Военные тайны доцента Хейфеца
Доцент кафедры «Автоматические установки» Владимир Идельевич Хейфец – старейший преподаватель ВолгГТУ, ему 89 лет. Он вырос в Ленинграде, там же поступил в Военно-механический институт. Но учеба была прервана.
С началом войны многих студентов старших курсов, обучающихся по оборонным специальностям, направляли на военные заводы на Урал и в Сибирь. Некоторым военмехавцам, сокурсникам Владимира Идельевича Хейфеца, удалось остаться в родном городе на ленинградских заводах: от лишних рабочих рук предприятия не отказывались. Но тогда еще никто не представлял, какое страшное испытание выпадет на долю города на Неве во время блокады. Семье Хейфецев – родителям и сестре – удалось не погибнуть в голод, холод, бомбежки и эвакуироваться в Кировскую область. Но это будет потом. Пока же закончивший в 1941 году четвертый курс Володя Хейфец получил путевку на артиллерийский завод в Пермь, где скоро проявил свои незаурядные способности в конструкторском отделе.
В 1942 Ленинградский военно-механический институт эвакуировали в Пятигорск, а затем в Пермь, и работавшие в тылу студенты смогли продолжить обучение без отрыва от производства. Там В.И. Хейфец и защитил диплом.
Лето 44-го. Ленинград уже был освобожден от блокады. Сталинград поднимался из руин, и ему на помощь шли эшелоны со всех концов страны, ехали добровольцы. Даже с военных заводов было разрешено отпускать желающих помочь нашему городу. Среди них и оказался Владимир Идельевич с товарищем. Но ехали они не просто восстанавливать Сталинград, а мечтали попасть на завод «Баррикады», о котором, конечно, были наслышаны.
Некоторые цеха уже работали, восстановительные работы шли полным ходом. Конструкторское бюро расположилось пока в большой армейской палатке…
– Мы проектировали буровые установки, – вспоминает Владимир Идельевич, – война-то уже кончилась. Но, конечно, надо было поддерживать военную мощь страны, поэтому и артиллерийскими установками занимались, и пусковыми ракетными установками.
Работал В.И. Хейфец усердно и много, он принимал участие в проектах, о которых не писали и не говорили в советские времена. Но сейчас нам приоткрыли некоторые военные тайны. Вот хотя бы, например, что писал журнал «Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра» в июле 2009 года о событиях почти шестидесятилетней давности: «Задание было посерьезнее предыдущего. Выбросить из канала ствола три тонны – такого в СССР еще не было! … 5 апреля 1952 г. была зарегистрирована тема БР-105 под названием «Проектирование ненарезного 650-мм ствола установки для отстрела и испытания авиабомб БРАБ-1500 и БРАБ-3000». Регистрацию провел начальник научно-исследовательского отдела №6 В.И. Хейфиц. Ему поручалась и дальнейшая разработка… К декабрю 1954 г. был утвержден подбор зарядов. Длину ствола приняли равной 18463 мм».
Здесь же, в Сталинграде, Владимир Идельевич создал семью (его сын живет в Москве, жена уже ушла из жизни). Он увлекался шахматами, был чемпионом завода «Баррикады», а в политехе выступал за факультет, вместе с В.Г. Кучеровым, ныне профессором, – за институт в городских соревнованиях.
А еще у В.И. Хейфеца была страсть к автопутешествиям. Он с семьей объездил все тогдашние республики СССР, исколесил Каракумы и предгорья Тянь-Шаня, всю европейкую часть страны, включая высокие предгорья.
А то, что судьба свела Владимира Идельевича с нашим вузом, вовсе не удивительно. В 1964 году началось создание новой кафедры – «Автоматические установки», первым заведующим которой был кандидат наук, доцент Василий Иосифович Колмаков. Пригласить в качестве преподавателей на кафедру было решено ведущих специалистов из промышленности. Среди них был и тогдашний заместитель главного конструктора завода «Баррикады» Владимир Идельевич Хейфец. Он уже имел звание доцента, которое получил именно за работу в КБ, на его счету – три десятка изобретений, большинство из которых внедрены в производство, он награжден нагрудным знаком «Изобретатель СССР». Сначала совмещал преподавание с основным местом работы, а потом по возрасту оставил завод и перешел в политех читать курсы «Артиллерия» и «Основы проектирования ракетно-космических комплексов».
– Я так стараюсь построить свои лекции, чтобы в них было больше конкретных примеров из моей практики, – говорит Владимир Идельевич. – Особое внимание я уделяю причинам всякого рода аварий и неудачных испытаний, потому что они происходили в основном из-за невнимательности, халатности, небрежности. Я предлагаю студентам непростые ситуации, а они должны найти их разрешение.
В свои уважаемые годы Владимир Идельевич не только читает лекции, но и издает учебные пособия. В позапрошлом году вышло «Введение в ракетно-космическую технику» (с грифом УМО), среди авторов которого – герой нашего материала, а в прошлом – авторское пособие В.И. Хейфеца «Динамика старта с нулевых направляющих».
Елена Гринева.