Читайте в новом выпуске Политехника:pdf

С Праздником Весны и трудa!

Газета Волгоградского государственного технического университетаДорогие политеховцы – студенты, преподаватели, сотрудники! Поздравляем вас с Праздником весны и труда!

В эти теплые майские дни, когда солнце по-особому щедро прогревает землю, когда появляется свежая зелень, а деревья утопают в цвету, как никогда хочется единения с природой. Первомайский праздник такую возможность нам предоставляет. Кто-то отправится на лесную опушку, чтобы встретиться с друзьями у костра, кто-то засядет с удочкой возле водоема в трепетном ожидании большого улова. Ну а дачники, конечно же, не упустят возможность поработать и отдохнуть на своих участках, предвкушая богатый урожай.

Желаем всем – студентам, преподавателям, сотрудникам университета хорошего отдыха и нового подъема сил! Ведь всех нас ожидает серьезное испытание – в сентябре этого года предстоит государственная аттестация нашего вуза. Надеемся, что мы достойно выдержим этот экзамен.

Доброго здоровья вам и вашим семьям! И пусть это весеннее настроение еще долго не покидает вас!

Ректорат, профком сотрудников, профком студентов.

Внимание: конкурс!

"И помнит мир спасенный..."

Мы уже сообщали о том, что сразу после майских праздников будет проходить традиционный конкурс многотиражных и стенных газет факультетов ВолгГТУ.

Напоминаем: в этом году он посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне и называется «И помнит мир спасенный...»

Согласно условиям конкурса, каждый факультет представляет три последних номера факультетской многотиражной газеты (в количестве 3-х экземпляров) и не более трех наименований стенных газет.

Особо хотелось бы обратить ваше внимание на то, что все газеты в обязательном порядке должны быть снабжены выходными данными. И еще имейте в виду, что плакаты к участию в конкурсе не допускаются. Так что если хотите попасть в число лидеров (а в том, что вы будете к этому стремиться, мы не сомневаемся), строго соблюдайте конкурсные требования.

Подведение итогов конкурса будет проводиться, по двум номинациям: стенная газета и многотиражная газета. При подведении итогов учитывается: журналистское мастерство; разножанровость; оформление газеты; актуальность материалов. Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе.

По итогам конкурса победителями считаются 3 факультета, набравшие наибольшее количество баллов. Кроме того, будут награждаться дипломами лучшие газеты по следующим номинациям:

– самая актуальная газета;
– лучшее освещение темы войны;
– лучшее освещение научно-исследовательской работы студентов;
– лучшее освещение студенческого досуга;
– лучшее оформление;
– лучший авторский материал.

По всем вопросам обращаться в пресс-центр ВолгГТУ (ауд. 417, тел. 24-80-74).

Олимпиада

Студенты КТИ заявили о себе в Самаре

Газета Волгоградского государственного технического университетаВ марте этого года три студента факультета «Промышленные технологии» Камышинского технологического института, филиала ВолгГТУ, приняли участие во Всероссийской студенческой олимпиаде по электроснабжению, проходившей на базе Самарского государственного технического университета.

На соревнования съехались 36 участников из разных вузов нашей страны, в том числе из таких известных, как Самарский гостехуниверситет, Саратовский, Тольяттинский. По сути, на Олимпиаду собрались флагманы специального энергетического образования.

Надо ли говорить, что это были сильнейшие представители вузов? Участие с ними на равных само по себе вселяет гордость за наших студентов. Но еш,е большую радость мы испытали, когда были оглашены результаты соревнований.

Наша команда под руководством старшего преподавателя К.Н. Бахтиарова заняла 6 место из 12 команд-участниц, оставив позади себя даже такой серьезный вуз, как Саратовский государственный университет.

Анатолий Рыбаков занял 10 место из 36, то есть вошел в десятку лучших.

Поздравляем студентов А. Рыбакова (КЭЛ-021), А. Чернышева (КЭЛ-022), К. Симонайтиса (КЭЛ-022) с успешным выступлением и желаем успехов в дальнейшем обучении.

Юлия ЛЕБЕДЕВА,
КТИ.

На фото: А. Рыбаков, А. Чернышов, К. Симонайтис.

Заметки с заседания

У него был пролог, будет и эпилог

Итоги VIII литературно-языкового конкурса, посвящённого 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва и Году русского языка

Газета Волгоградского государственного технического университетаVIII литературно-языковой конкурс проходил необычно: у него был пролог и, начнемся, будет эпилог.

Осенью 2006 года состоялся отборочный внутриуниверситетский тур межвузовского конкурса молодых поэтов и прозаиков «Я живу на земле Волгоградской», посвященного 70-летию нашей области. По результатам этого творческого соревнования на городской тур были отобраны стихи Александра Быкадорова, Андрея Штефана, Михаила Кухтика и разножанровые прозаические произведения Юлии Несериной, Юрия Кобликова, Ивана Дианова, Антона Тюкова, Михаила Кухтика, а также двух вьетнамских студенток – Чан Тхи Куинь Ньы и Нгуен Тхи Бик Хань.

В марте 2007 года известный волгоградский поэт Елизавета Иванникова, вдохновитель и координатор программы «Новые имена», отмечающей своё 10-летие, предложила политеховцам принять участие в юбилейном состязании, тем более что в коллективном сборнике участников предыдущих конкурсов «Ступенька на Парнас» (Волгоград, 2004) треть произведений принадлежит перу наших студентов (теперь уже дипломированных специалистов). Оргкомитет VIII конкурса включил в программу «Новые имена–2007» стихи Александра Кафтанова, Артёма Захарова, Ильи Смольянинова и миниатюры Ивана Дианова.

Итоги городских конкурсов будут подведены в конце апреля – начале мая, а с победителями VIII (как всегда, открытого) литературно-языкового конкурса вы познакомитесь сегодня. Но прежде – коротко о том, как проходил сам конкурс.

На VIII литературно-языковой конкурс было подано более ста семидесяти работ студентов всех факультетов нашего университета, а также студентов ВолГУ. Единственная иногородняя участница в этом году – студентка Каменского филиала Южно-Российского государственного технического университета Мария Пономаренко.

Для участия в заключительном туре были отобраны произведения тридцати девяти авторов. Некоторые конкурсные работы уже знакомы читателям «Политехника»: «Из записок Барби» Юлии Несериной, камышинская зарисовка Хань, лирическая фантазия Аль Акраа Айхама, стихи Андрея Штефана, Артёма Захарова, Михаила Кухтика и Марины Староверкиной, проза Марины Лазаревой, размышления Николая Якушкина. Группа конкурсантов была приглашена на встречу с поэтом, сценаристом и редактором журнала «Студенчество: диалоги о воспитании» В.В. Портновым. Александр Быкадоров и победитель университетских и городских конкурсов Юрий Волошин приняли участие в передаче областного радио «Созвучия», в которой поэтесса Елизавета Иванникова представляет землякам молодую поэзию Волгограда.

Итак, Гран-при конкурса присуждается Юлии Несериной (ХТ-443) за цикл рассказов и художественно-публицистические зарисовки. Она становится седьмым за историю конкурса обладателем Гран-при и первой студенткой, завоевавшей его. Шесть предыдущих призов завоевали представители сильной половины студенчества ВолгГТУ. Юля, ярко заявившая о себе в предыдущем конкурсе, активно печатается в городской молодёжной прессе, привлекая внимание умением увидеть сложное в простом и простое в сложном и поговорить с ровесниками на их языке, не балансируя на грани фола.

Почётным Гран-при награждается пятикурсница ВолГУ социолог Анна Гром. Аня в третий раз побеждает в одной из номинаций конкурса и по-прежнему радует оригинальностью содержания и формы своих произведений. Те, кто прочитал 3-й выпуск студенческого альманаха «Звёзды с неба», знакомы с её «видеопоэзией». В этом году А. Гром выбрала новую номинацию – «Письма о добром и прекрасном». Эта номинация – дань памяти выдающемуся филологу и подлинному интеллигенту Дмитрию Сергеевичу Лихачёву, 100-летие со дня рождения которого отмечалось осенью. Труды и мысли Д.С. Лихачёва вышли за пределы узкоспециального круга. Он постарался рассказать о человеке в литературе Древней Руси, о русиче Средневековья, с надеждой глядя на своих младших соотечественников и современников.

Обаятельное письмо из предновогодней посылки... Вот уже и четверть 2007 года пролетела, Аня заканчивает в этом году университет. Хочется вернуть ей слова её лирической героини: «Удачи и счастья тебе, Виртуоз!»

Радостно, что не скудеет поэтический талант. В этом году в номинации «Поэзия» состязались в основном студенты младших курсов. Стало быть, в нашем университете пробивается источник поэтического вдохновения – Иппокрена (из него пьёт крылатая лошадка Пегас). Первое место (за подборку стихов) заняли Александр Быкадоров (ТОА-224), Артём Захаров (ЭМ-155) и Михаил Кухтик (АУ-420) (отдельные стихотворения).

Второе место (за подборки стихов) занимают Александр Кафтанов (ЭМ-155), Илья Смольянинов (АУ-222), Ирина Курапова (АТ-115), овладевающая техникой верлибра, и Андрей Штефан (АУ-321) (с отдельным стихотворением). Стихи А. Кафтанова поражают смелостью ассоциаций, выявляют необыкновенную эрудицию без скидок на возраст. Стихи И. Смольянинова льются и поются, а стихотворение А. Штефана заставляет разделять настроение автора.

Третье место занимают Евгений Гудзь с подборкой стихов (ФАТ-201С), настойчиво и постоянно работающий над техникой стихосложения, Мария Пономаренко с текстами песен, Марина Староверкина (Э-256) и Марина Лазарева (АТ-416) с отдельными стихотворениями. Очень многие девушки пишут о неразделённой любви, оплакивая её, отрекаясь от неё, угрожая миру и любимому. А Марина Лазарева, как Роберт Берне, пишет об этом светло и легко.

В номинации «Художественная проза» 1-е место заняли рассказ Юрия Кобликова (ТС-402) «Шутка», постмодернистский рассказ М. Кухтика (АУ-420) и миниатюры Ивана Дианова (ИВТ-265).

2-е место поделили Марина Лазарева и сирийский студент Аль Акраа Айхам (ИВТ-461) с лирическими зарисовками и фантазиями.

В традиционной номинации «Университетское образование и культура речи» лучшими работами признаны небольшое исследование Дарьи Миловой (ТМХ-449) о культуре речи в современном российском обществе и эссе-рассуждение Николая Якушкина (ИВТ-263) «Язык современной молодёжи, или Тонко! Тут и порвалось...». Его же эссе об образовании в России занимает 2-е место.

В номинации «Письма о добром и прекрасном» 2-е место присуждается Антону Чибисову (ИВТ-262), 3-е место – Игорю Степаненко (ИВТ-262).

Номинация «Свободный полёт» в этом году включает документальную прозу, эссе на разные темы и произведения с элементами языковой игры.

Очень интересные по форме, содержанию и по использованию выразительных средств произведения представлены в номинации «Документальная проза». Многие читатели «Политехника», наверно, получили удовольствие от динамичной камышинской зарисовки Нгуен Тхи Бик Хань (ХТ-244). Вьетнамская студентка разделила 1-е место с Антоном Тюковым (ИВТ-262), представившим фрагменты из летнего блога. 2-е место заняла пронизанная светлым юмором зарисовка Д. Миловой (строго говоря, это художественно-документальная проза). На 3-ем месте с размышлениями о молодёжи и о счастье ещё один вьетнамский студент - Май Чонг Ба (ТМ-328).

Лучшими эссе признаны работы М. Староверкиной и Н. Якушкина. В номинации «Языковые игры» побеждают очаровательные, искрящиеся юмором рассказы с фразеологизмами Марины Кунаевой (ЭМР-253) «Чепуха на постном масле, или Как запугать дракона» – 1-е место и Дарьи Багмутовой (ЭМР-253) «Тень врага» – 2-е место.

Жюри благодарит за участие в конкурсе бывшего студента нашего университета Евгения Львовича Попова, приславшего на конкурс дискету с рассказами в жанре военного фэнтези. Его рассказ «Афонин лес» отмечен специальной премией.

Поздравляем победителей!

О времени и месте награждения будет объявлено дополнительно.

Л.Ф. БЕЛЯКОВА,
доцент кафедры русского языка.


Рельс

Ты думаешь, я иду?

Посмотри! Я просто делаю шаг! И ничего больше! А идётся оно само.

Только один шаг! Шаг, шаг, шаг...

Иду по рельсу. Иду, иногда смотрю вперед, иногда по сторонам. Иногда иду с закрытыми глазами.

Мне хорошо, легко. Потому что я один.

Иногда я пересекаюсь с другими идущими. Один мне говорил, что на любом рельсе есть развилки. Смешно!

Мой рельс – особенный. Развилки повсюду!

Иду. Балансирую. Сохраняю равновесие, если вдруг пошатнусь.

Если бы мне никогда не приходилось бороться за равновесие, я так и не понял бы, что иду по рельсу!

Вот представь: бескрайняя и бездонная пропасть, из которой вверх направлены сваи. Вразнобой. Как попало. Я шагаю по их торцам с закрытыми глазами. Я верю миру. Верю, что свая стоит точно там, куда я через мгновенье поставлю ногу! И шагаю по ним уверенно и легко! Вопреки всей теории вероятности!

Рельс сделал меня одиноким, а одиночество – счастливым!

Хочешь шагать со мной? Эй, рельс слишком узок для двоих! У каждого свой! Видишь, рядом... тут в траве... Ещё один. Он – твой! Бери! Даром!

Не грусти. Хочешь секрет? Смотри: видишь, там вдали... едва видно... но всё же... кажется... они сходятся!

Иван ДИАНОВ,
гр. ИВТ-265.


* * *

Ты все мерещишься мне в каждой,
Я это, право, скрыть не в силах.
Но это все не так уж важно:
Ты грезить вовсе не просила.

Ты снишься даже не ночами,
А наяву. Я скрыть не в силах.
Мечты я скрою за печалью:
Мечтать ты вовсе не просила.

Я писем не пишу печальных,
Стихов я не пишу красивых,
Я фраз не говорю прощальных:
Грустить ты вовсе не просила.

Прости, что я люблю безбрежно,
Я не любить уже не в силах,
Что говорю – да без надежды.
Ведь ты об этом не просила.

Александр БЫКАДОРОВ,
гр. ТОА-224.


Кот

В моей душе который год
Живет усталый черный кот.
Из глубины, как два огня,
Горят глаза из янтаря.

Он одичал в преддверье ночи,
И его лапы кровоточат,
И слиплась на загривке шерсть,
И хвост по полу цифрой шесть.

Посмотришь на него – ни малость
В тебе пробудится жалость,
И лишь столетняя тоска
В глубинах глаз его жива.

Он уродился быть проклятьем
Для всех охотников за счастьем,
Но в темноте ночной глуши
Хранит он сны моей души.

Он мне поет кошачьи песни,
Когда один и вновь не весел,
И вот уже который день,
Он согревает мою тень.

И часто на моих глазах
Висит кошачая слеза.

Александр КАФТАНОВ,
гр. ЭМ-155.

Пронизанная танцем "Весна"

Газета Волгоградского государственного технического университета«Так, давайте мы тут будем стесняться!» – воскликнул мне руководитель эстрадно-спортивного ансамбля «Каскад», едва я переступила порог их комнаты. У меня блокнот выпал из рук – ну как им объяснить, что ты ни дня не учился на журфаке, что ты впервые на «Студенческой Весне на Волге», что, в конце концов, смотр номинации, которую тебе предстоит освещать, начнется только завтра, когда статья уже должна будет лежать на столе у жюри?!

Танец – это, несомненно, искусство. Песня и театр, разумеется, тоже, но песню ты слушаешь, в театре смотришь, а музыка и движения в танце не могут существовать друг от друга по отдельности. Не буду сейчас углубляться в историю и рассказывать истоки возникновения этого грациозного искусства, повествуя об африканских племенах, вызывающих дождь ритмичными покачиваниями бедер. Хочу сказать только одно: вы думаете, танцы были только в номинации «Хореография»? Ха! А как девчонки из народного ансамбля «Оберег» хороводы водили! А солисты такое вытворяли, что мы, зрители, тоже было ринулись за ними в пляс. Да что зрители, телевизионщик Андрей Пискунов, который на протяжении всего концерта как в почетном карауле стоял у стойки с камерой, тоже танцевал... головой.

Короче, танец присутствовал практически в каждом номере, исключая, конечно, «Художественное слово», согласитесь, было бы глупо рассказывать «Анну Снегину» С. Есенина, одновременно пританцовывая.

Брейк-данс

Если честно, однозначно отнести брейк-данс к хореографии я не могу. Мальчишки крутились на головах, стояли на руках, переворачивались через голову и выделывали еще всякие штуки, которые описать сам А.С. Пушкин не смог бы! Когда я смотрела выступления групп «Flash» и «Кураж», в моем лексиконе остались только междометия. Так захватывающе! Как обычные парни могут стоять на шее, не ломая при этом позвонки?! По-моему, простым смертным это повторить не представляется возможным.

Эстрадный танец

Эстрадно-спортивный ансамбль «Каскад» уже в седьмой раз приезжает на областную студвесну. В седьмой раз! На всероссийскую не попали ни разу. Занимают призовые места на всевозможных конкурсах, а областной этап «Студвесны» одолеть не могут. В чем же дело? «Уж и не знаем, что думать, – разводит руками руководитель ансамбля Дмитрий Николаевич Сидельников. – Вроде бы все правильно исполняем, а дальше области уже шесть раз пройти не смогли. Может, мы что не так делаем? Приходите к нам на репетицию, со стороны посмотрите, а то вдруг это только нам кажется, что все отлично идет». «Каскад» – народ творческий. Некоторые не только танцуют, но и поют. «А вот, Настена у нас сегодня петь будет, – указывает мне Дмитрий Николаевич на смущенно убегающую в другой конец комнаты девушку. – Мы не жадные, делимся своими талантами. Надо с подтанцовкой помочь – всегда выручаем». У руководителей и ребят за шесть лет накопился немалый опыт участия в творческих конкурсах. Так, согласно их «теории победы», «пустой» день перед выступлением расслабляет участников, конкурсанты сливаются с окружающей средой и в результате этого выступают не с той самозабвенной отдачей, как выступали бы они в день приезда. По этому поводу основная часть «Куража» прибыла на фестиваль, например, не 19 апреля, а 20-го – аккурат перед выступлением.

А на репетицию я пришла. Самым поразительным оказалось то, что руководитель танцует вместе со своими подопечными! И аплодировали «Каскаду» уже на репетиции...

Соврененный танец

Самое яркое и неординарное выступление оказалось у шоу-балета «Мадера». «Карты» – это Дама пик, Король и Семерка треф, зажигающие на сцене, в восхитительных костюмах. Номер экстравагантный и смелый (ребята не побоялись выйти на сцену с сигаретой и в юбке с разрезом до пояса). Прогресс в современных танцах виден явно: если раньше необходимо было непременно улыбаться на сцене, то в ряде представленных номеров улыбка была бы не к месту – все серьезно и даже трагично.

Восточный танец

Эффектные, пикантные танцы сразу же оживили зал. От выступления Оксаны Гаджиевой некоторым молодым людям нужно было давать корвалол. Особенно после того, как Оксана легким движением руки скинула халат, продемонстрировав публике ослепительный наряд. Весь танец смотрелся на одном дыхании. Казалось, у девушки нет позвоночника, и живот живет отдельно от всего тела. Кстати, о восточном животике. Я не удержалась и поинтересовалась у девчонок из группы «Next», как же они поддерживают себя в такой форме? Может, диета какая особая есть? «Да что вы! Никаких диет. Вообще, плоский живот сюда не подходит, и чем пышнее формы, тем лучше». Особенно хочется выделить ансамбль «Рандеву» и его танцевальную постановку «Восточная сказка». Оказывается, восточные танцы могут танцевать не только девочки, но и мальчики! Высший пилотаж – танец двух девушек с мечами. Страстно, опасно и, не побоюсь этого слова, сексуально.

Пару слов насчет блондинок, танцующих восточные танцы на «шпильках»... Хм, красиво, конечно, но чего-то не хватает, колорит не тот, что ли. То же самое, как «турки, делающие евроремонт».

Народный танец

В первую очередь хочу уточнить, что народный танец не подразумевает под собой русский народный танец. Танцы народов мира отличаются не только музыкой, костюмами и движениями, но и... руководителями! К примеру, руководитель хореографической группы песни и пляски «Золотой колос» улыбался и пританцовывал вслед за своими талантами, а горячий кавказский руководитель образцового хореографического ансамбля «Саирме» сверкал глазами, если у ребят что-то выходило не так.

Танец бальный

После телевизионной пропаганды бальные танцы вновь на пике популярности. Мне кажется, это самое сложное направление – так выгибаться, извиваться и следовать каждой мышцей в такт музыке могут лишь избранные. Владимир Шеломицкий и Екатерина Леонова так самозабвенно танцевали, отдаваясь целиком музыке, что девушка даже каблук сломала!

Умение танцевать – это дар Божий! Кто-то выступает в кокошниках, кто-то в бальных костюмах, кто-то в пуховиках и лыжах, но всех их объединяет одно – любовь к танцу, и умение посредством движений тела передавать чувства, эмоции, свой внутренний мир. Когда смотришь выступление ребят, мурашки по коже бегут. И вроде бы в зале тепло, но становится так холодно, когда музыка в паре с движениями своей энергетической волной, скатываясь со сцены в зрительный зал, буквально придавливает в спинки кресел, забирается к тебе внутрь и вытаскивает душу. Ты растворяешься в ней, каждая клеточка ощущает вибрации, создающиеся движениями тел танцующих... Я плакала. Плакала от счастья и благоговения перед великим даром...

Танцуй, пока молодой? Молод, пока танцуешь!

ЮЛИЯ НЕСЕРИНА,
ВолгГТУ.

От редакции. Эту статью Юлия Несерина представила на областной конкурс «Студенческая весна на Волге» и заняла 2 место.

Спортарена

Словом, мы все больны... футболом!

Газета Волгоградского государственного технического университета17 апреля состоялся матч между сборными ВолгГТУ и ВолГМУ, который прошел на нижней футбольной площадке ВГАФКа. Надо отметить, что игра получилась упорной и напряженной. Начало матча ознаменовало некоторое лидерство футболистов меда, которые попытались перевести игру на половину поля нашей команды. Но уже к концу первого тайма нашим ребятам удалось перехватить инициативу. Однако совместные усилия команд в первой половине матча так и не позволили распечатать ни одни ворота.

Второй тайм получился более упорным и результативным: начался он с равного по силам противостояния. Однако за 15 минут до конца матча за нарушение игроками ВолГМУ правил в собственной штрафной был назначен одиннадцатиметровый, который успешно реализовал вратарь политеховской сборной (кстати, назначение пенальти вызвало бурю протестов и неоднозначных комментариев среди игроков и болельщиков ВолГМУ).

Изменение счета приободрило нашу сборную и добавило спортивной ярости футболистам меда (надо заметить, что у них было множество неплохих моментов, которые не удалось реализовать), что привело к усилению борьбы. Вскоре за нецензурную критику в адрес главного судьи был удален капитан команды-противника, а еще через несколько минут в ворота нашей команды был назначен штрафной удар, который, к сожалению игроков и болельщиков сборной ВолгГТУ, был реализован. Спасти ситуацию не помогли нашей команде ни замены, ни выход на поле самого тренера нашей сборной. Оставлю судить о технике игры и правильности выбора стратегии профессионалам, а я констатирую результат – 1:1.

Екатерина КАЗИНА,
гр. ЭММ-254.

Опрос

Откуда вы больше всего узнали о Сталинградской битве?

Голосовать