Актуально

О глобальном рейтинге вузов

О глобальном рейтинге вузовВ опорном техническом университете состоялась встреча с региональным директором Times Higher Education в России и странах СНГ Егором Борисовичем Яблоковым, темой которой стало обсуждение актуальных вопросов составления глобального рейтинга университетов THE WUR.

Напомним, что наш университет (единственный из всех вузов региона) второй год подряд входит в мировой рейтинг, публикуемый британским изданием. Среди лучших университетов мира техуниверситет занимает строчку 1001+, всего же в глобальный рейтинг 2018-2019 гг. попали 35 российских вузов. Кстати, и подобная встреча в стенах ВолгГТУ также не первая – Егор Борисович приезжал в ноябре 2017 года.

Начав с небольшого экскурса в историю, Егор Борисович отметил, что как таковым рейтингом Times Higher Education британское издание занимается относительно недавно – с 2004 года.

А начиналось все в 1971 году с издания журнала, посвященного науке и академическому сообществу. Сначала он был черно-белым приложением к английскому журналу Times – теперь же их связывает только часть названия. Периодическое издание выходит еженедельно по четвергам, многие материалы, публикуемые в журнале, можно прочесть и на официальном сайте, причем абсолютно бесплатно.

Что касаемо самого рейтинга, то чуть меньше чем за 15 лет ТНЕ стал одним из трех ключевых и авторитетных рейтингов (наряду с Academic Ranking of World Universities, больше известным как Шанхайский рейтинг, и QS).

Естественно, за эти годы система рейтингов ТНЕ стала разнообразнее: наряду с глобальным появились предметные и региональные. Чем они отличаются от глобального? По сути, система индикаторов одна и та же, меняются лишь весовые коэффициенты и появляются дополнительные входные критерии. Но университет не может попасть, к примеру, в региональный рейтинг, если он не входит в глобальный.

При составлении глобального рейтинга используются 13 индикаторов эффективности с целью обеспечения наиболее полного и сбалансированного сравнения, которому доверяют ученые, руководители университетов, студенты, представители промышленности и сотрудники правительства.

Индикаторы эффективности сгруппированы по пяти направлениям: качество образовательной деятельности, качество научной деятельности, цитируемость научных публикаций, международное взаимодействие, доход от производственной деятельности, т.е. взаимодействие с реальным сектором экономики.

Для университета является обязательным ведение образовательной деятельности, относительная универсальность (в рейтинге нет узкоспециализированных вузов) и не менее 1000 публикаций, индексируемых в БД Scopus, за последние 5 лет (причем в год таких публикаций должно быть не менее 150 – это показатель стабильности).

Отдельный блок выступления Е.Б. Яблокова был посвящен реализации инициатив академического превосходства в различных странах: Германии, Китае, России – то есть тому, как государство взаимодействует с научным сообществом, как поддерживает высшую школу. Примером такой программы в нашей стране является Проект 5-100, в котором сейчас участвует 21 университет.

Наталья Михайлова.
Фото Василия Мешковского.

Стр. 12 из 13pdf