Быть во всеоружии

Равнение на соответствие

или Как не попасть в "чёрный список"

В 2007 году предстоит очередная комплексная проверка нашего университета. О том, как она будет проходить и какие требования к вузу предъявляются, рассказывает заместитель начальника по общеметодическим вопросам УМО Евгения Романовна АНДРОСЮК.

– Комплексная оценка деятельности вузов введена в практику работы Министерства образования РФ с 1 января 2000 г. приказом Минобразования России от 12.11.1999 № 864. Она объединяет процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. При этом лицензионная экспертиза, аттестация и проверка показателей государственной аккредитации проводятся силами комплексной комиссии, состоящей из соответствующих подкомиссий.

– А из кого формируется эта комиссия?

– Состав комиссии утверждается распоряжением заместителя Министра образования, курирующего Управление лицензирования, аккредитации и аттестации.

– Какие документы требуются от вуза?

– Для прохождения комплексной оценки вуз представляет в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России заявление о проведении повторного лицензирования, в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России заявление на включение в график для проведения аттестации образовательного учреждения и копию заявления о проведении повторного лицензирования. А Госинспекция совместно с Управлением составляют график проведения комплексной оценки на основании принятых от вузов заявлений и формируют комплексную комиссию, которая будет работать в каждом вузе.

Существуют требования и к модулю комплексной оценки деятельности вуза. Модуль заполняется на дату начала работы комиссии по комплексной оценке. Данные из модуля представляются в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации на дискете и в бумажных формах (2 экземпляра), распечатанных из программы. Формы должны быть переплетены и заверены подписью ректора и печатью вуза.

– Есть ли какие-то изменения в прохождении выше указанных процедур?

– В целях оптимизации работ по сопровождению процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, его филиалов и отдельных образовательных программ, приказом Минобразования России за № 17 от 25.02.2004 изменен порядок заключения договора на информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения.

Договор заключается между высшим учебным заведением и Информационно-методическим центром государственной аккредитации Министерства образования Российской Федерации сроком на пять лет после подачи высшим учебным заведением заявления на аттестацию.

Предметом договора является информационно-методическое сопровождение процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, его филиалов и отдельных образовательных программ:

– оценка рабочих учебных планов образовательных программ, реализуемых высшим учебным заведением и представленных к аттестации и государственной аккредитации, на их соответствие требованиям государственных образовательных стандартов;

– информационно-аналитическое сопровождение контроля качества подготовки выпускников высшего учебного заведения при про ведении аттестации;

– информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения.

Информационно-методический центр Министерства образования Российской Федерации по аттестации образовательных организаций (г. Шахты) и Центр тестирования МГУП (г. Москва) являются соисполнителями работ по Договору.

После заключения Договора высшее учебное заведение действует в соответствии с порядком работ, размещенном на сайте http://www.nica.ru.

– Этот порядок касается всех вузов?

– Данный порядок распространяется на высшие учебные заведения, у которых проведение аттестации планируется в срок позднее марта 2004 года.

– Допустим, вуз получил положительную оценку лицензионной комиссии. И что дальше?

– При положительном решении лицензионной подкомиссии вуз получает лицензию.
При положительном заключении по аттестации, вуз может выходить на государственную аккредитацию.

А уже государственная аккредитация завершает цикл комплексной оценки деятельности вуза и становится возможной только после успешного завершения предшествующих процедур – лицензирования и аттестации.

В случае успешного прохождения комплексной оценки и положительного решения Аккредитационной коллегии вуз получает лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации на единый срок.

– Но возможно ведь и другое развитие событий. Существует так называемый «черный список», в который попали вузы, не соответствующие требуемым критериям лицензирования, аттестации, аккредитации. Насколько актуально это для нашего университета?

– Так вопрос не стоит. Мы провели сравнительный анализ, и по многим показателям наши фактические данные значительно превышают нормативы. Возьмем, к примеру, некоторые показатели госаккредитации. Так, среднегодовой объем фундаментальных и прикладных НИР на единицу научно-педагогического персонала за три года (в тысячах рублях) по нормативу – 5, а у нас по ВолгГТУ он составляет 14,319, вместе с филиалами – 17,476. Или число укрупненных групп специальностей: норматив – 7, фактически мы имеем в ВолгГТУ 10, вместе с филиалами – 11. Еще пример: количество учебников и учебных пособий на 100 человек ППС – соответственно, 0,5; 1,6 и 1,6. И так далее.

Но есть и тревожные для нас показатели. Так, например, эффективность деятельности аспирантуры – по нормативу должно быть 25 %, а фактически мы имеем всего 8,9 %. Вызывает обеспокоенность и такой показатель, как научные и научно-педагогические кадры с учеными степенями (или званиями). Если по ВолгГТУ он несколько превышает норматив – 62,3 % против 62 %, то общий показатель (вместе с филиалами) недотягивает до нормы – 59 %, в самих же филиалах он еще ниже – 50,4 % в ВПИ и 48 % в КТИ.

– И какие же меры следует предпринять?

– Для успешной подготовки к предстоящей комплексной проверке, на наш взгляд, необходимо:

Первое. Разработать и утвердить «Мероприятия по подготовке к комплексной проверке ВолгГТУ в 2007 году (лицензирование, аттестация, аккредитация)».

Второе. Создать систему управления качеством подготовки специалистов, используя имеющиеся в университете элементы этой системы.

Третье. Деканам факультетов и председателям НМСН разработать собственные «Мероприятия» по подготовке к комплексной проверке осуществляемых на факультетах ПрОП подготовки бакалавров, специалистов и магистров. (Для этой цели, вероятно, необходимо создание рабочих групп).

Четвертое. Деканам факультетов и заведующим кафедрами привести в порядок всю документацию по организации учебного процесса: учебные планы ПрОП, рабочие программы учебных дисциплин, протоколы заседаний советов всех уровней и т.д.

Пятое. Отделу кадров, совместно с деканатами и УМО в течение 2005/2006 учебного года подготовить сведения о ППС по требуемой форме.

Вопросы задавала
Оксана НОВИКОВА.

Стр. 2 из 11pdf