Чтобы лекция была интересной
Полупустая поточка. Из одного угла раздается мирное посапывание, из другого долетают обрывки оживленной беседы. Преподаватель читает лекцию. Столь печальную картину нередко можно наблюдать на разных предметах и у разных преподавателей. В самом деле, почему на одни лекции студенты ходят с удовольствием и слушают с большим вниманием, а на других позволяют себе поспать, поговорить или выйти в кафе поесть? Что же вызывает интерес к лекциям? Задавшись этим вопросом, мы решили узнать, что думают по этому поводу преподаватели и студенты.
Мнение студентов: «Побольше чувства юмора»
Алексей, АТФ:
– Мне нравится, как читает лекции наш преподаватель физики. Время от времени он вставляет в свой монолог какую-нибудь шутку, иногда не связанную с предметом. Это расслабляет и отвлекает. Есть у нас один преподаватель, который, если видит, что мы устали, начинает говорить о политике. Довольно забавно бывает послушать.
Лена, АТФ:
– Преподаватели не должны стоить к студентам спиной и бубнить себе под нос. Еще мне не нравится, когда, решая на доске какой-нибудь пример, они в научном запале начинают громко стучать мелом. Особенно это невыносимо для тех, кто сидит на первых партах. Хорошо, когда преподаватели приводят примеры из жизни, считают студентов за людей и добавляют в лекции немного юмора.
Ксюша, ФЭУ:
– Мы не ходим на лекции, где преподаватели читают все по учебнику: те же слова, те же формулы. Проще самому подготовиться. Слабо посещаются и не профильные предметы, вроде культурологи или русского ячыка. Технарям до этого далеко: учи не учи, все равно непонятно. Но все охотно посещают лекции преподавателей, обладающих чувством юмора.
Саша, ФАТ:
– Интересно, когда тебе дают не просто сухую теорию, а подпитывают ее практикой. Преподаватель должен наладить контакт со студентами, только палку не надо перегибать, чтоб на шею не сели. Плохо, когда преподаватели идут на принцип.
Мнение преподавателей: «Надо быть интересным человеком»
Преподаватель электротехники:
– Для начала нужно откорректировать учебный план, потому что иногда он не соответствует современному состоянию науки. Также важно введение рейтинговой системы. Это дисциплинирует и дает дополнительный стимул к учебе. Необходимо использовать современные достижения в той области, которая преподается. Ведь неинтересно изучать какое-нибудь устройство двадцатилетней давности при наличии современного аналога. Результаты своих научных исследований тоже необходимо приводить в лекции. Когда я был студентом, мне нравились преподаватели, которые рассказывали «не по бумажке». Еще, мне кажется, преподаватель должен быть «доступным», чтобы студенты могли задать ему любой интересующий их вопрос, как по предмету, так и о жизни.
Преподаватель маркетинга:
– Преподаватель сам должен быть интересным человеком и обладать большим количеством информации.
Преподаватель методов оптимизации:
– Чтобы студентам было интересно, преподавателю нужно «плясать» перед ними. При этом он должен обладать хорошими «танцевальными данными» и полезной информацией.
Были ли совпадения?
Что ж, действительно, представления студентов и преподавателей об идеальной лекции во многом схожи. Интерес к лекции, в первую очередь, вызывается личностью преподавателя, его умением преподнести информацию, умением найти нужную форму для выражения своей мысли. Если преподаватель только изредка заглядывает в свои «шпаргалки» и приводит материал помимо учебника, то, без сомнения, на его лекции будут ходить. А если он еще и юморист, то лекции не только будут слушать, но и цитировать. Это просто идеальный лектор.
Полезные советы
Но как же быть, если предмет очень важный, а слушать лектора ужасно скучно? Уйти с лекции не всегда самый лучший способ. Потом придется делать ксерокопии, разбираться в чужих каракулях или, что еще хуже, учить все за четыре дня перед экзаменом. Для начала нужно поставить себе цель: «Для чего мне это надо?». Доводы в пользу того, что послушать лекцию на самом деле необходимо, всегда можно найти, если их нет – придумать. Например, отмечай все ошибки или смешные фразы преподавателя. Заодно и лекцию запишешь, и душа порадуется.
Не пиши лекцию сплошным текстом.
Лучше разбивать текст на абзацы, важную информацию подчеркивать или выделять цветом, можно рисовать стрелочки, показывающие связи между отдельными фрагментами лекции. Возможно, сейчас кто-то скажет, что глупо выделять что-то цветными ручками, так только девчонки делают. Но потом, особенно при подготовке к экзамену, сам будешь рад, так как весь поток информации разобьется на вполне усваиваемые части. Да и для подчеркивания не всегда нужны цветные ручки, можно использовать прямые и волнистые линии.
Есть еще несколько методов для лучшего усвоения материала. Они могут помочь при написании курсовых и прочих научных работ, когда нужно что-то сравнить и проанализировать. Первый – концептуальная таблица, когда по горизонтали ты записываешь объекты сравнения, а по вертикали критерии. Затем в графах таблицы делаешь записи своих наблюдений. После проделанной работы будет довольно просто заметить сходства и различия объектов, возможно, их преимущества друг перед другом. Все зависит от цели сравнения и выбранных критериев. Второй способ называется «кольца Венна». Если есть два объекта для сравнения, то рисуются два пересекающихся кольца (можно больше). Записываешь в каждом кольце свойства или признаки каждого объекта, а на их пересечении то общее, что у них есть. Выводы будут напрашиваться сами собой.
Редкий студент перечитывает дома за чашкой кофе свои тетрадки, поэтому материал лучше запоминать на лекции. Если уж ты пришел на занятия, лучше позанимайся. И свое свободное время не потратишь, и сессия легче пройдет.
Елена САФОНОВА.