О новой системе оплаты труда
В последнее время много говорят о новой отраслевой системе оплаты труда. Еще в прошлом году вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября №605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
В данном постановлении был указан и временной интервал, за который должна быть введена новая система оплаты труда, – с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года. И вот, наконец, 5 августа 2008 года выходит Постановление Правительства Российской Федерации № 583 о введении с 1 декабря 2008 года новых систем оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей. По сути, для этой категории работников это означает отмену Единой тарифной сетки и окончательный переход на новую отраслевую систему оплаты труда.
Разговоры об отмене ЕТС ведутся не первый год. Идея реформирования системы оплаты труда бюджетников родилась еще при Александре Починке в бытность его министром труда и соцразвития. Идея состоит в том, чтобы, упрощенно говоря, «отделить» педагогов от медиков, библиотекарей от социальных работников и т.д. Особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы требуют дифференцированного подхода и к принципам формирования оплаты труда, т.е. предполагается устанавливать зарплату бюджетникам не по ЕТС, а в соответствии с так называемыми «профессиональными квалификационными группами».
Формально с 2005 года в соответствии со 122-м законом Единая тарифная сетка осталась действовать только на федеральном уровне. Регионам же было предложено придумать свои собственные системы. Однако «отвязаться» от единой сетки так и не удалось: большинство регионов, не утруждая себя разработкой дифференцированных схем оплаты труда, продолжали ориентировать на ЕТС и зарплаты бюджетников-регионалов.
И вот правительством закреплены жесткие сроки: с 1 декабря 2008 года перейти на новую систему оплаты труда. Объем работы предстоит очень большой. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 №525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам», все должности, применяемые в бюджетной сфере, должны быть сгруппированы в профессиональные квалификационные группы (ПКГ). В свою очередь внутри каждой группы должности должны быть сгруппированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемых работ. Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам приведены в приказе № 525. Основным признаком таких критериев является образовательный уровень работника. Профессии рабочих и служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности.
Для нас – вид экономической деятельности – «Образование» по следующим критериям:
– отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия высшего профессионального образования;
– должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
– профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
– профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
Остальные критерии будут использованы Минздравсоцразвития России для группировки должностей, которые называются общеотраслевыми и применяются в одинаковом порядке для всех отраслей социально-культурной сферы.
В профессионально-квалификационных группах для работников высшего образования предусмотрено введение таких должностей, как декан факультета, заведующий кафедрой с самостоятельными окладами, а не с доплатами за деканство и за заведование кафедрой, как это применяется сейчас на практике.
Предполагается установить легитимность таких должностей, как учебный мастер, советник при ректорате, помощник проректора и др.
Для профессорско-преподавательского состава предусмотрена отдельная профессионально-квалификационная группа с отдельными окладами.
В связи с тем, что вводится новая система оплаты труда, с каждым сотрудником нужно будет подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.
Новая система оплаты труда работников учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Необходимо будет разработать новое положение об оплате труда, в котором предусмотреть установленные приказами Минздравсоцразвития перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера. А перечни эти таковы.
К компенсационным выплатам относятся:
– выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (или) опасными и иными особыми условиями труда;
– выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент за пустынность, высокогорный коэффициент, «северные» надбавки);
– выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных;
– надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Стимулирующие выплаты:
– выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
– выплаты за качество выполняемых работ;
– выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
– премиальные выплаты по итогам работы,
К сожалению, выплаты за стаж непрерывной работы или за выслугу лет в качестве обязательных выплат в образовании не применяются. Эти выплаты установлены нормативными актами по оплате труда в здравоохранении – «за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения». К образовательным учреждениям, таким образом, относятся только три категории выплат. Зато новая система оплаты труда предусматривает введение системы премирования, чего раньше в бюджетных учреждениях не было, за исключением премий, выплачиваемых из собственных средств университета (средств, оставшихся в распоряжении вуза после уплаты налога на прибыль). В связи с этим также необходимо будет разработать положение о премировании. Стимулирующие выплаты, их размер, порядок и условия выплат будут закреплены в положении об оплате труда, в положении о премировании с учетом рекомендаций Федерального агентства по образованию и по согласованию с профсоюзной организацией.
Заработная плата ректора, его заместителей (проректоров) и главного бухгалтера также будет состоять из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад ректора будет составлять до 5 размеров средней заработной платы работников основного персонала. Министерством здравоохранения и социального развития приказом от 8 апреля 2008 года №1б7н утвержден порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения. А приказом Федерального агентства по образованию от 10 июля 2008 года №812 утвержден перечень должностей работников, относимых к основному персоналу для расчета и определения размера должностного оклада ректора. К основному персоналу в соответствии с приказом Рособразования относятся должности:
– профессор
– доцент
– старший преподаватель
– преподаватель
– ассистент.
Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливаются на 10-30% ниже должностного оклада руководителя.
Таким образом, чем выше будет оплата труда сотрудников основного персонала, тем больше будут должностные оклады руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера.
Федеральное агентство по образованию может устанавливать руководителю подведомственного учреждения выплаты стимулирующего характера.
Для всех остальных сотрудников заработная плата будет складываться также из должностного оклада (ставок заработной платы) по профессиональным квалификационным группам и выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с вновь разработанным положением об оплате труда и нормами трудового права.
В соответствии с примерным положением по оплате труда работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию, размеры окладов устанавливаются руководителем учреждения с учетом уровня квалификации, профессиональной подготовки, сложности, объема, качества и характера выполняемой работы. Размеры должностных окладов утверждаются локальным нормативным актом по согласованию с профсоюзной организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583 установлено:
– штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения;
– для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, – также за счет средств государственных внебюджетных фондов);
– фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности;
– средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010г., объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, – также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.
И, наконец, переход на новые системы оплаты труда предполагает увеличение фонда оплаты труда до 30%. На сколько процентов реально увеличится заработная плата, покажет время.
Р.Н. Бганцева,
начальник планово-финансового управления.