Круглый стол
Взаимодействие предприятий с учебными заведениями
Городская общественная организация «Совет директоров Волгограда», в которую входят руководители промышленных предприятий и успешные предприниматели, с 2008 года занимается вопросами подготовки кадров для промышленности.
Производственники как никто чувствуют нехватку квалифицированных кадров.
В минувший вторник в зале заседаний ученого совета ВолгГТУ прошел круглый стол по вопросу интеграции промышленных предприятий с учебными заведениями и научными организациями, в котором также приняли участие представители власти города и региона.
В начале встречи ее ведущий – депутат Волгоградской городской думы Александр Иванович Мордвинцев напомнил, что для совета директоров Волгограда нынешнее мероприятие по кадровой проблематике – третье по счету. И оно посвящено рассмотрению итогов прошлогоднего круглого стола.
«Реализация концепции промышленной политики в Волгограде: создание взаимодействия предприятий города с учебными заведениями в рамках действия нового закона «Об образовании», а также выработке подхода и путей создания современной системы профподготовки, учитывающих потребности промышленных предприятий и интересы учебных заведений.
В завершение он поблагодарил ректора ВолгГТУ, академика РАН Ивана Александровича Новакова за возможность проведения мероприятия на территории вуза и предоставил ему слово.
Выступление ректор ВолгГТУ, председатель совета ректоров Волгоградской области И.А. Новаков начал с краткой характеристики высшей школы региона, а затем перешел к ее проблемам, многие из которых напрямую еще 10 лет будут влиять на кадровый потенциал. «Если в 2004 году в области насчитывалось более 25 тысяч выпускников 11-х классов, то спустя почти 10 лет их количество уменьшилось вдвое», – сказал он. Поэтому для эффективной подготовки квалифицированного инженера надо как можно больше внедрять целевую подготовку специалистов, – подчеркнул И.А. Новаков. По мнению председателя регионального совета ректоров, отсутствует системность работы в подготовке кадров, а ведь это стержневое решение кадровой проблемы.
О своем опыте работы рассказали исполнительный директор ОАО «Волгоградский филиал «Северсталь-метиз» Б.С. Иванченко, коммерческий директор ООО «СарептаПомидорПром» А.А. Храпова, директор ООО ВГЗ «РОДОС» В.М. Федорова. А вот руководитель группы предприятий «Пивоваръ» Б.Т. Изгаршев, внедривший на своем производстве школу подготовки «Лидер», посетовал, что после ее успешного окончания молодые специалисты, став готовыми управленцами и производственниками, уезжают за рубеж – за более высокой заработной платой. Поэтому, считает Б.Т. Изгаршев, администрациям города и области надо идти навстречу волгоградскому бизнесу, быть заинтересованными в его продвижении и развитии, чтобы впоследствии предложить молодому специалисту более выгодные условия.
О более ранней профориентации, школьной, присутствующим рассказала заместитель руководителя департамента по образованию администрации Волгограда В.Г. Веникова. Своими наблюдениями о меняющейся потребности в специалистах поделилась директор по развитию кадрового агентства «Кадровый ответ» Т.В. Анненкова. А вице-президент Волгоградской торгово-промышленной палаты А.В. Дубаков познакомил участников встречи с новым, перспективным проектом – Единым центром профориентации и трудоустройства ВТПП, где ищущие работу выпускники школ, колледжей, профессиональных училищ и вузов могут подыскать себе подходящую вакансию, а потенциальные работодатели – будущих работников.
И в завершение мероприятия был разработан проект решения прошедшего совещания, в котором даны рекомендательные меры по улучшению взаимодействия образовательных учреждений Волгограда, власти и бизнеса в деле подготовки кадров для местной промышленности.
Лилия Булатова.
Фото Ильи Скворцова.
Выборы
Выборы президента ВолгГТУ
Выборы президента Волгоградского государственного технического университета состоятся на очередном заседании ученого совета ВолгГТУ, которое пройдет 25 декабря текущего года. Напомним, что кандидатом на эту должность является ректор вуза, академик Российской академии наук Иван Александрович Новаков.
Кандидатура Ивана Александровича Новакова согласована с Министерством образования и науки Российской Федерации и представлена в ученый совет для избрания его президентом университета (Письмо от 28.11.2013 г. № МК-1593/12).
Заметки с заседания
ВолгГТУ побил рекорд по защитам
Состоялось внеочередное заседание ученого совета университета, которое традиционно началось с торжественных моментов. Ректор ВолгГТУ, академик РАН Иван Александрович Новаков поздравил с днем рождения ученого секретаря учсовета вуза Яну Михайловну Старовойтову и под дружные аплодисменты зала преподнес ей красивый букет цветов. После чего руководитель техуниверситета вручил дипломы кандидата технических наук молодым ученым политеха, с пристрастием расспросив их о дальнейших научных планах.
Доклад проректора по учебной работе М.М. Матлина о дифференциации поощрения ППС по итогам текущего года предварил руководитель университета информацией по теме. Так, он сказал, что на сумму более чем 9 миллионов рублей уже поощрили в ноябре студентов, получат существенные надбавки аспиранты и докторанты при условии выполнения установленных показателей, также ППС получат установленные надбавки за оригинальные статьи, входящие в базу Scopus, и переводные статьи, будут выплачены в январе поощрения за учебные пособия и т.д. «Все, что обещали в этом году, думаю, выплатим», – заключил Иван Александрович и предоставил слово докладчику.
«Дифференциация приносит свои положительные результаты», – так начал выступление Михаил Маркович и в подтверждение этого привел соответствующие данные и цифры по итогам работы ППС за последние два полных года. Докладчик также довел до сведения членов ученого совета рекомендации рабочей группы по количественному уменьшению премии в декабре по итогам этого года.
О результатах конкурса грантов для молодых ученых университета сообщил первый проректор-проректор по научной работе, чл.-корр. РАН В.И. Лысак. Он также озвучил предложения о стимулировании научных сотрудников университета за публикации статей в зарубежных журналах, индексируемых базами WoS и Scopus. Так, например, за публикацию оригинальной статьи в журналах, индексируемых базой WoS, – надбавка в размере 30000 руб.; оригинальной статьи в журналах, индексируемых базой Scopus, – в размере 20000 руб. и т.д. А в качестве новогоднего подарка Владимир Ильич привел такие данные по вузу: «В этом году у нас будет установлен рекорд по защитам: 11 защит докторских диссертаций и 85 – кандидатских!»
Светлана Васильева.
Фото Ильи Солдатова.
Выборы
Заседание комиссии
Состоялось заседание комиссии по выборам ректора университета.
Открывая его, председатель профессор А.А. Ревин сообщил, что 19 декабря в комиссию по выборам ректора ВолгГТУ поступило решение Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ о результатах рассмотрения кандидатур. Два кандидата на должность ректора ВолгГТУ – первый проректор-проректор по НР, чл.-корр. РАН В.И. Лысак и проректор по учебной работе, профессор А.В. Навроцкий – согласованы для участия в избрании на должность ректора ВолгГТУ.
Следующий этап в подготовке к выборам – согласование даты проведения конференции по выборам ректора ВолгГТУ с Минобрнауки России. Решение по определению даты проведения конференции будет принято ученым советом на очередном заседании, которое состоится 25 декабря.
Члены комиссии также постановили своевременно оповещать коллектив университета о ходе предвыборной кампании в вузовских СМИ – размещать соответствующую информацию на официальном сайте университета, в газете «Политехник» и на доске объявлений в университете.
На заседании речь шла и об изготовлении, выдаче временных удостоверений и мандатов делегатов конференции, единых бюллетеней для тайного голосования, а также о других организационных вопросах. В процессе обсуждения по каждому из мероприятий были назначены ответственные из числа членов комиссии.
Наши выпускники
Лучшие предприниматели-2013
В третий раз в нашей стране проводился всероссийский конкурс «Молодой предприниматель-2013».
В третий раз в нашей стране проводился всероссийский конкурс «Молодой предприниматель-2013». Его цель – выявить и поощрить молодых, талантливых людей от 14 до 30 лет, ведущих предпринимательскую деятельность, сформировать позитивный образ молодежного предпринимательства как важного фактора развития страны. Среди его организаторов в этом году – Росмолодежь при поддержке Минэкономразвития.
Бизнес-проекты оценивались по 11 номинациям: «Успешный старт», «Социально ответственный бизнес», «Студенческий бизнес», «Инновационный бизнес», «Сельское хозяйство», «Сфера услуг», «Женское предпринимательство», «Семейный бизнес», «Франчайзинг», «Вклад в развитие молодежного предпринимательства», «Предпринимательство». В жюри конкурса вошли представители общественности, вузов, эксперты в области предпринимательства и молодежной политики.
Лучшие предприниматели сначала определялись на региональном (май – октябрь), а потом на федеральном (ноябрь – декабрь) уровнях. В этом году в Волгоградской области победителями на региональном этапе стали выпускники ВолгГТУ Екатерина Романенко («Сфера услуг»), Павел Кудряшов («Инновационный бизнес») и Юрий Чекашкин («Успешный старт»). Министр экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций областного правительства Э. Лагутина поздравила питомцев политеха с успехом, вручила призы и подарки от партнеров конкурса и пожелала дальнейших успехов в финале конкурса.
Любопытно, что все победители регионального этапа работают в области IT-технологий. Е. Романенко, генеральный директор ООО «Тур-Ист», занимается разработкой программного обеспечения для автоматизации деятельности туристических фирм; директор ООО «АйТинент» П. Кудряшов внедряет систему слежения за образованием наледи на линиях электропередач; а генеральный директор ООО «Кубит» Ю. Чекашкин создает приложения для мобильных телефонов.
Финальные итоги «Молодого предпринимателя-2013» будут объявлены позже, но уже то, что выпускники техуниверситета вышли на всероссийский уровень, свидетельствует не только об их замечательных деловых качествах, но и качестве полученной профессиональной подготовки, которая отличает наш вуз.
Выборы ректора
Представляем кандидатов
ЛЫСАК
Владимир Ильич
Родился 17 мая 1951 г. в г. Волгограде.
В 1974 г. с отличием окончил Волгоградский политехнический институт по специальности «Оборудование и технология сварочного производства», квалификация – инженер-механик.
19 марта 1980 г. присуждена ученая степень кандидата технических наук, тема диссертации «Исследование закономерностей формирования соединений при сварке взрывом композиционных материалов слоистого состояния».
12 мая 1996 г. присуждена ученая степень доктора технических наук, тема диссертации «Разработка методов и средств проектирования технологических процессов сварки взрывом металлических слоистых композиционных материалов».
12 сентября 1984 г. присвоено ученое звание старшего научного сотрудника по специальности «Технология и машины сварочного производства».
25 октября 1988 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре оборудования и технологии сварочного производства.
29 октября 1997 г. присвоено ученое звание профессора по кафедре оборудования и технологии сварочного производства.
22 декабря 2011 г. избран членом-корреспондентом РАН по Отделению химии и наук о материалах, специальность «Конструкционные материалы».
Имеет 798 опубликованных работ, включая 11 монографий, 2 учебных пособия, 1 учебник, 219 статей, 67 патентов и авторских свидетельств. Под его руководством подготовлено 5 докторских и 25 кандидатских диссертаций.
Тематика научных трудов:
– научные основы создания металлических, металло-керамических и интерметаллических композиционных материалов с помощью энергии взрыва;
– материаловедение композиционных материалов;
– основы технологии аргоно-дуговой сварки неплавящимся электродом;
– технология износостойкой наплавки металлов.
За последние 5 лет проходил стажировку в Национальном агентстве контроля сварки (2012 г.) по программе «Совершенствование международной системы аттестации сварочного производства». Повышал квалификацию в Национальном агентстве контроля сварки (аттестован как специалист сварочного производства IV уровня (2013 г.), в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» – по программам финансовой деятельности государственных учреждений, управления проектами и персоналом в сфере образования, а также основ государственного и муниципального управления (2013 г.).
Награжден премией Ленинского комсомола в области науки и техники (1985 г.), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2000 г.), орденом Дружбы (2011 г.). Удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2005 г.).
Читает и может объясняться на английском языке.
В выборные органы государственной власти не избирался.
Стаж научно-педагогической работы Лысака В.И. более 35 лет.
Стаж управленческой работы:
– в должности заведующего кафедрой – более 16 лет;
– в должности проректора – 17 лет.
Решением ученого совета университета от 23 октября 2013 г., протокол № 4, Лысак Владимир Ильич включен в список кандидатур на должность ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет».
Кандидатура Лысака В.И. для участия в избрании на должность ректора ВолгГТУ согласована с советом ректоров вузов Волгоградской области, губернатором Волгоградской области, Аттестационной комиссией Минобрнауки России (решение Аттестационной комиссии от 13 декабря 2013 г., протокол № 67).
Выборы ректора
П Р О Г Р А М М А
кандидата на должность ректора ВолгГТУ
Лысака Владимира Ильича
Миссия ВолгГТУ
Основываясь на традициях отечественной высшей школы, используя инновации в сфере науки и высшего образования, обеспечивая единство научной учебной и воспитательной деятельности, осуществлять подготовку гармонично развитых, конкурентоспособных и профессионально ответственных специалистов, ориентированных на перспективные потребности российского и мирового рынков.
Представленная программа является логическим продолжением усилий руководства ВолгГТУ и его ППС по реализации комплекса мер, направленных на динамичное, инновационное развитие университета с целью закрепления позиций ВолгГТУ как базового элемента российского образования и катализатора инновационного обновления экономики и социальной сферы в первую очередь Волгоградской области и других регионов страны.
Программа основана на государственных и региональных законодательных актах, программно-аналитических и нормативно-правовых документах РФ в сфере образования, инновационной деятельности, социально-экономического развития, в том числе Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в РФ», законах Волгоградской области от 21.11.2008 г. № 1778-ОД «О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г.», от 13.11.2008 г. № 1762 ОД «О науке и научно-технической деятельности в Волгоградской области» и др., а также положениях «Политики в области качества ВолгГТУ», планах развития университета.
1. Стратегические цели развития университета
1.1. Обеспечение устойчивого функционирования ВолгГТУ как одного из крупнейших технических университетов Юга России; создание предпосылок по преобразованию ВолгГТУ в исследовательский университет.
1.2. Дальнейшее динамичное развитие университета на основе эффективного использования возможностей от реализации Программы стратегического развития ВолгГТУ до 2016 г. и последующего периода.
1.3. Обеспечение современных и перспективных потребностей экономики и социальной сферы Волгоградской области и других регионов в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для совершенствования форм и медотов непрерывного образования.
1.4. Создание условий для дальнейшего развития сложившихся и формирующихся новых научных школ университета и эффективного использования их научно-технического потенциала.
1.5. Расширение фундаментальных и прикладных исследований.
1.6. Обеспечение условий по активизации инновационной деятельности в вузе.
1.7. Активизация подготовки кадров высшей квалификации, поддержка молодежи, развитие системы повышения квалификации и научного стажирования ППС университета в ведущих российских и зарубежных научных и образовательных центрах.
1.8. Повышение уровня заработной платы преподавателей и сотрудников на основе расширения сферы оказания научных, образовательных и коммерческих услуг и совершенствования системы оплаты труда.
1.9. Обеспечение дальнейшего развития международного сотрудничества по вхождению ВолгГТУ в мировые образовательное и научное пространства.
2. Образовательная деятельность
2.1. Обеспечение соответствия качества подготовки инженерных кадров меняющимся запросам населения, рынка труда и перспективным задачам развития экономики Волгоградской области и других регионов. С учетом введения нового перечня направлений подготовки и специальностей, состояния и развития экономики региона, перспективных изменений рынка труда необходимо внедрить до 2018 г. не менее 5 образовательных программ прикладного бакалавриата с ежегодным увеличением контингента на них.
2.2. Развитие системы профориентационной работы с целью отбора лучших абитуриентов, увеличения их среднего балла ЕГЭ и завоевание более высоких позиций среди университетов по уровню подготовки студентов, зачисленных на первый курс. Обеспечение приема студентов на бюджетной и контрактной основе по всем формам обучения на уровне не менее 3500 человек в год.
2.3. Гармоничное сочетание учебного процесса и научно-исследовательской работы. Усиление интеграции образовательного процесса с исследованиями и разработками по приоритетным направлениям развития университета. Совершенствование механизмов привлечения студентов к научно-исследовательской работе на всех уровнях образовательного процесса. Развитие и укрепление междисциплинарных связей дисциплин всех циклов учебных планов.
2.4. Повышение конкурентоспособности выпускников университета, создание гибкой, адаптивной к потребностям региональной экономики системы формирования магистерских программ. Реализация подобных программ обеспечит повышение результативности исследований магистров с публикационной активностью не менее 2 научных публикаций за нормативный срок обучения в магистратуре. Необходимо совершенствование системы оценки эффективности учебно-научной деятельности обучающихся, а также развитие вариативной части учебных планов с учетом требований и предложений предприятий – стратегических партнеров и потенциальных работодателей.
2.5. Сохранение ведущей роли кафедр и факультетов университета в организации учебно-научной и научно-образовательной деятельности. Ключевым звеном в этой деятельности должны быть деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители научно-образовательных школ, магистерских программ и ведущие научно-педагогические работники университета.
2.6. Совершенствование форм и технологий организации учебного процесса. Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, включая технологии дистанционного обучения при условии обеспечения его высокого качества. Организация системы подготовки и повышения квалификации в области учебно-методической деятельности преподавателей университета для формирования методической компетентности, обеспечения обмена передовым опытом работы и его внедрения. Развитие электронных библиотечных систем в университете с открытым доступом для преподавателей и студентов к не менее чем 20 российским и зарубежным научным и научно-образовательным информационным базам, а также ежегодное издание не менее 30 учебных пособий с грифами головных УМО.
2.7. Модернизация существующих, разработка и внедрение новых научно обоснованных образовательных стандартов по направлениям подготовки в университете, отражающих передовые тенденции мирового образования, современные достижения науки, технологий и техники и ориентированных на потребности высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности.
2.8. Формирование и развитие в университете комплекса морального и материального стимулирования ППС с целью развития методической компетентности и заинтересованности ППС в ее повышении, более активного участия в создании различного рода информационно-методического обеспечения учебного процесса. Стимулирующие мероприятия будут носить комплексный характер, увязывающий стимулирующие воздействия с ростом уровня квалификации и реальными потребностями текущего образовательного процесса.
3. Научно-инновационная деятельность и подготовка кадров высшей квалификации
3.1. Приоритетное развитие в ВолгГТУ фундаментальной науки и на ее основе прикладных исследований, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации. Создание условий и необходимых стимулов для формирования нового поколения высококвалифицированных кадров и их закрепления в науке: воспроизводство перспективного научно-технологического задела и поддержание научного приоритета вузовских исследовательских коллективов.
3.2. Существенное наращивание объемов фундаментальных исследований, проводимых в т.ч. с использованием высокотехнологичного научного оборудования, приобретенного по программе стратегического развития, и на этой основе обеспечение роста количества программ и грантов, финансируемых по линии Минобрнауки РФ, РФФИ, РГНФ, зарубежных организаций, региональных программ и др.
3.3. Обеспечение ежегодного роста объемов НИР, научных услуг и выпуска наукоемкой продукции не менее 4% и реализации показателя «Отношение объема НИР к общей численности ППС» не менее 280 тыс. руб/год.
3.4. Развитие технопарка университета «Волжский научно-технический комплекс» на основе эффективного использования модели «наука – образование – производство», внедрения новых материалов и технологий с задачей ежегодного освоения не менее 10 видов новой продукции.
3.5. Повышение результативности работы аспирантуры и докторантуры за счет усиления контроля за ходом аспирантской подготовки и ответственности за нее научных руководителей. Разработать и внедрить систему стимулирования молодых ученых и обеспечить к 2015 г. выпуск аспирантов с защитой диссертаций в срок аспирантской подготовки не менее 35%, а докторантов – 70%. Всемерная поддержка докторантов как ключевого элемента в развитии научных школ университета.
3.6. Содействие через систему стимулирующих мер росту «значимых» научных публикаций в российских и зарубежных высокорейтинговых журналах с задачей добиться к 2015 г. публикации не менее 0,13 статей/ППС в изданиях Scopus и 1,6 статей/ППС в изданиях РИНЦ. Повышение качества публикаций и научного статуса журналов серий «Известия ВолгГТУ».
3.7. Обеспечение роста количества издаваемых научных монографий, подготовленных штатными ППС, до уровня 0,07 изд/ППС в 2015 г.
3.8. Всемерное стимулирование изобретательской деятельности в университете. Необходимо создавать в год не менее 200 объектов интеллектуальной собственности и реализовывать не менее 2–3 патентов и свидетельств права в виде продажи в качестве лицензий предприятиям и организациям в РФ и за рубежом.
3.9. Развитие в рамках Программы стратегического развития вуза материально-технической базы фундаментальной и прикладной науки, включая оснащение современным оборудованием, приборами и материалами, совершенствование инфраструктуры функционирования научных подразделений университета, что обеспечит обновление приборной и экспериментальной базы науки, будет способствовать распространению и развитию современных информационных и коммуникационных технологий в научно-технической сфере, улучшит условия осуществления исследовательской деятельности.
3.10. Развитие сетевой интеграции и новых форм взаимодействия университета со стратегическими партнерами, федеральными и национальными исследовательскими университетами, ведущими российскими и зарубежными научно-образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями, институтами РАН, промышленными предприятиями. Участие в формировании и выполнении программ инновационного развития государственных и частных корпораций, высокотехнологических компаний и фирм. Создание условий для привлечения ученых с мировым именем к научно-исследовательской работе в университете.
3.11. Интеграция образовательной и научной деятельности путем создания новых научно-образовательных центров, малых предприятий, поддержка отдельных молодых ученых, реализующих свои научные раз-работки через программы УМНИК, стартапы и т.д.
3.12. Повышение эффективности управления научно-исследовательской и научно-инновационной деятельностью университета. Разработка и внедрение информационно-аналитической системы мониторинга с целью повышения эффективности управления научно-исследовательской и научно-инновационной деятельностью университета на основе объективных наукометрических показателей.
4. Развитие информационных технологий
Стратегической задачей развития ВолгГТУ в области информационных технологий является создание в университете эффективно работающей информационной научно-образовательной и управленческой среды. Решение данной задачи должно быть обеспечено реализацией следующих основных мероприятий:
4.1. Построение современной информационно-коммуникационной инфраструктуры университета.
Это потребует развития университетской сети, в т.ч. беспроводной, модернизации серверного и сетевого оборудования, системных программных продуктов для обеспечения круглосуточного доступа сотрудников и всех категорий обучающихся к информационным ресурсам университета и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предоставления персонифицированных университетских информационно-технологических сервисов через личные кабинеты сотрудников и обучающихся, а также повышения пропускной способности каналов для обеспечения передачи мультимедийной информации.
4.2. Активное внедрение в научную и образовательную деятельность университета новых информационных технологий.
Для этого необходимо создать университетский портал как обще-доступный информационный ресурс по всем направлениям научно-образовательной деятельности; внедрить в университете инновационные формы организации образовательной и научной деятельности – вебинары, видеоконференции, виртуальные симуляторы и тренажеры, открытые системы компьютерного тестирования и др.; обеспечить в ближайшие три года повышение квалификации не менее 30 % преподавателей по применению дистанционных образовательных технологий, а также обучение не менее 30 % – использованию в научных и учебных целях наиболее востребованных программных продуктов; развивать доступ к электронным справочно-информационным системам и библиотекам.
4.3. Повышение эффективности системы управления в университете на основе использования информационных технологий.
Реализацию этого мероприятия обеспечит, прежде всего, внедрение системы электронного документооборота, которая позволит автоматизировать делопроизводство в университете, обеспечит эффективное взаимодействие сотрудников в рамках работ с документами, ускоренный поиск необходимой информации и качественный контроль выполнения работ, инициируемых документами и заданиями, а также развитие системы информационной поддержки учебного процесса ИАС «Деканат».
5. Международное сотрудничество
5.1. Углубление интеграции в мировое образовательное пространство, повышение конкурентоспособности университетского образования на международном рынке образовательных услуг с целью преодоления изоляционизма российской системы образования; открытость системы образования глобальному рынку знаний, технологий, талантов; повышение привлекательности для иностранных граждан обучения в ВолгГТУ; обогащение университетской системы образования передовыми зарубежными инновационными образовательными программами и технологиями, интеллектуальным потенциалом лучших зарубежных университетов.
5.2. Активизация международного сотрудничества по приоритетным направлениям развития ВолгГТУ, рост международного признания вуза, прежде всего как научно-исследовательского центра, участие в наиболее значимых международных программах и проектах (TEMPUS, DAAD, Седьмая рамочная программа и др.).
5.3. Расширение перечня совместных с зарубежными партнерами образовательных программ и научно-исследовательских проектов при одновременной выработке согласованных контрольных требований по предметным областям для обеспечения сопоставимости и совместимости таких программ, международная аккредитация отдельных образо-вательных программ ВолгГТУ.
5.4. Поддержка системы академической мобильности студентов и преподавателей как средства обеспечения высокого уровня преподавания и доступа к знаниям; выработка эффективных механизмов управления мобильностью, обеспечивающих взаимовыгодный обмен знаниями, технологиями и т.д.
5.5. Создание условий для привлечения высококвалифицированных российских и иностранных кадров, увеличение контингента иностранных студентов, аспирантов, стажеров и преподавателей.
5.6. Языковая подготовка студентов, магистров, аспирантов и докторантов ВолгГТУ на основе дифференцированного подхода; разработка системы стимулирования преподавателей университета к овладению иностранными языками, прежде всего английского; создание основ для формирования в вузе активной информационно-обучающей языковой среды.
5.7. Создание и поддержка эффективной системы научного стажирования докторантов и аспирантов в ведущих российских и зарубежных научных и образовательных центрах.
6. Внеучебная работа со студентами
Главной целью внеучебной деятельности вуза является воспитание конкурентоспособного, ориентированного на общечеловеческие ценности специалиста-инженера, способного профессионально решать поставленные технические проблемы, осмысливать последствия принимаемых технико-технологических решений и нести нравственную и гражданскую ответственность за свои профессиональные действия. Для реализации этой цели необходимы:
6.1. Профессиональная адаптация обучающихся и повышение их профессиональных компетенций через поддержку деятельности студенческих организаций (СНТО, СКБ «Пульс» и др. научные и творческие студенческие коллективы). Наиболее перспективными в данном направлении предусматриваются мероприятия по привлечению студентов, в том числе младших курсов, к работе студенческого научного общества (студенческое конструкторское бюро, научно-производственное объединение «Пульс»); участию в научных конференциях молодых исследователей по профилю университета, смотрах-конкурсах по социально-гуманитарным наукам, организация научных мероприятий по отбору студентов для участия во всероссийских конкурсах и конференциях; поддержка деятельности центра трудоустройства студентов; создание клуба выпускников ВолгГТУ; проведение массовых мероприятий корпоративной направленности («Гордость политеха. XXI век», торжественное вручение дипломов выпускникам магистратуры и т.д.).
6.2. Социокультурное развитие обучающихся и их интеграция в гражданское общество посредством совершенствования системы студенческого самоуправления, создания условий для организации студенческого досуга (студенческий клуб с системой клубов по интересам и временными творческими коллективами), студенческого спорта и здорового образа жизни (студенческий клуб и спортивные секции по различным видам спорта, кафедра физвоспитания, отдел внеучебной работы, волонтерский отряд, психолого-социологическая служба), через укрепление межнациональных связей, пропаганду культурных ценностей, толерантности и патриотизма (студенческий совет, отдел внеучебной работы, кафедры истории, культуры и социологии, философии, политологии, иностранных языков, редакции студенческих многотиражных газет и управление по связям с общественностью, музей истории и науки ВолгГТУ).
Наиболее перспективными в данном направлении представляются мероприятия по поддержке традиционных корпоративных мероприятий (фестиваль СТЭМов «Земля – планета людей», месячник первокурсников, конкурсы «Рыцарский турнир» и «Самая обаятельная и привлекательная», «Вечера посвящения в студенты», конкурсы художественной самодеятельности и др.), развитию системы студенческих СМИ («Политехник», 8 многотиражных газет факультетов, студенческое телевидение «Политех ТВ», файловое хранилище для продукции СМИ и музейных фондов и т.д.), поддержке студенческого массового спорта, традиции волонтерства и добровольчества (благоустройство памятников Сталинградской битвы, помощь ветеранам, корпоративное донорство, благотворительность и т.п.), развитию межнациональных отношений между студентами (фестивали национальных культур, выездные коммуникативные семинары и т.п.).
7. Развитие материальной базы университета
7.1. Продолжение работ по строительству 2-го пускового комплекса учебно-лабораторного корпуса (пр. Ленина, д. 28а) с целью сдачи его в эксплуатацию в 2016 г.
7.2. Оснащение системой кондиционирования воздуха высотного учебного корпуса университета.
7.3. Продолжение работ по ремонту и реконструкции 4 общежитий ВолгГТУ.
7.4. Выполнение проектных работ по строительству перехода между главным и высотным учебными корпусами.
7.5. Улучшение условий деятельности научно-педагогических работников и обучения студентов университета, включая улучшение качества индивидуальных рабочих мест для ведения учебно-методической работы и подготовки к учебной работе. Совершенствование технического оснащения учебных аудиторий и лабораторий.
8. Совершенствование финансовой, административно-хозяйственной и управленческой деятельности
8.1. Формирование однозначного понимания приоритетности интересов преподавателя и студента при осуществлении любой управленческой, финансовой и другой вспомогательной к основному «производственному процессу» деятельности.
8.2. Введение обязательного рейтинга эффективности для всех административно-хозяйственных, финансовых, вспомогательных подразделений и отдельных должностных лиц этих подразделений.
8.3. Систематизация всех форм отчетности и переход на электронный документооборот.
8.4. Развитие и совершенствование системы экономических стимулов и социальных гарантий с целью создания благоприятных условий для эффективной деятельности научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся университета. Обеспечение условий для увеличения доходов сотрудников университета, наращивание объемов и спектра платных образовательных услуг, научно-исследовательских и научно-инновационных работ, экспорта наукоемких и высокотехнологичных услуг.
8.5. Совершенствование механизма формирования, распределения и контроля исполнения консолидированного бюджета университета. Развитие практики передачи факультетам части средств от образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе, а также увеличение объемов финансирования как из бюджетных, так и из внебюджетных источников. Разработка механизмов укрепления обратной связи между собственными усилиями научно-педагогических работников и финансовыми результатами их деятельности. Усиление инициативности и заинтересованности научно-образовательных подразделений университета в динамичном развитии на основе использования собственных кадровых и интеллектуальных ресурсов.
8.6. Активное взаимодействие с профсоюзными организациями сотрудников и студентов по выполнению коллективных договоров в интересах всех категорий сотрудников и обучающихся. Повышение качества обслуживания научно-педагогических работников административно-хозяйственными службами университета.
Выборы ректора
Представляем кандидатов
НАВРОЦКИЙ
Александр Валентинович
Родился 24 июня 1970 г. в г. Волгограде.
В 1993 году c отличием окончил Волгоградский политехнический институт по специальности «Химическая технология высокомолекулярных соединений», квалификация – инженер-химик-технолог.
24 апреля 1997 г. присуждена ученая степень кандидата химических наук, тема диссертации «Полимеризация 1,2-диметил-5-винилпиридиний метилсульфата и свойства образующихся полиэлектролитов».
11 февраля 2005 г. присуждена ученая степень доктора химических наук, тема диссертации «Закономерности и особенности синтеза катионных полиэлектролитов и их использование в качестве высокоэффективных флокулянтов».
21 июня 2000 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре аналитической, физической химии и физико-химии полимеров.
15 октября 2008 г. присвоено ученое звание профессора по кафедре «Технология высокомолекулярных и волокнистых материалов».
Имеет 217 научных трудов, учебно-методических работ – 11, патентов – 12. Работы посвящены синтезу и исследованию свойств полиэлектролитов, полиэлектролитных комплексов, а также привитых полимерных слоев на поверхности металлов. Под его руководством подготовлено 3 кандидатские диссертации.
За последние пять лет проходил стажировку в университете Васеда (г. Токио, Япония, 18–30 октября 2009 г.), университете Дю Мэн (г. Ле Ман, Франция, 31 октября – 8 ноября 2010 г.), Пармском университете (г. Парма, Италия, 8–14 октября 2011 г.). Повышал квалификацию в Московской школе управления «Сколково» по программе «Новые лидеры высшего образования» (2012–2013 гг.), в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» – по программам финансовой деятельности государственных учреждений, управления проектами и персоналом в сфере образования, а также основ государственного и муниципального управления (2013 г.).
Награжден дипломом лауреата премии города-героя Волгограда в области науки и техники (2004 г.); дипломом лауреата проекта «Профессиональная команда страны» в разделе «Образование, наука, культура» в 2007 году; Почетной грамотой Волгоградской областной думы (2010 г.); Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2010 г.); Почетной грамотой Администрации Волгоградской области (2010 г.); нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2010 г.).
Свободно владеет английским языком, на немецком – читает и переводит со словарем.
В выборные органы государственной власти не избирался.
Научно-педагогический стаж Навроцкого А.В. более 19 лет.
Стаж управленческой работы:
– в должности заведующего кафедрой – более 8 лет;
– в должности проректора – более 6 лет.
Решением ученого совета университета от 23 октября 2013 г., протокол № 4, Навроцкий Александр Валентинович включен в список кандидатур на должность ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет».
Кандидатура Навроцкого А.В. для участия в избрании на должность ректора ВолгГТУ согласована с советом ректоров вузов Волгоградской области, губернатором Волгоградской области, Аттестационной комиссией Минобрнауки России (решение Аттестационной комиссии от 13 декабря 2013 г., протокол № 67).
Выборы ректора
П Р О Г Р А М М А
кандидата на должность ректора ВолгГТУ
Навроцкого Александра Валентиновича
Введение
Современное состояние Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) подробно отражено в ежегодных докладах ректора университета и в информации, размещенной в открытом доступе на интернет-сайте вуза. Кроме того, 25-летний опыт развития представлен в брошюре «Волгоградский государственный технический университет – сквозь призму времени: 1989–2013 годы». Основываясь на данных материалах можно охарактеризовать современное состояние ВолгГТУ тремя тезисами:
– в вузе сформированы и динамично развиваются научные школы металлургов, химиков, машиностроителей, материаловедов, сварщиков, приборостроителей, а также обеспечено опережающее развитие науки, подготовки кадров высшей квалификации, что определяет перспективу дальнейшего инновационного развития вуза;
– преобразования сферы высшего образования РФ нашли непосредственное отражение и реализацию в нашем университете в виде многоуровневой системы образовательных программ, современных форм организации учебного процесса, управления качеством, адекватного материально-технического обеспечения;
– в многочисленном коллективе сотрудников и студентов сформирован благоприятный социальный климат, культурно-этические нормы и ценности разделяются абсолютным большинством членов коллектива, сохраняются и развиваются традиции политехников.
Сегодня ВолгГТУ является ведущим региональным вузом, который занимает лидирующее место по количеству подготовленных специалистов для многих сфер жизнедеятельности региона, имеет развитую инфраструктуру, обеспечивает высокий профессиональный уровень и оказывает влияние на формирование гражданских и нравственных качеств личности студентов в условиях интеграции университета в общероссийское и международное научное и образовательное пространство.
Программа развития университета на 2014–2016 гг.
Стратегия развития университета определена в «Программе стратегического развития на 2012–2016 годы» (ПСР). Главная цель данной программы – эффективная интеграция науки и образования с формированием научно-образовательно-производственного комплекса. Ключевыми словами в полном спектре заявленных специфических целей, задач и мероприятий по их решению являются «модернизация» и «развитие». Это касается научных исследований, образовательной деятельности, инфраструктуры и управления. Выполнение всех задач программы, достижение запланированных результатов, характеризуемых набором индикаторов, безусловно, является императивом деятельности всего коллектива университета в 2014–2016 годах. Следовательно, «ближний» план действий четко определен, он реализуется лишь с оперативными корректировками по годам.
В «ближний» период обозначен ряд существенных задач, следующих из дорожной карты развития социальной сферы и плана деятельности Минобрнауки. Одной из таких задач является введение системы эффективного контракта. Для ВолгГТУ это вопрос в большей степени технологический, чем проблемный. Его решение связано с использованием наработанного за последние 5–10 лет обширного опыта подсчета рейтинга преподавателей, а также стимулирования и оценки деятельности ППС. На этом богатом материале можно разработать типологии контрактов, требования к претендентам, процедуры конкурсов.
Важнейшая задача вытекает из необходимости повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава до конкурентоспособного уровня в условиях сохранения напряженной демографической ситуации. Решение этой задачи в ближайшей перспективе требует реализации следующего набора срочных мер, касающихся поиска дополнительного контингента студентов и экономии средств:
– активное продвижение образовательных, научных и иных услуг университета через интернет-сайт, СМИ и другие доступные каналы, формирование и выполнение ежегодного плана рекламной деятельности;
– быстрое открытие особо востребованных специализацийнаправлений, программ переподготовки, связанных с нефтегазовым комплексом, энергетикой, сервисом;
– адресная, персонализированная политика во взаимодействии с опорными школами и колледжами;
– всемерное привлечение иностранных студентов за счет системы мер поощрений, поддержки лучших студентов и партнеров по набору, реализации договоров с Россотрудничеством, участия в выставках и олимпиадах, проводимых в перспективных регионах;
– продолжение линии на оптимизацию численности педагогического состава, ориентируясь на количество студентов, обучающихся по программам, трудоемкость программ, а также активность в других видах деятельности и прежде всего научной;
– оптимизация численности административно-управленческого и вспомогательного персонала;
– сокращение темпов развития материально-технической базы.
Направления развития университета в период 2016–2020 (2022) гг.
Анализ внешних условий, влияющих на развитие университета.
Генезис современного состояния как результата опережающего развития университета в последние десятилетия и реализуемая ПСР убедительно задают логику и вектор на формирование образа ВолгГТУ как ведущего регионального вуза, усиление роли которого базируется на выполнении востребованных фундаментальных и прикладных научных исследований и внедрении инноваций в образовательную деятельность.
Вместе с тем во всем мире и в РФ разворачивается целый ряд тенденций и процессов, которые запускают пакет масштабных изменений. В этих условиях каждый университет сталкивается с проблемой ответа на существенные вызовы. Такими ответами, вне всякого сомнения, должны стать изменения в ключевых процессах, и именно эти изменения призваны обеспечить положительную динамику развития в период до 2020–2022 годов.
Очевидными трендами на сегодняшний день являются:
– глобализация экономики, науки, образования, в результате которой практически каждый российский университет оказывается на одном поле с многочисленными, в том числе сильнейшими, игроками из Европы, Северной Америки, Азии и Австралии; проблемой является включение России и элементов ее экономики, сферы образования и науки в цепочки разделения труда в рамках формирующейся глобальной системы;
– смещение фокуса на человеко-ориентированные отрасли: безопасность, здравоохранение, образование, развлечения; в этом смысле происходит структурная трансформация экономики, промышленности, ставящая новые задачи перед сферой образования;
– цифровизация, массовое использование информационных технологий, дистанционные технологии;
– ориентация на человека, развитие его талантов, паспортизация достижений и компетенций, использование репутационных моделей;
– возрастающая роль азиатских стран в мировой экономике, науке и образовании как важнейшая геополитическая тенденция.
На уровне Российской Федерации дополнительно к уже названным трендам необходимо добавить такие крупные задачи, как переход от сырьевой модели экономики к инновационной, решение демографических и миграционных проблем, преодоление инфраструктурного отставания.
Волгоград и Волгоградская область относятся к промышленно-ориентированным территориям, которые последовательно ставят стратегические задачи по развитию высокотехнологичных производств в химии, нефтехимии, машиностроении, металлургии, пищевой промышленности, а также развитию транспортной инфраструктуры. В решение этих задач, безусловно, должен быть включен региональный технический университет.
Анализ внешней и внутренней ситуации позволяет сформулировать ряд существенных проблем, проявившихся во всей сфере образования РФ. Преодоление данных проблем является необходимым условием развития университета в период до 2020–2022 года.
В научно-исследовательской деятельности. Недостатки в формулировании задач отдельными коллективами не позволяют в полной мере включиться в цепочки фундаментальных исследований и прикладных разработок. Это приводит к сдерживанию роста объемов НИР по заказам бизнеса, выпуска наукоемкой продукции и оказываемых услуг.
В образовательной деятельности. Университет по ряду направлений не предлагает привлекательных жизненных карьерных траекторий абитуриентам и студентам, которые могли бы в достаточной степени мотивировать молодых людей на получение образования. Следствие этой проблемы – низкое значение ЕГЭ при поступлении, невысокая успеваемость, отчисления, проблемы с набором в магистратуру.
В деятельности по социализации, воспитанию, развитию талантов. Не удается «серийно» достигать успешного формирования таких качеств личности, как «заряженность» на действие, ответственность, восприятие гуманистических ценностей, культуры межнационального диалога. Университет часто не выдерживает конкуренции интернет-сообществ, продуктов массовой культуры, негативных семейных и других ситуаций.
В сфере привлечения и развития научно-педагогических кадров. Разрыв между потребностями в сотрудниках с особыми сильными компетенциями и возможностями по их мотивации с учетом оплаты труда, социальных преференций, траекторий профессионального роста; сложность привлечения преподавателей с опытом практической работы в реальном секторе.
В развитии кампуса университета. Быстрое изменение внешней материальной среды и медленная трансформация материальной реальности вуза (вследствие ресурсных ограничений) ведут к потере привлекательности университетского пространства в глазах абитуриентов, студентов, сотрудников, партнеров и других лиц.
В управлении университетом. Ограниченность ресурсов (демографическая и экономическая ситуация, бюджетная политика, необходимость повышения заработной платы) требует усиления централизации, в то время как многозадачность и участие в реальной рыночной ситуации требует децентрализации принятия управленческих решений.
С учетом названных трендов и проблем можно представить целевую модель ВолгГТУ, на достижение которой должны быть направлены действия по решению стратегических задач и осуществлению необходимых изменений.
Целевая модель университета
Предназначение университета – обеспечить формирование человеческого и интеллектуального ресурса путем соединения фундаментальных знаний и инновационных решений для развития постиндустриального общества на пространстве Волгоградской области, Поволжья, Юга России, а также в странах, являющихся стратегическими международными партнерами РФ.
Стратегической целью является реализация модели российского регионального университета, обеспечивающего подготовку инженеров и проведение исследований, глобально конкурентоспособных в условиях постиндустриальной экономики.
Такая целевая модель представляет собой региональный технический университет, сфокусированный на обеспечении связи фундаментальной науки и потребности инновационной экономики и развитии на этой основе собственных исследовательских и образовательных проектов; а также ориентированный на международный рынок научных и образовательных услуг.
При этом университет осуществляет:
– исследовательскую деятельность, движимую потребностями инновационного технологического бизнеса;
– реализацию междисциплинарных инженерных программ высшего образования;
– широкий спектр краткосрочных программ профессионального развития специалистов;
– обеспечение личностного и профессионального роста сотрудников и их всемерную социальную поддержку.
Достижение целевой модели возможно за счет решения стратегических задач развития. Технологически такое решение предполагается обеспечить за счет проектного подхода, в соответствии с которым под поставленную задачу разворачивается комплекс связанных мероприятий, т.е. проект. Таким образом, каждая задача подразумевает и наличие соответствующего проекта по ее решению.
Задача 1. Реализация проактивной модели сотрудничества университета с бизнесом.
Смысл проекта заключается в формировании стратегических партнерств с рядом крупных компаний, а также с малыми производственными предприятиями с целью реализации совместных программ исследований, разработок, инновационных проектов и подготовки (переподготовки) специалистов.
Необходимые мероприятия:
1) Аудит образовательных и исследовательских программ вуза и выделение перспективного содержательного ядра проекта.
2) Определение имеющихся и потенциальных ключевых бизнес-партнеров, создание институциональных условий регулярного глубокого диалога, запуск пакета переговорных процессов.
3) Согласование целей, логики развития бизнес-партнеров, с выходом на совместную разработку программ развития; совместная прорисовка кадровых перспектив, поиск баланса между текущими и перспективными исследованиями, образованием и подготовкой.
4) Разработка и реализация совместных исследовательских и образовательных проектов по выбранным направлениямпартнерам, вовлечение признанных успешных людей из сферы науки, бизнеса, государственного управления, культуры в деятельность университета; работа с бизнес-партнерами в плане реализации профессиональной мобильности.
5) Разработка программ профессионального развития для «ведущих инженеров» по аналогии с МБА для управленцев.
Предметные точки работы с бизнесом (примеры):
– оборудование и технологии добычи, транспортировки и переработки углеводородов;
– технологии, оборудование и материалы для современной энергетики и энергосбережения;
– цифровые и информационные технологии, управление сложными системами, роботы;
– инновационные решения для медицины, пищевой промышленности, защиты окружающей среды.
Задача 2. Форсирование научно-исследовательской деятельности.
Предполагается ускоренное развитие исследований по приоритетным направлениям развития, увеличение количества публикаций, реферируемых международными базами, в 2–2,5 раза и исследовательского бюджета в 2,5–4 раза. Суть проекта заключается в изменении подходов к организации исследовательской работы, а именно реализации сетевой модели исследований и встраивания в перспективные цепочки разделения труда.
Необходимые мероприятия:
1) Формирование партнерской сети вузов, научных организаций, готовых к запуску инициативы по сетевой организационной структуре научных исследований; распределение ролей.
2) Выбор и активное использование IT-платформ для поддержки сетевой организационной структуры научных исследований.
3) Наполнение платформы участниками консорциума и максимально широкое привлечение других вузов, компаний и организаций.
4) Формирование «карты компетенций» исследовательских центров, продвижение «карты» как инструмента образования цепочек исследований (разделения труда) под имеющиеся задачи и генерирования новых исследовательских задач.
Задача 3. Новые технологии образования.
Запуск новых технологий образования предполагает сокращение доли классно-урочной формы в пользу проектов, в том числе исследовательских, дистанционных решений, игр, симуляторов, кейсов. В проекте должна найти отражение политика университета по отношению к массовым открытым онлайн-курсам (MOOC), электронным системам управления учебным процессом (LMS).
Необходимые мероприятия:
1) Определение экспериментальных площадок, подбор программ и курсов, выбор направленности действий и индикаторов успеха (снижение аудиторной нагрузки, формирование новых компетенций, встраивание в реальные проекты бизнеса или научные программы, повышение мотивации и успеваемости студентов).
Примеры:
– технология математической подготовки, основанная на использовании пакетов прикладных программ и решения инженерных задач на начальных стадиях обучения;
– технология изучения дисциплин химического блока с использованием квантово-химических и инженерных пакетов для расчетов и визуализации;
– технология приобретения комплекса инженерных компетенций, основанная на выполнении группового проекта.
2) Методическая проработка, разработка или приобретение средств и инструментов, подготовка методических материалов, регламентов, инструментов оценки качества.
3) Запуск в учебный процесс, доводка технологии, анализ откликов студентов, достигаемых значений индикаторов, принятие решения о целесообразности тиражирования результатов.
4) Воспитательная работа как дополнительный технологический ресурс образования – доведение ценностного содержания через современные средства и технологии, прежде всего активное формирование сообществ, использование клубного формата, использование возможностей существующих интернет-сообществ и сетей для внесения необходимого контента; организация в «мягком» формате встреч, дискуссионных площадок, клубных мероприятий и использование авторитета признанных успешных людей из сферы науки, бизнеса, государственного управления, культуры, приоритет форматов, предусматривающих активную коммуникацию.
Задача 4. Привлечение и развитие научно-педагогических работников.
Проект должен быть направлен на формирование высокопрофессионального состава научно-педагогических кадров, обладающих компетенциями для работы в логике сетевых, в том числе международных, исследовательских и образовательных программ, новых образовательных технологий. Также этот проект требует переформатирования деятельности от административной функции отдела кадров к функции профессионального развития сотрудников, развития талантов.
Необходимые мероприятия:
1) Определение новых функций преподавателя в контексте реализации сетевых исследовательских и образовательных программ, использование новых образовательных технологий, а также требуемых компетенций.
2) Разработка типологии преподавательских контрактов с учетом позиций и показателей научной и педагогической деятельности с использованием принципа «портфолио».
3) Проектирование комплексной многоступенчатой программы профессионального развития сотрудников вуза для формирования дополнительных компетенций (педагогические технологии, информационные технологии, деловое общение и переговоры, презентационные навыки, управление проектами, управление персоналом, языковая компетенция).
4) Реализация программ профессионального развития в рамках аспирантуры, а также для различных категорий научно-педагогических работников.
5) Работа с бизнес-партнерами в плане «переопыления», взаимного переноса опыта, реализации профессиональной мобильности.
Задача 5. Интернационализация основных видов деятельности университета.
В проекте по данному направлению необходимо учитывать тенденцию к расширению международной составляющей основных видов деятельности. Результатом должна стать способность вести основную деятельность на международном уровне и на глобальных рынках.
Необходимые мероприятия:
1) Развитие языковой подготовки преподавателей и сотрудников, а также системы мер поощрения языковой компетенции.
2) Реализация гибкой сквозной языковой подготовки студентов и аспирантов с учетом специфики стандартов, образовательных программ, индивидуальных траекторий студентов, в том числе иностранных.
3) Привлечение иностранных преподавателей на краткосрочные (модули) или долгосрочные (семестр, год) контракты для преподавания на английском языке.
4) Формирование портфеля отдельных дисциплин, а в перспективе отдельных образовательных программ, реализуемых на английском языке.
5) Регулярное проведение комплекса мероприятий по патриотическому, межнациональному воспитанию молодежи, поддержке добровольческой и волонтерской деятельности, содействию международному и межрегиональному сотрудничеству молодежи.
Задача 6. Новый внешний облик университета.
Проект включает серию действий по улучшению имиджа, бренда университета, его облика в виртуальном пространстве, а также более удобной и привлекательной физической реальности на территории вуза. Реализация проекта предполагает точечный подход, связанный с ограниченностью ресурсов, а также наличием юридических возможностей для осуществления конкретных преобразований.
Необходимые мероприятия:
1) Разработка новой концепции визуального образа университета, отбор фотоизображений, видеоматериалов, символов, логотипов, форматов надписей, включая виртуальный облик в интернет-пространстве, а также ключевых текстов на русском и 3–6 иностранных языках.
2) Разработка комплекта материалов, реализующих требуемый визуальный образ, включая сайт университета, страницы в социальных сетях, печатные материалы, сувениры, материалы для размещения в СМИ.
3) Разработка и реализация ежегодных планов рекламных мероприятий с учетом интересов исследовательских и образовательных программ, а также потенциальных рынков.
4) Повышение привлекательности материальной среды путем преобразования отдельных ключевых точек (объекты питания, зоны отдыха, зоны трансфера, спортивные объекты). Преобразования должны включать решения по дизайну, комфорту, доступу в Интернет.
5) Проведение ремонтных мероприятий с учетом приоритетов по энергосбережению, комфорту зон проживания в общежитиях и профилактории.
6) Содействие формированию на территории университета максимально комфортной среды, позволяющей сотрудникам и студентам решать многие вопросы в непосредственной близости от места работы и учебы (питание, отдых, сервис, занятия физкультурой и спортом, медицинское обслуживание, решение бытовых вопросов).