Победе под Сталинградом посвящается

Знаменитый ДТ-75 отметил свое 55-летие

Знаменитый ДТ-75 отметил свое 55-летиеСо Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история советского танкостроения.

Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н.Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.

В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года. В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт. СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно.

Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.

Недавно самый распространенный гусеничный трактор в мире ДТ-75 отметил знаменательную дату. 55 лет назад, 30 декабря 1963 года, на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) началось массовое производство знаменитого трактора-долгожителя ДТ-75.

Более мощный (на 39% – 75 л.с.) и экономичный, меньшей массы дизель СМД-14, повышенные рабочие скорости, 7-ступенчатая коробка передач и другие достоинства – основные отличия были у нового трактора от его предшественника ДТ-54А.
В 1969 г. было начато производство болотоходного трактора ДТ-75Б, а в 1972 г. – крутосклонного трактора ДТ-75К.

В 1979 г. был кардинально изменен дизайн тракторов ВгТЗ.

В середине 90-х годов на конвейер был поставлен торфяной трактор ДТ-75ДТ. Небольшими партиями по заказам потребителей выпускались пахотно-пропашные тракторы ДТ-75НП, ДТ-75ДП. Велись работы над модификациями для рисоводства, картофелеводства и др.

На базе ДТ-75 были созданы более совершенные пахотные тракторы: энергонасыщенный скоростной ДТ-175СДТ-175М «Волгарь» мощностью 170 л.с. с автоматической бесступенчатой гидромеханической трансмиссией (внедрен в 1986 г.), затем машины нового поколения ВТ-100Н и ВТ-100Д мощностью 120-130 л.с. (1994 ), ВТ-150Д мощностью 150 л.с. (2005), и их модификации различного назначения.

Тракторы типа ДТ-75 были поистине универсальны. В сельском хозяйстве они во всех почвенно-климатических зонах страны выполняли самые разнообразные работы, широко применялись в промышленности, строительстве, мелиорации, на торфодобыче и в других отраслях; бульдозер на базе тракторов типа ДТ-75 – самый массовый бульдозер в России.

География экспортных поставок этих машин простиралась от Финляндии на севере до стран Африки на юге, от Вьетнама на востоке до Кубы на западе.

Следует с гордостью отметить, что в создании ДТ-75, освоении его производства, совершенствовании и модернизации самое непосредственное и активное участие принимало большое число выпускников нашего вуза, работавших на ВгТЗ; разностороннюю помощь и поддержку в этом им оказывали сотрудники многих кафедр.

Стр. 9 из 13pdf