Транспортный прогресс на международном уровне
24-26 сентября в ВолгГТУ проходила V Международная научно-практическая конференция «Прогресс транспортных средств и систем – 2013».
Открыл пленарное заседание сопредседатель оргкомитета конференции, ректор волгоградского техуниверситета, академик РАН Иван Александрович Новаков. Он поприветствовал собравшихся, вспомнил, как проходили первые научные форумы, посвященные транспортным средствам и системам, после чего представил президиум. В его состав также вошли: генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «ЦКБ «Титан», завкафедрой АУ ВолгГТУ В.А. Шурыгин, директор НИИ МВС ЮФУ, чл.-корр. РАН И.А. Каляев, проректор по научной работе МАДИ А.М. Иванов и завкафедрой ТЭРА ВолгГТУ А.А. Ревин. После чего Иван Александрович выступил с докладом.
Руководитель вуза, прежде всего, акцентировал внимание собравшихся на том, что наука – доминирующий аспект в развитии ВолгГТУ. «Мы придерживаемся такого принципа: университет – это научное учреждение, в котором обучаются и воспитываются студенты», – подчеркнул И.А. Новаков.
Затем он привел данные по публикационной активности ученых, выдаче охранных документов, сравнив показатели политеха с другими российскими вузами, а также подробно остановился на развитии науки в мире. В завершение выступления ректор ответил на вопросы и передал слово проректору по научной работе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) А.М. Иванову.
«Перспективы развития кооперативных транспортных систем» – так звучала тема доклада Андрея Михайловича. Его выступление было посвящено «умным» автомобилям, многие из которых уже сейчас оснащены системами, позволяющими контролировать полосы движения, улучшать ночное видение и т.д. Но все эти технические приспособления рассчитаны не на очень далекое расстояние. Ученые задаются вопросом, как «заставить» автомобили обмениваться друг с другом и с системой информацией, покрывая более дальние расстояния. И эта идея сейчас активно обсуждается.
Виктор Александрович Шурыгин рассказал о «Современных направлениях развития автотранспортных платформ для перспективных подвижных грунтовых ракетных комплексов». К примеру, первые ракетные комплексы были оснащены гусеничными платформами, которые в силу многих недостатков ушли в прошлое. Докладчик на примерах «Луна-М», «Точка-У», «Пионер», «Тополь», «Искандер-М» и других ракетных комплексов рассказал об изменении и усовершенствовании автотранспортных платформ.
Кроме того, участники конференции заслушали доклады Игоря Анатольевича Каляева «Мобильные робототехнические системы специального назначения: состояние и перспективы», посвященный самоходным наземным комплексам, и Густава Касаницкого (директора института судебных экспертиз, Словакия) «Системные подходы анализа механизма ДТП в ЕЭС». Во второй половине дня пленарное заседание продолжилось.
В среду утром члены оргкомитета и участники конференции посетили музей истории и науки ВолгГТУ, где его заведующая С.П. Мишта рассказала о становлении вуза, его работе в годы Великой Отечественной войны, послевоенном развитии. Затем ведущие ученые университета представили уникальные разработки политехников в области физико-химии полимеров, сварки взрывом металлических композиционных материалов, транспортных комплексов и другие.
Далее гостям волгоградского техуниверситета было продемонстрировано в действии совместное изобретение факультета транспортных комплексов и систем вооружения ВолгГТУ, ЦКБ «Титан» и Института прикладной математики М.В. Келдыша РАН – шагающий агрегат с ортогональными движителями «Ортоног», а также выездная лаборатория по определению качества автодорог, которой располагает факультет автомобильного транспорта.
После знакомства с вузом ученые приступили к секционным заседаниям. Всего шесть секций: «Автомобили», «Энергетические установки транспортных средств», «Организация перевозок и управления на транспорте», «Мобильные робототехнические и специальные транспортные системы» и другие.
На заключительном пленарном заседании к участникам обратился заведующий кафедрой «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» ВолгГТУ Александр Александрович Ревин. Он поблагодарил собравшихся за интересные доклады, в том числе и на секциях, обсуждения, плодотворный труд. «Несомненно, это была полезная встреча, которая послужит активному развитию многих научных направлений», – завершил свое выступление А.А. Ревин. После чего Михаил Вольфредович Ляшенко, заведующий кафедрой «Автомобиле- и тракторостроение», представил проект решения.
На прошедшей конференции были обсуждены вопросы создания нового поколения колесных и гусеничных наземных машин, их энергетических установок, мобильных робототехнических и специальных транспортных систем, трибологии и новых материалов деталей и узлов транспортных систем, а также организации перевозок и управления на транспорте. На конференцию было представлено 164 доклада российских и зарубежных ученых. В ее работе приняли участие 387 специалистов из 37 вузов, НИИ, предприятий и фирм транспортного профиля России, Словакии, Польши, Украины, Беларуси, что определило ее большое международное значение.
Наталья Толмачева.
Ирина Миронова.