студентов за счет системы мер поощрений, поддержки лучших студентов и партнеров по набору, реализации договоров с Россотрудничеством, участия в выставках и олимпиадах, проводимых в перспективных регионах;

– продолжение линии на оптимизацию численности педагогического состава, ориентируясь на количество студентов, обучающихся по программам, трудоемкость программ, а также активность в других видах деятельности и прежде всего научной;

– оптимизация численности административно-управленчес­кого и вспомогательного персонала;

– сокращение темпов развития материально-технической базы.

Направления развития университета в период 2016–2020 (2022) гг.

Анализ внешних условий, влияющих на развитие университета.

Генезис современного состояния как результата опережающего развития университета в последние десятилетия и реализуемая ПСР убедительно задают логику и вектор на формирование образа ВолгГТУ как ведущего регионального вуза, усиление роли которого базируется на выполнении востребованных фундаментальных и прикладных научных исследований и внедрении инноваций в образовательную деятельность.

Вместе с тем во всем мире и в РФ разворачивается целый ряд тенденций и процессов, которые запускают пакет масштабных изменений. В этих условиях каждый университет сталкивается с проблемой ответа на существенные вызовы. Такими ответами, вне всякого сомнения, должны стать изменения в ключевых процессах, и именно эти изменения призваны обеспечить положительную динамику развития в период до 2020–2022 годов.

Очевидными трендами на сегодняшний день являются:

– глобализация экономики, науки, образования, в результате которой практически каждый российский университет оказывается на одном поле с многочисленными, в том числе сильнейшими, игроками из Европы, Северной Америки, Азии и Австралии; проблемой является включение России и элементов ее экономики, сферы образования и науки в цепочки разделения труда в рамках формирующейся глобальной системы;

– смещение фокуса на человеко-ориентированные отрасли: безопасность, здравоохранение, образование, развлечения; в этом смысле происходит структурная трансформация экономики, промышленности, ставящая новые задачи перед сферой образования;

– цифровизация, массовое использование информационных технологий, дистанционные технологии;

– ориентация на человека, развитие его талантов, паспортизация достижений и компетенций, использование репутационных моделей;

– возрастающая роль азиатских стран в мировой экономике, науке и образовании как важнейшая геополитическая тенденция.

На уровне Российской Федерации дополнительно к уже названным трендам необходимо добавить такие крупные задачи, как переход от сырьевой модели экономики к инновационной, решение демографических и миграционных проблем, преодоление инфраструктурного отставания.

Волгоград и Волгоградская область относятся к промышленно-ориентированным территориям, которые последовательно ставят стратегические задачи по развитию высокотехнологичных производств в химии, нефтехимии, машиностроении, металлургии, пищевой промышленности, а также развитию транспортной инфраструктуры. В решение этих задач, безусловно, должен быть включен региональный технический университет.

Анализ внешней и внутренней ситуации позволяет сформулировать ряд существенных проблем, проявившихся во всей сфере образования РФ. Преодоление данных проблем является необходимым условием развития университета в период до 2020–2022 года.

В научно-исследовательской деятельности. Недостатки в формулировании задач отдельными коллективами не позволяют в полной мере включиться в цепочки фундаментальных исследований и прикладных разработок. Это приводит к сдерживанию роста объемов НИР по заказам бизнеса, выпуска наукоемкой продукции и оказываемых услуг.

В образовательной деятельности. Университет по ряду направлений не предлагает привлекательных жизненных карьерных траекторий абитуриентам и студентам, которые могли бы в достаточной степени мотивировать молодых людей на получение образования. Следствие этой проблемы – низкое значение ЕГЭ при поступлении, невысокая успеваемость, отчисления, проблемы с набором в магистратуру.

В деятельности по социализации, воспитанию, развитию талантов. Не удается «серийно» достигать успешного формирования таких качеств личности, как «заряженность» на действие, ответственность, восприятие гуманистических ценностей, культуры межнационального диалога. Университет часто не выдерживает конкуренции интернет-сообществ, продуктов массовой культуры, негативных семейных и других ситуаций.

В сфере привлечения и развития научно-педагогических кадров. Разрыв между потребностями в сотрудниках с особыми сильными компетенциями и возможностями по их мотивации с учетом оплаты труда, социальных преференций, траекторий профессионального роста; сложность привлечения преподавателей с опытом практической работы в реальном секторе.

В развитии кампуса университета. Быстрое изменение внешней материальной среды и медленная трансформация материальной реальности вуза (вследствие ресурсных ограничений) ведут к потере привлекательности университетского пространства в глазах абитуриентов, студентов, сотрудников, партнеров и других лиц.

В управлении университетом. Ограниченность ресурсов (демографическая и экономическая ситуация, бюджетная политика, необходимость повышения заработной платы) требует усиления централизации, в то время как многозадачность и участие в реальной рыночной ситуации требует децентрализации принятия управленческих решений.

С учетом названных трендов и проблем можно представить целевую модель ВолгГТУ, на достижение которой должны быть направлены действия по решению стратегических задач и осуществлению необходимых изменений.

Целевая модель университета

Предназначение университета – обеспечить формирование человеческого и интеллектуального ресурса путем соединения фундаментальных знаний и инновационных решений для развития постиндустриального общества на пространстве Волгоградской области, Поволжья, Юга России, а также в странах, являющихся стратегическими международными партнерами РФ.

Стратегической целью является реализация модели российского регионального университета, обеспечивающего подготовку инженеров и проведение исследований, глобально конкурентоспособных в условиях постиндустриальной экономики.

Такая целевая модель представляет собой региональный технический университет, сфокусированный на обеспечении связи фундаментальной науки и потребности инновационной экономики и развитии на этой основе собственных исследовательских и образовательных проектов; а также ориентированный на международный рынок научных и образовательных услуг.

При этом университет осуществляет:

– исследовательскую деятельность, движимую потребностями инновационного технологического бизнеса;

– реализацию междисциплинарных инженерных программ высшего образования;

– широкий спектр краткосрочных программ профессионального развития специалистов;

– обеспечение личностного и профессионального роста сотрудников и их всемерную социальную поддержку.

Достижение целевой модели возможно за счет решения стратегических задач развития. Технологически такое решение предполагается обеспечить за счет проектного подхода, в соответствии с которым под поставленную задачу разворачивается комплекс связанных мероприятий, т.е. проект. Таким образом, каждая задача подразумевает и наличие соответствующего проекта по ее решению.

Задача 1. Реализация проактивной модели сотрудничества университета с бизнесом.

Смысл проекта заключается в формировании стратегических партнерств с рядом крупных компаний, а также с малыми производственными предприятиями с целью реализации совместных программ исследований, разработок, инновационных проектов и подготовки (переподготовки) специалистов.

Необходимые мероприятия:

1) Аудит образовательных и исследовательских программ вуза и выделение перспективного содержательного ядра проекта.

2) Определение имеющихся и потенциальных ключевых бизнес-партнеров, создание институциональных условий регулярного глубокого диалога, запуск пакета переговорных процессов.

3) Согласование целей, логики развития бизнес-партнеров, с выходом на совместную разработку программ развития; совместная прорисовка кадровых перспектив, поиск баланса между текущими и перспективными исследованиями, образованием и подготовкой.

4) Разработка и реализация совместных исследовательских и образовательных проектов по выбранным направлениямпартнерам, вовлечение признанных успешных людей из сферы науки, бизнеса, государственного управления, культуры в деятельность университета; работа с бизнес-партнерами в плане реализации профессиональной мобильности.

5) Разработка программ профессионального развития для «ведущих инженеров» по аналогии с МБА для управленцев.
Предметные точки работы с бизнесом (примеры):

– оборудование и технологии добычи, транспортировки и переработки углеводородов;

– технологии, оборудование и материалы для современной энергетики и энергосбережения;

– цифровые и информационные технологии, управление сложными системами, роботы;

– инновационные решения для медицины, пищевой промышленности, защиты окружающей среды.

Задача 2. Форсирование научно-исследовательской деятельности.

Предполагается ускоренное развитие исследований по приоритетным направлениям развития, увеличение количества публикаций, реферируемых международными базами, в 2–2,5 раза и исследовательского бюджета в 2,5–4 раза. Суть проекта заключается в изменении подходов к организации исследовательской работы, а именно реализации сетевой модели исследований и встраивания в перспективные цепочки разделения труда.

Необходимые мероприятия:

1) Формирование партнерской сети вузов, научных организаций, готовых к запуску инициативы по сетевой организационной структуре научных исследований; распределение ролей.

2) Выбор и активное использование IT-платформ для поддержки сетевой организационной структуры научных исследований.

3) Наполнение платформы участниками консорциума и максимально широкое привлечение других вузов, компаний и организаций.

4) Формирование «карты компетенций» исследовательских центров, продвижение «карты» как инструмента образования цепочек исследований (разделения труда) под имеющиеся задачи и генерирования новых исследовательских задач.

Задача 3. Новые технологии образования.

Запуск новых технологий образования предполагает сокращение доли классно-урочной формы в пользу проектов, в том числе исследовательских, дистанционных решений, игр, симуляторов, кейсов. В проекте должна найти отражение политика университета по отношению к массовым открытым онлайн-курсам (MOOC), электронным системам управления учебным процессом (LMS).

Необходимые мероприятия:

1) Определение экспериментальных площадок, подбор программ и курсов, выбор направленности действий и индикаторов успеха (снижение аудиторной нагрузки, формирование новых компетенций, встраивание в реальные проекты бизнеса или научные программы, повышение мотивации и успеваемости студентов).
Примеры:

– технология математической подготовки, основанная на использовании пакетов прикладных программ и решения инженерных задач на начальных стадиях обучения;

– технология изучения дисциплин химического блока с использованием квантово-химических и инженерных пакетов для расчетов и визуализации;

– технология приобретения комплекса инженерных компетенций, основанная на выполнении группового проекта.

2) Методическая проработка, разработка или приобретение средств и инструментов, подготовка методических материалов, регламентов, инструментов оценки качества.

3) Запуск в учебный процесс, доводка технологии, анализ откликов студентов, достигаемых значений индикаторов, принятие решения о целесообразности тиражирования результатов.

4) Воспитательная работа как дополнительный технологический ресурс образования – доведение ценностного содержания через современные средства и технологии, прежде всего активное формирование сообществ, использование клубного формата, использование возможностей существующих интернет-сообществ и сетей для внесения необходимого контента; организация в «мягком» формате встреч, дискуссионных площадок, клубных мероприятий и использование авторитета признанных успешных людей из сферы науки, бизнеса, государственного управления, культуры, приоритет форматов, предусматривающих активную коммуникацию.

Задача 4. Привлечение и развитие научно-педагогических работников.

Проект должен быть направлен на формирование высокопрофессионального состава научно-педагогических кадров, обладающих компетенциями для работы в логике сетевых, в том числе международных, исследовательских и образовательных программ, новых образовательных технологий. Также этот проект требует переформатирования деятельности от административной функции отдела кадров к функции профессионального развития сотрудников, развития талантов.

Необходимые мероприятия:

1) Определение новых функций преподавателя в контексте реализации сетевых исследовательских и образовательных программ, использование новых образовательных технологий, а также требуемых компетенций.

2) Разработка типологии преподавательских контрактов с учетом позиций и показателей научной и педагогической деятельности с использованием принципа «портфолио».

3) Проектирование комплексной многоступенчатой программы профессионального развития сотрудников вуза для формирования дополнительных компетенций (педагогические технологии, информационные технологии, деловое общение и переговоры, презентационные навыки, управление проектами, управление персоналом, языковая компетенция).

4) Реализация программ профессионального развития в рамках аспирантуры, а также для различных категорий научно-педагогических работников.

5) Работа с бизнес-партнерами в плане «переопыления», взаимного переноса опыта, реализации профессиональной мобильности.

Задача 5. Интернационализация основных видов деятельности университета.

В проекте по данному направлению необходимо учитывать тенденцию к расширению международной составляющей основных видов деятельности. Результатом должна стать способность вести основную деятельность на международном уровне и на глобальных рынках.

Необходимые мероприятия:

1) Развитие языковой подготовки преподавателей и сотрудников, а также системы мер поощрения языковой компетенции.

2) Реализация гибкой сквозной языковой подготовки студентов и аспирантов с учетом специфики стандартов, образовательных программ, индивидуальных траекторий студентов, в том числе иностранных.

3) Привлечение иностранных преподавателей на краткосрочные (модули) или долгосрочные (семестр, год) контракты для преподавания на английском языке.

4) Формирование портфеля отдельных дисциплин, а в перспективе отдельных образовательных программ, реализуемых на английском языке.

5) Регулярное проведение комплекса мероприятий по патриотическому, межнациональному воспитанию молодежи, поддержке добровольческой и волонтерской деятельности, содействию международному и межрегиональному сотрудничеству молодежи.

Задача 6. Новый внешний облик университета.

Проект включает серию действий по улучшению имиджа, бренда университета, его облика в виртуальном пространстве, а также более удобной и привлекательной физической реальности на территории вуза. Реализация проекта предполагает точечный подход, связанный с ограниченностью ресурсов, а также наличием юридических возможностей для осуществления конкретных преобразований.

Необходимые мероприятия:

1) Разработка новой концепции визуального образа университета, отбор фотоизображений, видеоматериалов, символов, логотипов, форматов надписей, включая виртуальный облик в интернет-пространстве, а также ключевых текстов на русском и 3–6 иностранных языках.

2) Разработка комплекта материалов, реализующих требуемый визуальный образ, включая сайт университета, страницы в социальных сетях, печатные материалы, сувениры, материалы для размещения в СМИ.

3) Разработка и реализация ежегодных планов рекламных мероприятий с учетом интересов исследовательских и образовательных программ, а также потенциальных рынков.

4) Повышение привлекательности материальной среды путем преобразования отдельных ключевых точек (объекты питания, зоны отдыха, зоны трансфера, спортивные объекты). Преобразования должны включать решения по дизайну, комфорту, доступу в Интернет.

5) Проведение ремонтных мероприятий с учетом приоритетов по энергосбережению, комфорту зон проживания в общежитиях и профилактории.

6) Содействие формированию на территории университета максимально комфортной среды, позволяющей сотрудникам и студентам решать многие вопросы в непосредственной близости от места работы и учебы (питание, отдых, сервис, занятия физкультурой и спортом, медицинское обслуживание, решение бытовых вопросов).

Стр. 9 из 9pdf