Как жили, как живем, как будем жить...
По традиции, в канун нового учебного года состоялось общее собрание трудового коллектива университета. С докладом об итогах работы коллектива университета в 2007-2008 учебном году и задачах на новый, 2008-2009, год выступил ректор вуза, чл.-корр. РАН И.А. Новаков.
Он также проанализировал ситуацию, сложившуюся с набором первокурсников в нашем университете и в других вузах страны, проинформировал собравшихся о новых нормативных законодательных актах, напомнил о президентском указе, направленном на создание федеральных университетов, о рейтинге российских вузов, на который все более уповают федеральные власти. И главное, на чем акцентировал внимание докладчик – чтобы университету выжить в новых условиях, необходимо иметь сильные научные школы. «Думаю, что мы всегда поступали правильно, считая одним из главных критериев развития университета укрепление научных школ», – подчеркнул И.А. Новаков.
После доклада началась торжественная часть с церемонией вручения целому ряду преподавателей и сотрудников политеха наград: знаков «Почетный работник высшего образования Российской Федерации», Почетных грамот, были также зачитаны благодарности, объявленные приказом Минобрнауки.
В завершение Иван Александрович еще раз поздравил политехников с Днем знаний, знаменующим начало нового учебного года!
Предваряя анализ работы коллектива университета в прошлом году, руководитель вуза напомнил, что в сентябре 2007 г. ВолгГТУ прошел очередную комплексную проверку своей деятельности. В результате были получены лицензия А № 283168 от 10.10.2007, регистрационный № 9492 сроком действия до 10 января 2013 года и свидетельство о государственной аккредитации АА № 001032, регистрационный № 1005 от 03.12.2007 г. сроком действия до 03.12.2012 г.
Количество перерастает в качество
Одна из главных составляющих образовательной деятельности вуза – это качество подготовки выпускников. И в дальнейшем, по словам ректора университета, этому будет уделяться все больше внимания.
В настоящее время утвержденных учебных планов в ВолгГТУ, включая филиалы (ВПИ и КТИ), насчитывается 351, в т.ч. по подготовке бакалавров – 68, магистров – 44, по подготовке специалистов по основным программам – 149, сокращенным – 90. Кроме того, в ВолгГТУ 35 программ послевузовского образования (аспирантура), 30 программ дополнительного профессионального образования по лицензии. Всего в рамках лицензированных образовательных программ – 173 (в прошлом году их было 151), в том числе 152 (соответственно, 139) – по повышению квалификации, 21 (соответственно, 12) – по профессиональной переподготовке. Как видим, даже в сравнении с прошлым годом количество образовательных программ в нашем университете заметно выросло.
Изменения законодательной базы
В условиях реформирования системы высшего образования в России принят целый ряд поправок законодательной базы, касающейся этой сферы. Достаточно назвать правовые документы о введении двух уровней высшего профессионального образования: бакалавр и магистр. Подготовка специалистов осталась исключительно по отдельным направлениям, таким, как, например, медицина, оборонная промышленность. Значительные изменения в законодательной базе произошли в связи с принятием ФЗ «Об автономных учреждениях» и ряда других законов. Ректор коснулся также Указа Президента РФ «О федеральных университетах», принятого уже в мае 2008 года. В настоящее время создано два федеральных университета в стране, но уже в ближайшей перспективе их станет, как минимум, вдвое больше. Речь идет, прежде всего, о тех университетах, где есть сильные научные школы.
Жизнь вносит коррективы
В своем докладе И.А. Новаков сослался на бюллетень нормативных правовых актов «Официальные документы в образовании», вышедшем в мае этого года, где представлена современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. Основными структурными элементами системы высшего образования станут университеты, академии и институты, среди которых будут выделяться: 10-12 научно-образовательных комплексов мирового уровня; 20-40 исследовательских вузов, чья деятельность поддерживается на конкурсной основе и обеспечивает реализацию исследовательских программ; 100-150 крупных университетов регионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации; и университеты, академии, институты, реализующие, главным образом, программы бакалавриата.
По порядку рассчитайтесь!
В этой связи не последнюю роль играют рейтинги вузов. Среди технических вузов, которых в России 174, на первом месте МГТУ, на втором УПИ, и т.д. ВолгГТУ вместе с филиалами занимает 41-е место, а без филиалов 31-е. И это совсем не плохо, если такие известные вузы, как МИСиС, МАДИ и МАИ занимают, соответственно, 25, 27, 28 места, а, к примеру, КубГТУ идет за нашим вузом (42-е место), СамГТУ – на 53-м месте.
В рейтинговом списке всех российских вузов – а их 497 – наш университет находится на 125 строчке, оставляя далеко позади ВГПУ (166), ВолГУ (171), ВГСХА (240), ВолгАСУ (327), Волгоградскую академию физкультуры (365-е место). Как подчеркнул докладчик, рейтинги все больше входят в практику анализа вузов. Для сравнения он привел шанхайский критерий определения рейтинга, в котором учитывается число выпускников вузов, получивших Нобелевскую премию, число (частота) цитируемых работ и т.п.
В определении критерия рейтинга российских вузов – все больший крен на качество научных школ.
Одиннадцатиклассники в дефиците
Основными условиями в сфере образования сегодня являются рыночность образовательных услуг и демографическая ситуация. На это указывает и динамика изменения количества выпускников 11 класса. Так, в 2003 году в Волгоградской области их было 24 435, в 2004-м – 25 229, в 2005-м – 25 741, а, начиная с 2006 года, наблюдается спад: 23 250, в 2007-м – 21 600, в этом году ожидается 21 095 выпускников. Не утешителен и дальнейший прогноз: в 2009 году, предполагается, что выпуск одиннадцатиклассников снизится до 19 300 человек, а в 2010-м – их станет еще меньше – всего 18 000.
Снизилась также успеваемость одиннадцатиклассников, что показали итоги сдачи ЕГЭ, в частности, по математике. Если пять лет назад «5» соответствовала 74 баллам и более, то в 2008 году она приравнивается к 65 баллам и более. «2» ранее соответствовала 35 и менее баллам, а теперь ее потолок – 24 балла. То же самое произошло с другими оценками.
Заметно уменьшилось число медалистов, зачисленных в волгоградские вузы.
Сегодняшние реалии
В нашем университете набор абитуриентов на 1-й курс в этом году выполнен, контрольная цифра сохранена, хотя по российским вузам в целом она снижается. Но и у нас, как показывает практика, в конце первой сессии количество первокурсников сокращается в основном по причине неусвояемости вузовских дисциплин вчерашними выпускниками школ.
В последнее время все больший интерес проявляют абитуриенты к заочной форме обучения. И в этом году набор заочников тоже вырос. А вот поступающих на очно-заочную, или вечернюю, форму обучения становится все меньше, и эта тенденция спада продолжается. Такая картина наблюдается не только в нашем, но и во всех российских вузах.
По числу контрактников нынешний набор в политех практически не отличается от прошлогоднего. Количество абитуриентов по договорам с полным возмещением затрат в целом по вузу составляет: по полной программе – 426, по сокращенной – 207. По-прежнему не простыми остаются отношения вузов с бизнесом. Так, из 633 человек, поступивших в этом году в ВолгГТУ на дневную форму обучения, только за одного студента будет платить предприятие, иными словами, с юридическими лицами заключен всего один контракт. И дело не только в том, что бизнес не заинтересован в подготовке кадров для себя, но и сами абитуриенты не хотят зависеть от работодателя по окончании вуза.
Всего же в ВолгГТУ обучается сегодня 20 359 студентов, из них 9 720 – бюджетников и 10 639 – контрактников , или 52,3% от общего количества.
Главное – результативность
Дальнейшее динамичное развитие университета зависит от результативности работы профессорско-преподавательского состава. И здесь надо прежде всего отметить, что число докторов наук увеличилось с 35 (в 1988 году) до 152 ( в 2008 году), кандидатов наук – с 409, соответственно, до 593. Растет количество молодых работников, в том числе и остепененных. Больше всего молодых преподавателей (до 30 лет) работает в ВолгГТУ (без филиалов) – 124 человека, среди которых 39 кандидатов наук. За последние пять лет кандидатские диссертации защитили в ВолгГТУ 384 человека, однако из них только 132 работают в политехе. И это серьезно заботит руководство вуза. В целом же остепененность ППС университета составляет 64, 2%.
Динамика, несомненно, положительная. Но важны также реальные результаты по конкретным делам. Руководство вуза постоянно принимает меры по улучшению результативности работы научных кадров. Так, например, при конкурсном отборе на новый срок преподаватели с ученой степенью за отчетный период (5 лет) должны иметь не менее 3-х публикаций научных или научно-методических статей в центральной печати или изобретений и не менее 3-х методических разработок.
Компьютер – как обязательное средство труда
Понятно, что для дальнейшего динамичного развития университета необходимо оснащение его новейшим оборудованием и вычислительной техникой. В последние годы в ВолгГТУ значительно возросли средства, выделяемые на приобретение научного оборудования – с 30,2 млн. рублей в 2006 году до 40,7 млн. рублей, прогнозируемых в 2008 году.
В университете создаются электронные базы данных, получен доступ к 15-ти информационным базам данных научного поиска, в НТБ университета введены электронные читательские билеты. Стремительно растет количество закупаемых вузом компьютеров. В настоящее время университет имеет информационно-вычислительную технику в достаточном количестве. Компьютеры с доступом в Интернет установлены не только в университетских корпусах, но и в двух студенческих общежитиях. Сегодня главная задача состоит в том, подчеркнул руководитель вуза, чтобы и преподаватели, и студенты результативно использовали имеющуюся информационно-вычислительную технику.
С докладом об итогах работы коллектива университета в 20072008 учебном году и задачах на 20082009 учебный год выступил ректор вуза И.А. Новаков
¦ Подготовка и проведение необходимых мероприятий по введению в действие в университете ФГОС третьего поколения, по мере их представления Министерством образования и науки РФ.
¦ В соответствии с приказом ректора ВолгГТУ от 06.06.08 №220, всем факультетам и кафедрам университета ускорить работы по организации элементов электронной образовательной среды для реализации современных образовательных технологий в учебном процессе по очной и безотрывной формам обучения.
¦ Открыть специализированные магистерские программы на следующих факультетах университета: МСФ, ФТКМ, ФАТ, ФЭВТ и ФТПП.
Основные задачи научных подразделений
¦ углубление фундаментальных исследований и поддержка научных школ университета;
¦ стимулирование весомых публикаций и изобретений, развитие инновационной и хоздоговорной деятельности; разместить на сайте университета раздел по инновационным разработкам;
¦ оснащение научных лабораторий современным уникальным оборудованием;
¦ открытие новых специальностей в дис.советах и аспирантуре, усиление контроля за подготовкой аспирантов;
¦ привлечение зарубежных партнеров для выполнения совместных научных проектов;
¦ дальнейшее развитие научных контактов с предприятиями и организациями нашего и других регионов; обеспечить в 2008 году коммерческую реализацию объектов интеллектуальной собственности путем заключения не менее 2-х лицензионных договоров с промышленными
предприятиями.
Материальная база ВолгГТУ – это:
93 объекта недвижимости;
162,7 тыс. м2 площадей;
38,5 га земли;
более 35 единиц оборудования стоимостью от 1 млн. до 16 млн. руб.
В этом году как никогда значительное число объектов прошли реконструкцию. И вся учебно-лабораторная база готова к учебному году