Из первых уст

Откровенно о самом главном

Откровенно о самом главномМинистерство науки и высшего образования РФ провело семинар по информационному взаимодействию, в котором было более 400 участников, в том числе представителей 230 вузов из 85 российских регионов. ВолгГТУ представлял первый проректор опорного университета С.В. Кузьмин. Ключевым событием семинара стал Public-talk с участием главы ведомства Михаила Михайловича Котюкова.

Нам представилась возможность узнать об обсуждавшихся проблемах на семинаре, что называется, из первых уст.

– Сергей Викторович, Ваше общее впечатление о семинаре, участником которого были?

– Если коротко, – весьма благоприятное. Понравилась и сама атмосфера – деловая. Особенно, конечно, впечатлил Public-talk Министра с участниками встречи своей открытостью и, если хотите, откровенностью. Эти принципы были доминирующими как в его выступлении, так и в диалоге с аудиторией.

Подкупал и формат разговора – «на равных». Даже в своем выступлении Министр науки и высшего образования РФ говорил: «для нас важно…», «мы должны…», «нам надо …», как бы объединяя министерство с вузами и не снимая ни с кого, в том числе с себя, ответственности.

– Прозвучала ли такая мысль, которую Вы выделили для себя главной, чтобы взять на вооружение в нашем вузе?

– Прозвучала и не одна. Например, «Никто из обучающихся в университете не должен чувствовать себя на обочине процесса». Мы же в основном делаем ставку на студентов с активной жизненной позицией. А наша задача, говоря словами главы ведомства, научиться работать с каждым из них: для каждого нужно свое внимание, нужен свой подход, для каждого должна быть возможность показать свои лучшие качества. И каждого поступившего надо держать в поле зрения на протяжении всех лет его обучения в вузе.

Также были интересные практики других вузов, которые тоже можно взять нам на вооружение.

– О каких наиболее важных проблемах говорилось в диалоге?

– Вообще, на состоявшейся встрече был поднят большой пласт вопросов – от роли вузов в формировании государственной информационной научно-образовательной и молодежной политики до задач и вызовов, стоящих перед современной системой высшего образования в стране.

Из выступления Министра науки и высшего образования РФ Михаила Михайловича Котюкова.

Главный в университете – студент

– Нам всегда важно держать в фокусе внимания человека: главный в университете – это обучающийся, студент, неважно – он на бюджетном месте или сам за себя платит, – для нас он самый важный. И по его успеху судят о наших успехах. Если он успешен, значит мы, в принципе, неплохо сработали. Если он, помимо базовых знаний, еще сумел этими знаниями распорядиться, и как человек он достойный, – тогда это выпускник хорошего университета. И можно по праву гордиться таким результатом нашей деятельности.

Коммуникации с обществом

– Вторая часть – тоже немаловажная – это коммуникации с обществом. Мы должны уметь правильно рассказать о том, что мы делаем. Это не означает, что мы должны только хвалить себя. Мы должны быть честными и открытыми. У нас (вузов – прим. ред.) есть сильные стороны и слабые стороны, и нужно честно сказать об этом: вот это – наши преимущества, а над этим – нам предстоит еще поработать, и мы будем всячески развивать эти направления. Мы должны сконцентрировать значительные усилия и ресурсы, чтобы этот уровень подтянуть, и чтобы вуз стал, что называется, органичным. Это честная позиция, она себя окупает, и она располагает к серьезному диалогу.

Нужна ранняя профориентация

– К сожалению, лучшие абитуриенты стараются уехать в столицы. Это не самый лучший для нас стартовый уровень. Надо, чтобы мы могли дать возможность ребятам в разных городах получать самое лучшее по мировым и российским меркам образование. Чтобы они могли и трудоустроиться на хорошую работу, и чтобы работа была интересной, и чтобы возможность профессионального роста была.

Отчасти и здесь нам нужно играть решающую роль: выстраивать тесные отношения с работодателями, как можно раньше привлекать молодежь и студентов к программам, которые мы будем вместе с индустриальными партнерами реализовывать. Чтобы как можно раньше встретились будущий работник и будущий работодатель – в исследовательском проекте, в общественном, в другом каком-либо мероприятии – чем раньше, тем лучше.

Ранняя профориентация нужна: чем раньше они друг друга поймут, будут говорить на одном языке, тем лучше. Не будет проблемы перехода из студенческой аудитории в производственную лабораторию на предприятии. Логично, если студенты на третьем, четвертом годах обучения, и даже раньше, будут знакомиться с будущим рабочим местом.

Сложнее, когда мы готовим специалистов для отраслей, которых еще даже нет. И тут-то у нас повышенная ответственность – не ошибиться, дать какие-то правильные стартовые условия. Поэтому к нам запрос большой: чтобы мы были в авангарде этих изменений, предвосхищали что-то, готовили соответствующие программы и свои решения.

Стр. 3 из 14pdf