Пути выхода из инновационного кризиса
Выдержки из доклада проректора по НИР, д.т.н., проф. В.И. Лысака
Университетская наука включает в себя проведение как фундаментальных исследований в различных областях знаний, так и инновационную деятельность, направленную на реализацию завершающих стадий инновационного цикла. Именно этому виду нашей деятельности, а точнее поиску путей ее активизации мы и посвятим сегодняшний разговор, поскольку вокруг этой тематики в последнее время наибольшее количество публикаций, споров не только на уровне техническом, но и законодательном.
Сегодня правительство Российской Федерации отчетливо понимает, что «развитие уникального национального научно-технического потенциала, интеллектуальных ресурсов и технологической базы России является важнейшей общенациональной задачей». К осознанию этого подталкивает и вся имеющаяся статистика последних лет. Она упрямо показывает, что российская экономика в последние годы начала подниматься и развиваться. Хотя ни по одному из основных макроэкономических показателей мы не достигли уровня 90-го года. Несмотря на рост ВВП, 6,2%, в 2006 году его объем в сопоставимых ценах составил всего лишь 74% по отношению к уровню 90-го года. По результатам 2005 года (отчета за 2006 пока еще нет), произошло снижение темпов роста почти всех важнейших экономических показателей: ВВП – минус 0,9%, промышленное производство – минус 2,1%, инвестиции – минус 0,4%.
Сегодня уже прямо можно сказать о неконкурентоспособности ряда российских отраслей, прежде всего производства транспортных средств, промышленного оборудования. Ресурс технологической базы российской экономики, машины и оборудование, выработан более чем на 50%, в электроэнергетике и того выше – 57,8% и достиг критического уровня. Средний возраст оборудования по стране – более 20 лет. Свыше 80% национального экспорта приходится на поставки минерального сырья и полуфабрикатов. Главными статьями экспорта оставались энергоресурсы, черные и цветные металлы, удобрения, лесоматериалы.
Россия занимает первое место в мире по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля, азотных удобрений, по экспорту нефти – 3-4 место. Удельный вес машиностроительной продукции, включая поставки высокотехнологичной продукции и наукоемких услуг, в экспорте составляет весьма незначительную часть – 9%. В США этот показатель держится на уровне 48%, в Германии – 50%, в Японии – 70%.
Исходя из сложившейся ситуации правительство Российской Федерации в ближайшие годы ставит задачи кардинального роста государственного бюджета и увеличения в нем доли расходов на науку до 268 миллиардов рублей в 2015 году, и доведения до 2,5% внутренних затрат на исследования и разработки – от ВВП. На сегодня он составляет величину 1,17%.
Коэффициент изобретательской активности, количество заявок на 10 тысяч населения у нас сегодня составляет 1,6.
Но посмотрите, каков этот показатель в развитых странах: США – 17 (более, чем в 10 раз), в Японии – 24.
В нашем университете мы сегодня ставим задачу активизации этого вида научной деятельности. С этой целью наш НИЧ реорганизован в департамент науки и инноваций, создан отдел инноваций и трансфера технологий. Повсемерно готовы поддержать, в том числе финансами и кредитами, перспективные для скорейшей реализации инженерно-технические разработки.
Недавно большая группа наших ученых побывала в Китае, где активно создаются и успешно функционируются технопарки, как, впрочем, и в Европе. Парки, учрежденные вузами, пользуются большими налоговыми льготами. И в настоящее время, с приходом молодых перспективных предпринимателей в руководство инновационной политики нашей области, мы очень сильно рассчитываем, что совместными нашими усилиями продвинемся в этом направлении. В целом же по Российской Федерации наблюдается рост сети инновационных технологических центров, технопарков.
Волгоградская область по целому ряду показателей, связанных с развитием инновационного потенциала, занимает достаточно хорошие позиции в ЮФО. Здесь создано 66 инновационно активных предприятий (в Ростовской области – 63). И по объему инновационной продукции, производимой в Южном федеральном округе, Волгоградская область, наравне со Ставропольским краем, тоже занимает хорошие позиции.
Однако разработка подавляющей части технологических инноваций в России происходит не за счет промышленных предприятий, являющихся носителями технологий, а за счет федерального бюджета, который не занимается непосредственным внедрением ноу-хау. Можно сказать, что российские предприятия и компании успешно переложили свое инновационное бремя на государство. Величина затрат промышленных предприятий в последнее время составляет в среднем около 20%. В развитых странах доля промышленности в финансировании исследований разработок составляет: США – 66%, Германии – 64%, Канаде – 49%, Франции – 48%, Великобритании – 47%.
Все сказанное позволяет квалифицировать сложившуюся ситуацию, как весьма специфический инновационный кризис российской экономики. Если в обозримом будущем не произойдет коренного перелома к лучшему, то Россия рискует оказаться в числе стран, являющихся технологическими аутсайдерами. Приведу данные экспертов организации по экономическому сотрудничеству и развитию в Европе: поразительные диспропорции между инвестируемыми средствами и получаемым результатом. Более половины расходуемых на новые технологии средств в России направляется на совершенствование производственного процесса, покупку нового, преимущественно импортного, оборудования, а не на создание инновационных продуктов. Мы не конвертируем наши знания в наукоемкую продукцию. Для реализации имеющегося потенциала, по мнению компетентных специалистов, потребуются дополнительные шаги по созданию разумных, отличающихся открытостью, условий предпринимательства.
Сегодня стоит задача ускоренной модернизации экономики России в условиях открытого рынка. И в нашем университете мы всерьез должны посмотреть на проблему инновационного развития научных школ. Мы имеем неплохую динамику наращивания объемов НИР. Эти заказы выполняются по заданиям промышленных предприятий. За последние 4 года мы почти утроили объем наших выполняемых НИР. А вот разработок инновационного типа у нас не так много.
Подводя итог, хотел бы констатировать главное: современный этап развития рыночной экономики в России, в отличие от экономик стран с развитыми рыночными отношениями, характеризуется тем, что большая часть крупных промышленных предприятий по разным причинам не заинтересована в модернизации своего производства. Малый и средний бизнес в стране находится в стадии начального развития и пока еще не в состоянии активно включиться в инновационный процесс. Здесь и боязнь риска, и отсутствие свободных средств у предпринимателей, и отсталое налоговое законодательство. В свою очередь наука, и в частности ученые технического университета, могут и предлагают для экономики региона целый ряд перспективных научных разработок инновационного характера.
Но, повторюсь, в стране, где нет серьезного прорыва в обсуждаемом вопросе, как воздух нужно новое законодательное регулирование инновационной деятельности, предусматривающее льготы и меры стимулирования этого вида инновационной деятельности.